ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||
Автор: Казакбаева Г. Р., Табанакова А. Р., Афлятунова Э. З. | |||
29.05.2024 07:59 | |||
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLY PRESCHOOL AGE Казакбаева Г. Р., Табанакова А. Р., Афлятунова Э. З. воспитатели МАДОУ комбинированного вида детский сад «Сказка», г. Баймак Аннотация. В статье раскрываются особенности развития детей младшего дошкольного возраста по разным направлениям, рассматривается сюжетно – ролевая игра как основная деятельность; изобразительная деятельность как часть всей воспитательно – образовательной работы в ДОУ, дана понятие к слову «диалог». Развитие детей младшего дошкольного возраста неразрывно связано с осознанием образа себя самого, взаимоотношение с сверстниками и со взрослыми.
Abstract. The article reveals the features of the development of children of early preschool age in different directions, considers the plot – role playing game as the main activity; visual activity as part of the entire educational work in the preschool educational institution, the concept of the word dialogue is given. The development of children of early preschool age is associated with self-awareness, relationships with peers and with adults. Ключевые слова: особенности развития, дошкольный возраст, сюжетно – ролевая игра, развитие речи, изобразительная деяельность. Keywords: features of development, preschool age, story – role playing game, speech development, visual activity. «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени «подготовки», то отрицается самоценность «проживания» эпохи детства ребенок. Между тем условия непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольное и школьное годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие домодействующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства. Природа наделила детей врожденным стремлением к движению. Лишь благодаря движению человек существует, развивается, строит свою жизнь, творит и работает. Младший дошкольный возраст длится всего один год с трех до четырех лет. И в этот период происходит много перемен как внутри самого малыша, так и во внешних отношениях. Именно в этот период у ребенка появляется утверждение «Я сам». Развитие детей младшего дошкольного возраста происходит на основе сюжетно – ролевой игры, которая является основной в их деятельности. Игра тесно связана с воображением (принятые роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации). Работа воспитателя по развитию у детей воображения начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей. Воспитатель, создавая игровую ситуацию, воплощает ее в контексте какого – либо сюжета, образа, что способствует ее целостному восприятию. Предъявление сюжета как целостной образной ситуации чрезвычайно важно для развития умения строить сюжет игры, создавать замысел [2, 4 стр. ]. К трем годам ребенок, при условии успешного развития игровых умений уже называет себя именем героя, то есть принимает роль, хотя сама игра внешне выглядит как набор простых игровых действий: малыш возит машинку – разгружает ее. Необходимо учить детей включать в игру предметно – заместители, полифункциональный материал, объединять несколько игровых действия в единую смысловую цепочку, использовать воображаемые действия, вводить в игру новые персонажи: акцентировать внимание ребят на взаимоотношениях людей; ориентировать на сверстника как на партнера; побуждать готовить для игры предметную среду. В 3 – 4 года у ребенка возрастает интерес к сверстнику. Дети еще играют «не вместе, а рядом», но уже интересуются играми других ребят, не противятся мимолетным игровым контактам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру. К четырем годам многие дети уже умеют говорить, делают это хорошо и даже с удовольствием. И именно в этот период происходит развитие речевой функции, которая является главной – это диалог, когда происходит двухсторонняя коммуникация. Малыши говорят с целью что – то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные). Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых) [1, 3 стр. ]. Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общение с плохо говорящими маленькими детьми. У детей 3 – 4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса. Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно – образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с игрой. Разностороння связь занятий повышает интерес детей и к изобразительной деятельности, и к игре. При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры ( «красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек – зверюшек» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, ситуаций ( «слепить мишке друзей» и т. п.); рисование, лепка, аппликация предметов для игр, на тему игр ( «Как мы играли в подвижную игру «Охотники и зайцы» ( «Воробушки и кот») и др.) [3, 6 стр. ]. Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что – то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, — сначала простым, а затем более сложным. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом (двигательно – осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которые развиваются и в процессе изобразительной деятельности. Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Важно чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений. Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности. Таким образом, развитие младших дошкольников происходит через обучение на практике. Для этого дети должны активно участвовать в разнообразных видах деятельности – сочетать игры на улице с занятиями, чередовать активные игры – с более спокойными, а групповые – с индивидуальными. Список литературы
|