ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ |
Педагогика | |||
Автор: Красноперова Юлия Анатольевна | |||
09.06.2024 21:36 | |||
ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В условиях совершенствования образовательной сферы на современном этапе ее развития мы все чаще акцентируем внимание на пробуждении и развитии детской инициативы и самостоятельности. Сегодня это становится предельно важным, ведь по мере взросления способность проявить инициативу актуализируется и становится крайне востребованным качеством. В современном обществе довольно многое зависит от проявленной к месту инициативы людей, будь то профессиональные сферы или общественные мероприятия. Безусловно, важным является это качество и в повседневной жизни, в условиях выбора хобби и построении личностных взаимоотношений.
В условиях должной поддержки проявлений самостоятельности и инициативы, более того, в случае их пресечения, ребенок будет чаще обращаться за помощью ко взрослому даже для решения самых элементарных вопросов. На сегодняшний день известно, что уже к трем годам дошкольник проходит сепарацию и начинает проявлять инициативу в повседневной жизни. Ключевой задачей взрослых, находящихся в его окружении, становится активная поддержка этой инициативы и оказание малышу помощи в успешной прохождении этого этапа развития. Стоит сказать, что в условиях современного детского сада создать благоприятную для развития инициативы атмосферу не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Важно лишь тщательно продумать необходимые для этого условия (уместно применить загадку, разместить в группе незнакомый предмет, задать проблемную ситуацию и т.д.). Иными словами, всячески пробуждать познавательную активность детей. Затем мы отмечаем, как дети наблюдают за проявлением инициативы своих товарищей и активнее присоединяются к ним. Конечно, при этом педагогам стоит отмечать и поощрять тех, чья инициатива находится на высоком уровне. Целесообразно привлекать к этому и остальных детей, ненавязчиво обращая их внимание на поведении, к которому необходимо стремиться. Вне сомнений, поддержка детской инициативы в условиях организации познавательно – исследовательской деятельности – одно из необходимых условий развития дошкольника, в результате чего происходит закладка фундамента его личности, открывается перспектива роста интеллектуальных способностей, творческих умений ребенка. Здесь мы особенно отмечаем организацию детского экспериментирования. Опираясь на личный опыт, можем с уверенностью отметить, что именно здесь дети получают возможность дать волю своей природной любознательности, выбирая объект или тему для предстоящих исследований самостоятельно. Поводом могут послужить неожиданные ситуации, нестандартные события, даже повседневные явления окружающего мира, на которые взрослый не всегда акцентирует свое внимание. Конечно же, поддерживать и развивать инициативу дошкольников очень важно и повседневной жизни (в ходе наблюдений на прогулке, применения мозгового штурма на занятиях и т.д.), а также и в игровой деятельности. На последней остановимся более детально, ведь именно игра является ведущим видом деятельности в период дошкольного детства, а значит и познание происходит в большинстве случаев в игре. Как известно, любая игра имеет свои правила. Однако, в случаях, когда дошкольник предлагает отличные от традиционных правил, крайне важно проявить гибкость и похвалить его за генерацию новых идей и, если это возможно, частично принять его предложения. Особым образом это находит отражение в ходе организации сюжетно — ролевых игр, когда у детей есть все условия для проявления своих творческих мыслей. Однако, даже в дидактических играх можно предпринять попытку адаптироваться под предпочтения играющих и заменить правила на новые. Ведь опытный педагог должен любыми доступными способами создать ситуации успеха для своих воспитанников, не допускать ограничения порывов их творчества и познавательного рвения. Напротив, важно следовать концепции, исходящей от ребенка, постараться наполнить её смыслом и историей, чтобы сделать ее еще более интересной и яркой для остальных детей. Конечно, в поддержании детской инициативы играет немаловажную роль слаженность работы всех участников педагогического процесса, включая специалистов ДОО. При этом роль старшего воспитателя как координатора взаимодействия узких специалистов образовательного учреждения является основополагающей. Его деятельность направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные технологии и лучший педагогический опыт повышения доли инициативы детей. Педагог-психолог имеет возможность оказать помощь как каждому ребенку, так и группе детей, отслеживать процессы развития, сильные и слабые стороны дошкольников, их способности, осуществлять психологическую поддержку тех, кому это необходимо. Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре в своей работе также оказывают посильное воздействие на пробуждение инициативы детей, мотивируя их на использование опыта, который дети приобретают на занятиях, позволяют успешно применять их в организации праздников и развлечений, выборе репертуара и художественного материала. Реализуя принцип субъектности, целесообразно и давать детям возможность создавать реквизит, атрибуты для игр, заниматься оформлением помещений в соответствии с тематикой проводимых мероприятий. Подводя итог, отметим, что детскую инициативу можно представить хрупкой искрой, которая может вспыхнуть внезапно и найти свое отражение в самых разных видах детской деятельности. Главная задача для любого специалиста — вовремя заметить ее, проявить уважение и внимание к идеям и помощи детей. Список информационных ресурсов
|