Доклад «Педагогические технологии ранней профориентации в дошкольном образовании» (из опыта работы) |
Педагогика | |||
Автор: Красикова Елена Анатольевна Сабитова гульфия Фаритовна | |||
20.05.2024 09:36 | |||
Доклад «Педагогические технологии ранней профориентации в дошкольном образовании» (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31/2 «Медвежонок» 2 СЛАЙД: Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Для того, чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, в том числе с профессиями родителей и людей, работу которых они наблюдают каждый день.
3 СЛАЙД: Профориентация в ДОУ- система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии. На сегодняшний день проблема ранней профориентации очень актуальна. В зависимости психологических особенностей, темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. 4 СЛАЙД: Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. 5- 7СЛАЙДЫ: Сюжетно-ролевые игры 1. Игровые технологии. Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. В игре развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение, в том числе о мире профессий. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры:
-модели межличностных профессиональных отношений. Дети играют в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «На кухне», «Инспектор ГИБДД», «На почте», «Спасатель», «Швея», «В школе». 8-9 СЛАЙДЫ: Дидактические игры Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса. В нашей группе дети играют в настольные игры такие, как: Лото «Профессии», Лото «Кем быть», игра «Все профессии важны», целью этих игр является закрепление названий профессий и действий, которые совершаются ими. «Играем в профессию», «Профессии», с помощью этих игр мы закрепляем знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий. 10 СЛАЙД: Словесные игры. Пальчиковые игры Играем с детьми в такие словесные игры: - Спомощью которых учим детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных глаголы - Подбирать глаголы к названию профессии. - Расширяемсловарный запас детей и т.д. 11-12 СЛАЙДЫ: Театрализованные игры Театрализованные игры способствуют раскрытию творческого потенциала у детей и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссера, костюмера, декоратора, актера, кассира. 13 СЛАЙД: Интерактивные игры Интерактивные игры расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий: «Знакомимся с профессиями», "Знаю все профессии", «Угадай профессию», «В мире профессий. 14 СЛАЙД: 2. Проектная технология Наиболее эффективной технологией в ранней профориентации, на наш взгляд, является проектная деятельность, так как работа в ходе реализации проекта включает в себя много различных форм и видов деятельности. Поэтому при ознакомлении детей с профессиями взрослых решили реализовать проект «В мире профессий». 15-18 СЛАЙД: В первую очередь мы разнообразили развивающую среду: обновили сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «Семья» атрибутами, костюмами, дополнили игровые центры; собрали необходимую литературу, стихотворения, загадки, пальчиковые игры, пословицы и поговорки по теме «Профессии»;
играли в настольно дидактические игры: «Профессии», лото «Кем быть», игра «Все профессии важны», «Кем я хочу стать», «Играем в профессию», «Профессии», логическая игра «Профессии», кубики «Профессии»;
19-20 СЛАЙДЫ: - в игровых центрах были организованы сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Моряки», «Мы — шоферы», «Магазин», «Салон красоты», «Больница», «Строители», «Ателье», «Служба спасения», «Почта», «Школа». 21 СЛАЙД:
- чтение и рассматривание художественной литературы: Б.Заходер «Шофер», «Строители», «Портниха»; С.Маршак «Почта», «Пожар»; В.Маяковский «Кем быть?»; Г. Люшнин «Строители»; К.Чуковский «Айболит»; Л.Скребцова «Чудесный парикмахер»; Б. Заходер «Все работы хороши, С. Михалков «Дядя Степа» 22 СЛАЙД:
23-26СЛАЙДЫ: -организованы экскурсии в детском саду в медицинский кабинет. -организована экскурсия в 3 библиотеку, с целью ознакомления с профессией библиотекаря, а также проведения игры на тему «Все профессии нужны, все профессии важны!» - повстречались с интересными людьми (инспектором ГИБДД, работником МЧС) 27 СЛАЙД: Познавательно-исследовательская деятельность– это ещё одна современная образовательная технология, которую мы используем в работе по ранней профориентации воспитанников. В процессе познавательно –исследовательской деятельности дети знакомятся и исследуют инструменты, необходимые для людей разных профессий: метла, веник, лопата, совок (дворник); молоток, плоскогубцы, отвёртка – игровые наборы (слесарь); кисти, валик, краска (гуашь) – (маляр); лейка, лопата, грабли (садовник) и другие. В группе организовываются дежурства по столовой, в уголке в природы, где ребята учатся выполнять несложные трудовые поручения, тем самым приобщаются к труду взрослых. 28 СЛАЙД: Информационно – коммуникационные технологии помогают знакомить дошкольников с недоступными для их наблюдения профессиями. Проводились:
-презентации с профессиями, где взрослые изображены на реальных рабочих местах. - также игры с детьми на интерактивной доске: «Кому что нужно для работы», «Собери картинку». - предлагаем вниманию детей короткометражные мультфильмы о профессиях. 29 СЛАЙД: Мы надеемся, что в результате нашей работы по ранней профориентации и использованию современных образовательных технологий, наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, что поможет в будущем стать профессионалами своего дела.
|