Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Условия для развития свободной игровой деятельности детей.
Педагогика
Автор: Тетёкина Ольга Юрьевна   
16.04.2024 16:02

Условия для развития свободной игровой деятельности детей.Условия для развития свободной игровой деятельности детей.

Тетёкина Ольга Юрьевна

Игра — это форма индивидуального, творческого отражения-действительности, это средство всестороннего воспитания (развитие речи, воображения, формирование интересов детей, воспитание волевых черт характера, чувства коллективизма). Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых, творчески преобразовывая его, учится понимать правила и нормы поведения в обществе. Свободная игровая деятельность требует поддержки со стороны педагогов. При этом роль взрослого в игре зависит от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации. Воспитатель может выступать в игре, как в роли активного участника, так и в роли внимательного наблюдателя. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

 

Игра – свободная, самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом. (Концепция дошкольного образования).

Свободная самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Свободная самостоятельная игровая деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка.

Субъектами организации самостоятельной игровой деятельности детей выступают: воспитатели, младшие воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, педагог- психолог, родители.

Основные цели и задачи педагогов, родителей (законных представителей):

  • создание условий для игровой деятельности детей
  • развитие у детей интереса к различным видам игр
  • формирование игровых умений, развитие культурных форм игры
  • всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре
  • развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции
  • формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего ребенку нужно создать условия для свободной, самостоятельной, творческой игры.

Дети, переступившие порог группы, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность пребывания ребенка в дошкольном учреждении, но и его развитие.

Под развивающей средой мы понимаем естественную, комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую деятельность детей всей группы. Для развития свободной игровой деятельности детей необходимо создать условия предметно-игровой среды, которая должна быть содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна, соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.

В групповой комнате должны быть все виды игр и игрушек: сюжетные, дидактические, игрушки для мальчиков и девочек; театрализованные, игрушки для совместных и самостоятельных игр детей. Игрушки-заменители и различные материалы, способствующие созданию замысла, направляющие мысль ребенка в направлении самостоятельной игры (куклы, машинки, конструкторы, фигурки людей и животных, игрушки на бытовые темы, природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и др.). Все это обеспечивает игровую, двигательную активность всех категорий воспитанников и эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Игровые зоны организовываем таким образом, чтобы в них было удобно играть. Игровые зоны содержат в себе все необходимое для формирования у детей положительных взаимоотношений, нравственных качеств и привития интереса к игре и новым знаниям. В группе необходимо создать такие игровые зоны, как: «Парикмахерская», «Магазин», «Гараж», «Семья», «Кухня», «Больница», уголок изобразительного искусства, уголок книги, театральный, спортивный, познавательный.

В интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые средства безопасны для детей. Всё оборудование удобно и легко трансформируется, чтобы дети могли самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой.

Развивающая среда должна обновляться и пополняться, периодически изменятся условия (меняться зоны, выставляться новые игрушки). Нужно следить за тем, чтобы имелся необходимый комплект предметов на определенную тематику (например, для «игры в парикмахерскую» — зеркало, ножницы, расческа, накидки, парфюмерные наборы и т.д.).

В оснащении игровой среды особое место с отводится предметам- заместителям, которые могут восполнить недостающие сюжетные игрушки. Это контейнер, в котором хранятся деревянные брусочки, ленточки, и т. д.. Также в игровом уголке отвести место, где находятся различные элементы одежды: юбки, фартуки, сумки, фуражки, косынки.

Привлекаем родителей к изготовлению атрибутов для игр.

В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играют правильный подбор и расположение игрушек. В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребенка – в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна и свободна в выборе.

Важное требование — развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения).

Все это способствует созданию желания играть, общаться, расширять кругозор, пополнять жизненный опыт, воспитывать нравственные качества, помогает развивать у детей речь, мелкую моторику, бережное отношение к игрушкам, внимание, память, трудолюбие.

Во время свободной игровой деятельности дети по — настоящему переживают события, которые лежат в основе их игры, по — настоящему работают воображение, мышление, речь. Дети по — настоящему строят отношения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки). Взрослым в этот момент важно наблюдать за игрой детей и направлять её быть партнёрами в игре.

Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры детей.

Я считаю, что одним из эффективных приёмов формирования игровых умений и навыков являются совместные игры взрослого и детей. Как правило, воспитатель вначале сам выполняет главную роль, потом поручает её кому-нибудь из детей, помогая ребенку в затруднительных случаях. При этом продолжает участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль. Такой методический приём позволяет детям увидеть целостную игровую деятельность взрослого, перенять ее и перенести в самостоятельную деятельность. В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретенные дошкольниками в совместных со взрослыми играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя.

Такжеиспользуем косвенный метод воздействия с детьми (игра рядом, деликатное подключение к игре, вопросы, советы, обращения от имени персонажа, и пр.). Воспитатель помогает воспитанникам развивать игру, используя совет, напоминание, введение новой игрушки, показ незнакомого действия. Если этого не делать, самостоятельная игра либо быстро прекращается, либо задерживается на однообразных действиях с одной и той же игрушкой.

Подключаясь к детской самостоятельной деятельности, мы обращаем внимание воспитанников на другие игрушки.

Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и самоорганизации детей в игре, их умение договориться, создать игровую обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты; старается понять, какие именно события дня отражаются в игре; отмечает детей с развитой игровой деятельностью и тех, у кого игра развита слабо.

В процессе игры воспитанники приучаются доброжелательно относиться друг к другу, не отнимать игрушки, не разрушать постройки. Неумение ребенка объяснить свои действия товарищу по игре, договориться с ним часто приводит к конфликтам, которые малыши не в состоянии самостоятельно разрешить. Поэтому в первое время нужно, чтобы воспитатель участвовал в совместных играх малышей. Педагоги подсказывают детям, как надо договориться, как вместе играть одной игрушкой, как распределить роли, поощряют хорошие поступки и беседуют о плохих поступках.

Дети очень любят настольные игры: мозаики, пазлы, различные конструкторы.. Однако, прежде чем малыши научатся играть самостоятельно, нужно объяснить и показать способы действий. Важно, чтобы игрушки, с которыми дети научились действовать, были в группе постоянно и малыши могли брать их сами. Дидактические игрушки меняются по мере утраты у детей интереса к ним.

Зоны строительно-конструктивных игр оснащаются кубиками, крупным и мелким строительным материалом, который находится в контейнерах и на специальных этажерках. Цель педагога активизировать дошкольников на разные виды строительства, содействовать приобретению конструкторских навыков, используя их в самостоятельных строительных играх для создания несложных построек (гаража, домика, моста и т.д.), обыгрывать их. Строительно-конструктивные зоны — любимое место мальчиков.

В процессе свободной игры у дошкольников появляется возможность проявить самостоятельность, фантазию, по своему желанию объединиться со сверстниками, развивать свои знания и способности.

Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год