«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» |
Педагогика | |||
Автор: Степанюк Ольга Вячеславовна Тараканова Светлана Юрьевна | |||
09.07.2024 11:19 | |||
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
МАДОУ №30 г. Мончегорск, Мурманская обл. Благодаря тому, что в последние десятилетия появились и апробированы инновационные направления в различных образовательных областях, современное дошкольное образование качественно изменилось. Обновление дошкольного образования требует и кардинальных изменений профессионального имиджа педагога, его внутренней позиции, а так же ценностно-смыслового определения воспитателя как необходимого условия для восприятия и продуцирования новых педагогических идей. Идея формирования человека-исследователя, способного к творческому мышлению, самостоятельному поиску путей решения актуальных проблем, стала доминантной в современном образовании. Современная система дошкольного образования направлена на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий в познании окружающего мира. Современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность и интересы ребенка. Так же педагог должен гибко реагировать на возникающие изменения, происходящие в содержании образования. Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса, предполагающая изучение и использование нестандартных приёмов в образовательном процессе Цель использования инноваций — создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов. Применение инновационных педагогических технологий способствует:
Таким образом, инновационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. 1. Использование игровых образовательных технологий. Обобщению и систематизации технологического подхода к организации образовательной работы с детьми, способствует реализация ФОП ДО МАДОУ №30. Поэтому строю совместную деятельность с воспитанниками, опираясь не на достигнутый уровень умений и навыков, а на фактор опережения, предлагаю детям задания, выполнение которых требует активной умственной деятельности. Деятельность организована так, что, в процессе ее воспитанники сами делают открытия, узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе образовательной деятельности игровые технологии формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу. Понимая значимость необходимой предметной среды определила потребности в материально-техническом обеспечении, провела моделирование предметной среды с позиции возможностей формирования ключевых компетентностей дошкольников с учётом требований программы Особое внимание уделяю изучению и использованию игровых развивающих технологий, главная цель которых– создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений. Успешному достижению цели способствуют такие развивающие игры, как «Дары Фрёбеля», «Блоки Дьенеша», палочкиКюизинера. «Игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение…» Фридрих Фрёбель. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Ф. Фрёбель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – так называемые «дары Фрёбеля. ФГОС ДО предусматривает отказ от учебной модели в детском саду. Обучение входит в жизнь ребенка через «ворота детской игры». В своей работе я использую Дары Фрёбеля, как инновационные формы работы с детьми. Это позволяет мне как педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. Дары Фрёбеля способствуют развитию интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, создают условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Набор Фрёбеля – это последовательная система развития. Шаг за шагом ребёнок идёт от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мира, ребенок переходит к абстракциям и погружается в мир науки. Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничиваю методикой, предложенной Ф. Фрёбелем, проявляя творчество, продумывая интеграцию образовательных областей, дополняя их собственными заданиями. Используя игровой набор «Дары Фрёбеля», большое внимание уделяю активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности, потому что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности. Все действия, выполняемые во время игр, проговариваются детьми, так как речевая активность с позволяет ребёнку осознать и закрепить опыт. Модуль «Основные тела» помогает детям усвоить форму предметов, развивает умение сравнивать фигуры между собой, анализировать и выявлять особенность и качество каждой, знакомит с движениями предмета по траектории, закрепляетосновы движения, формирует у ребёнка пространственную ориентацию. Модулииз серии фигуры в кубедают возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, знакомит с числом. Исследуя кубики, ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок даётся название и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью. Таким образом, развивается мышление, а это ведёт к осознанию ребёнком того, что он сделал сам. Модуль «Цветные фигуры» позволяет ребёнку «окунуться» в мир различных плоскостных геометрических фигур, их сортировку по цвету, упорядочивание по величине. Это способствует тренировке мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной координации, подготовки руки к письму. Дети учатся строить сложные фигуры, используя простые формы. Модуль «Палочки» помогает детям обучиться счёту, овладеть простейшими математическими действиями -сложение и вычитание, способствует развитию творческих способностей, а составление различных узоров и картинок, развивает речевые способности и самостоятельную игровую деятельность ребёнка. Модуль «Кольца и полукольца» знакомит детей с понятием «симметрия», развивает зрительно — моторную координацию, творческие способности. Например, в игре «Эмоции» дети знакомятся со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей. Для организации данной дидактической игры можно использовать все имеющиеся модули технологии «Дары Фрёбеля». Модуль «Фишки» применяю для сортировки и упорядочивания фигур по цвету, по форме, обучению счёту, используя фишки в качестве счётного материала. Также с помощью данного модуля дети выполняют простейшие математические действия -сложение и вычитание, учатся соотносить число фишек с цифрой. Модуль «Цветные тела» знакомит ребенка с различными геометрическими формами, развивает сенсомоторные навыки, умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу. Модуль «Мозаика. Шнуровка» развивает умение действовать самостоятельно или по заданному образцу с комбинацией форм и цветов, готовитруку к рисованию. Дети любят театрализацию с использованием игрового набора: составляют из разных геометрических фигур персонажей сказки, манипулируя с предметами, учатся общаться, решая проблемные ситуации, вступают в диалог, отстаивают свою точку зрения, учатся прислушиваться к мнению собеседников. Таким образом, дары Фрёбеля способствуют развитию креативности и умению решать проблемы. Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое! Ещё один уникальный материал, который даёт возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения — это логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нём не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить дошкольникам много интересных аналитических задач. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Игры с логическими блоками позволяют решать следующие задачи:
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления! В игре «Дорожки», предлагаю построить первую дорожку так, чтобы не было в ней рядом фигур одинакового цвета. Вторую – чтобы не было фигур одинакового размера и формы. Третья дорожка состоит из блоков, чередующихся по толщине, и всех четырехугольников. Используя проблемную ситуацию, учу сортировать блоки по наличию одного или нескольких признаков. В старшем возрасте ребёнок манипулирует двумя свойствами: например, Красная Шапочка не любит треугольные игрушки, а принцесса любит играть только с красными игрушками. Как им помочь? С помощью блоков знакомлю дошкольников с понятием пересекающихся множеств. На первый взгляд задание может показаться очень сложным и, возможно, даже напомнит вам о пересекающихся множествах из курса алгебры за 9 класс, но на самом деле для ребенка оно вполне доступно. Выложив на полу с помощью обручей два пересекающихся круга и объясняю, что в один круг нужно положить все круглые фигуры, а в другой – красные. После этого, обращаю внимание на то, что есть такая область, которая попадает одновременно в оба круга, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям – быть и красными и круглыми. В таких играх детям предлагается оперировать сначала одним свойством. Когда ребёнок легко и безошибочно справляется с заданием определенной степени, предлагаю игры на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем тремя. Педагог обращает внимание детей, что в пересечение двух обручей образовалось новое множество. Дети проговаривают признаки тех предметов, которые будут располагаться в данном множестве. Затем дети самостоятельно раскладывают предметы в обручи, соотнося их по признакам. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму кругу. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы. Умение описать свойства любого блока с противоположной стороны, способствует развитию мышления, умению делать умозаключения. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (Он не красный, не синий, некруглый, не треугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький.) Игры, где блоки путешествуют, увлекают детей присутствием различных карт. Здесь блоки – это не просто геометрические фигуры, а настоящие путешественники, которые ходят по тропинкам и соблюдают дорожные знаки. Но знаки у них, разумеется, не простые, а специальные, для блоков. Проблемные ситуации могут быть разными: фигурки заблудились, едут в отпуск, на северный полюс. Нужно помочь им. Дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Затем дети разбирают фигуры (блоки) и по очереди выводят их из леса или помогают переплыть через море. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. Игровая технология интеллектуального развития «Блоки Дьенеша» даёт возможность формировать у дошкольников важные мыслительные умения на протяжении всего дошкольного детства. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. Еще одна задачка на расселение «жильцов» в домике, только на этот раз принцип расселения совсем другой. Малыш должен расставить фигуры в пустые клетки так, чтобы они удовлетворяли условиям в строке и столбце одновременно. То есть ребенок учится работать с таблицей. Это умение очень важное и полезное, на нем базируется множество развивающих игр, да и школьных задач. В игровой технологии «Палочки Кюизенера» используется набор из разнообразных брусков. Цвет каждого из них связан с определенным числовым значением. С точки зрения математической науки палочки обозначают множества, в которых заложены значения порядка и эквивалентности (равнозначности). Они развивают математические способности, формируя будущий интерес к школьному предмету на основе самостоятельной практической деятельности малыша естественным для него образом, то есть в игровой форме. Понимание математики издавна неразрывно связано с наглядностью, числа обязательно означали предметы, которые за ними стоят. На этом принципе строится данная методика, благодаря чему легче усвоить основы счета. Цвет и форма являются своеобразной моделью числа, подводя ребенка к понимаю абстрактных понятий элементарной математики. С помощью педагогической технологии Палочки Кюизинераможно нацелить детей на глубинное понимание основных математических понятий, развить умение сравнивать величины, дать представление о соразмерностях и о некоторых арифметических действиях. С помощью палочек помогаю детям:
Простота палочек Кюизенера открывает возможности для применения в различных сферах:
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше — меньше», «право — лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на..., научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Таким образом, реализация игровой технологии в ДОУ требует от воспитателя последовательного ведения методической и поисковой деятельности, разработки новых идей. Вместе с тем приобщение дошкольников к различным игровым практикам с отслеживанием реакций и коррекцией тех или иных действий позволяет не только обеспечить выполнение требований ФГОС ДО, обеспечив оптимальные условия для возрастного развития, но и создать в групповом пространстве атмосферу доброжелательности и открытости. Инновационная технология «Рефлексивный круг, как технология развивающего обучения» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми. Это технология, которая позволяет стимулировать речевую активность детей. Существует несколько видов рефлексивных кругов. Хотелось бы вам рассказать о проведении вечернего круга рефлексии, цель которого — стимулировать мыслительные возможности, речевую активность детей, через раскрытие своего «я». Задачи:
Вопросы, задаваемые во время вечернего рефлексивного круга, можно поделить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня занимались?», «Что интересного произошло у нас в группе?», «Как вы думаете, кого мы можемназвать сегодня добрым, заботливым?», Рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Она знакомит ребёнка с миром чувств, предоставляет ему возможность отслеживать свое состояние в детском саду, в отношениях со сверстниками, в домашних условиях. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других. Важно помнить!
Отличие рефлексивных кругов от традиционных методов обучения, которые обращаются в основном только к интеллекту, заключается в том, что они затрагивают личность ребенка, его мысли, чувства, знания, интерес. Правильно организованный рефлексивный круг обогащает детей душевной теплотой, чуткостью и уважением друг к другу. Применение инновационных образовательных технологий, для нашего ДОУ, это развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Таким образом, использование инновационных технологий в педагогической деятельности воспитателя прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Литература:
|