Образовательный проект «Я — ГОРОЖАНИН!» |
Педагогика | |||
Автор: Плотникова Виктория Николаевна Куимова Надежда Владимировна | |||
12.05.2024 20:45 | |||
Образовательный проект «Я — ГОРОЖАНИН!» В статье представлен опыт работы по развитию патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в рамках детско-родительского проекта «Я – ГОРОЖАНИН» Аннотация Данный проект направлен на воспитание у детей старшего дошкольного возраста группы комбинированной направленности любви и уважения к Родине, к родному городу Красноярску и его истории; формирование гражданско – патриотических КАЧЕСТВ личности юного горожанина, формирование чувства ответственности, сопричастности за судьбу своего города; желания беречь и умножать его богатства. Актуальность проекта исследования.
Одним из важнейших условий развития общества, согласно ключевым требованиям ФГОС, является воспитание граждан правового, демократического государства. В образовательных организациях закладываются основные качества, и формируется модель Гражданина, и от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в организации, зависит его поведение в будущем. "Горожанин – это не тот, кто живёт в городе, а тот, кто живёт им», — писал Гор-дон Леонид Абрамович, доктор исторических наук. Божович Лидия Ильинична говорила, что в период дошкольного детства у детей за-кладываются первоначальные нравственные, этические представления, появляется интерес к явлениям социальной действительности, к истории своей Родины, края, где они живут; появляется способность осознавать себя субъектами общественных отно-шений, формируется внутренняя позиция, отражающая то, насколько они удовлетво-рены этими отношениями, то есть формируется фундамент личности ребенка – само-сознание. Дети нашей группы во время общения на Утреннем круге, рассказывая друг другу о проведенном досуге выходного дня, слушая рассказ сверстника о посещении парка ПРИЩЕПКА, были удивлены: что не знают о такой достопримечательности нашего города Красноярска, с необычным названием и проявили интерес посетить данное место. Дети начали задавать друг другу вопросы: какие достопримечательности города знают? где бывали? что знают о городе? На рефлексии детьми была обозначена ПРОБЛЕМА. Опираясь на данную проблему, было проведено анкетирование родителей дошкольников старшей группы комбинированной направленности. Результаты анкетирования подтвердили, что у детей недостаточно сформированы знания о своем городе. Родители высказали свое мнение: что приобщение дошкольников к истории своего города очень важно, что понимают и поддерживают педагогов в вопросе необходимости формирования гражданско-патриотических качеств личности у своих детей и готовы к партнерской деятельности. Инициатива детей побудила начать работу над проектом. Цель проекта: Формирование гражданско – патриотических КАЧЕСТВ личности юного горожанина у детей старшего дошкольного возраста в процессе партнерской деятельности семьи и ДОУ.
Деятельность в рамках проекта В основе проекта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие у детей компетенций, таких как, критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация (4К), направленных на развитие личностного потенциала каждого ребенка. В рамках проекта мы использовали метод «Три вопроса»: что мы знаем о родном городе? что хотим узнать? как мы это узнаем? Метод подразумевает участие родителей в сборе данных для презентаций, фотоальбомов, выставок детско-родительских работ. Расширение образовательного пространство и обеспечения вариативности за счет создание личностно развивающей образовательной среды (ЛРОС): «Голос ребенка», «Доска выбора», подиумы для демонстрации детских работ, «Детское планирование» (вопросы, интересы); «Творческие коридоры» (продукты деятельности, обозначения событий); ТЭС, (клубный час, акции, проблемные ситуации, волонтерство). Пространство для самовыражения и выставок создает равные условия для всех участников, помогает развитию осознанной публичной ответственности. Сотрудничество с родителями через социальные сети, совместные мероприятия, экс-курсии выходного дня. Нами был придуман и предложен детям ДНЕВНИК ВЫХОДНОГО ДНЯ, совместно выбраны формы представления подготовленной детьми информации: видео – сообщение, презентация, загадка, рассказ, книга, блокнот, лэпбук, схема, маршрут, рисунки, фото, мастер – класс. Также детская инициатива способствовала разработке СТРАНИЧЕК ДНЕВНИКА: «Спортивная», «Культурная», «Туристическая», «Историческая», «Известная», «Транспортная», «Событийная», «Семейная». На листе ватмана дети нарисовали СТРАНИЧКИ и приклеили кармашки для информационных листовок. В группе ДНЕВНИК ВЫХОДНОГО ДНЯ расположен в доступном месте для детей. Каждый понедельник, перед Утренним кругом, дети размещают на СТРАНИЧКАХ листовки, где указано кто из ребят и какой информацией хочет поделиться с друзьями. Авторы проекта: Куимова Надежда Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории, Плотникова Виктория Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 204 г. Красноярск Куимова Надежда Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 204 г. Красноярск Плотникова Виктория Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 204 г. Красноярск
|