Как организовать и провести проект в детском саду |
Педагогика | |||
Автор: Крейнерт Эльвира Алексеевна | |||
24.06.2024 16:14 | |||
Как организовать и провести проект в детском саду Крейнерт Эльвира Алексеевна воспитатель, МАДОУ детский сад «Радость» комбинированного вида – СП детский сад №30. г. Нижний Тагил, Детский сад – первая ступенька в образовании ребенка, его первый опыт участия в социальной жизни. На сегодняшний день система развития дошкольного образования испытывает существенные изменения. Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни требует от воспитателя избрать самые эффективные средства обучения и воспитания детей на основе современных методов и интегрированных педагогических технологий. В последнее время в практике дошкольных учреждений активно при-меняется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения. Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность. Проектная деятельность в детском саду – это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях. Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок. После выбора актуальной задачи (проблемы) для ребенка составляется план поэтапного движения к цели: кто будет помогать, сотрудничать (воспитатель, сотрудники детского сада, родители), где, в каких источниках будем искать информацию, что из предметной среды будем использовать. План действия разрабатывается коллективно. Первый этап в проектной деятельности – выбор темы. Задача педагога на первом этапе — осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”: - Что я знаю? - Что хочу узнать? - Как узнать? На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию ребёнка в области познания собственных интересов, но и способствует развитию речи и оценки своих способностей и знаний. Последовательность работы педагога на данном этапе:
Второй этап – реализация проекта. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замы-слов. Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые про-блемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов. Последовательность работы педагога на данном этапе:
Третий этап – презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был положен продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий по-тенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели воз-можность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достиже-ния, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.). Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
Четвёртый этап – рефлексия. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реали-зуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личност-ному развитию ребёнка. Заключительным этапом проекта является подведение итогов, совместный анализ и определение задач для будущих проектов. Также проекты классифицируются:
В практике дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
В настоящее время в нашей группе прошли несколько мини — проектов: Мы узнали, что финансово грамотный человек – это человек, который:
Мы узнали, что "Сити — ферма"–этоорганизация условий длявыращивание сельскохозяйственных культур в условиях города. Домашний огород — огурцов, редиса, перца, моркови, томатов черри, шпината, клубники и многих других полезных продуктов на протяжении всего года. Продукт проекта – сити-ферма из ЛЕГО-конструктора. Мы узнали, что"Город моей мечты" — экологически чистый красивый удобный город будущего. Продукт проекта – игровой макет «Город». Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности. Список литературы: Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений (5 — 7 лет). — М.: Мозаика — Синтез, 2019.
|