«СОЦИАЛЬНЫЕ АКЦИИ – ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА» |
Педагогика | |||
Автор: Коринь Оксана Валентиновна Чайкина Татьяна Юрьевна Сочнова Оксана Яковлевна | |||
14.04.2024 19:37 | |||
«СОЦИАЛЬНЫЕ АКЦИИ – ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА» Цель социальной акции — это всегда какое-либо действие, направленное на привлечение внимания людей к определенной проблеме, попытка побудить человека задуматься!
МАДОУ Детский сад №45 «Улыбка», г.Норильск Сегодня, как никогда необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в современном мире людей. Маленький малыш живет и развивается, окруженный разными воздействиями со стороны, как позитивного, так и негативного характера. Поэтому одним из направлений воспитательной работы ДОУ является вовлечение детей в социально-значимую деятельность, формирование активной жизненной позиции. Социальные инициативы позволяют формировать у дошкольников такие ценности как милосердие, доброту, ответственность, активность, коллективизм, организованность. Дети готовы приносить пользу, выбирать и направлять свою инициативу, определять свое самосознание как гражданина общества.
Далеко не каждый родитель способен выделить время на посещение родительского собрания, круглый стол. Они иногда проходят формально, неинтересно, и иные родители стараются на них не ходить, ссылаясь на загруженность на работе и прочие дела. Акция же, позволяет охватить как всех родителей группы, так и детского сада в целом. Это объясняется тем, что акции «отнимают» у родителей совсем немного времени, они просты, увлекательны и дают возможность почти сразу увидеть результат своего участия. При том, что акция — это групповой метод работы, она имеет и индивидуальную направленность. В связи с этим коллектив детского сада практикует «Социальные акции дошкольников». Это эффективные формы работы, которые направлены на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников — это воспитание человечности, доброты и отзывчивости у детей и взрослых, и предполагает работу по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Проводились подобные мероприятия в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Работу начинали с планирования и распределения акций в течение всего учебного года. Акции всегда являлись тематическими, то есть все мероприятия в рамках акции были связаны одной темой, направлены на одну идею, проводились ежемесячно и напрямую были связанны с «Ситуацией месяца». В своей работе мы использовали различные виды акций:
- долгосрочные (до 1 месяца) в основном посвящены какой-то теме. Мероприятия в рамках одной акции могли быть различной направленности: тематические беседы с детьми в группе, выставки рисунков и поделок, совместное творчество родителей и детей, экспресс-опросы, игры, действия-ритуалы, и т.д. В рамках акции в ДОУ проводились конкурсы, концерты, развлечения, выставки, фотоотчёты, создавались видеоролики, организовывались флешмобы: Благотворительные — помощь другим людям ( «Подарки друзьям», «Доброе сердечко», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам»); Донорские – ( «Чистые дорожки», «Дарите книги с любовью»); Экологические ( «Вместе мы сделаем город чище», «Украсим планету цветами», «Покормите птиц зимой»); Патриотические — «Георгиевская ленточка», «Окна России», «Бессмертный полк», «Герб группы»; Профилактические (пропаганда ПДД, ОБЖ, ЗОЖ) – флэшмоб «Чистые ручки», «Фликер – наш друг», «Засветись в темноте»; Значимые даты и праздники ( «Для мамочки любимой», «День отца», «Добрые дела к Новому году», «День Пожилого человека» и т.д.). Данная работа проходила в несколько этапов: Подготовительный этап — на данном этапе, мы определяли, на решение какой социально-педагогической проблемы будет направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель акции, а также продумывали форму проведения социальной акции; Основной этап строился как, реализация самого сценария социальной акции. Это могло быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала мы рассматривали птиц, рисовали их, затем изготавливали кормушки из бумаги и совместно с родителями закрепляли их на деревьях в городе); Аналитический этап проходил в подведении итогов социальной акции, где мы определяли ее дальнейшие перспективы. Свою работу мы строили по следующему алгоритму организации акции:
Каждая акция в ДОУ начиналась с информации для родителей и сотрудников детского сада о времени ее проведения. В приемной групп и доске объявлений детского сада размещались яркие, красочные «объявления — завлекалочки», изготавливаемые и распространяемые детьми специальные агитационные пригласительные буклеты и памятки. Все это, и возможность собственного участия привлекало внимание родителей не только к творчеству своего ребенка, но и к работам других детей и родителей, заставляло задуматься об отношениях в семье. Так же использовали в работе с детьми при проведении акции дополнительные красочные атрибуты, такие как воздушные шары, запускание воздушного змея, ряжение и прочие яркие элементы. Важным условием при организации социальных акций являлся единый элемент, объединяющий всех участников акции. Это могли быть футболки одного цвета, галстуки или эмблемы, атрибуты. В нашем дошкольном учреждении в течение учебного года использовались социально-значимые акции — согласно тематическому плану мероприятий. При подготовке к проведению акций, дети совместно с педагогами группы обсуждали степень своего участия в предстоящем мероприятии, его задачи, планировали действия всех участников в осуществлении акции. Благодаря участию дошкольников и семей воспитанников в акциях, происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения между людьми и т.д. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными. Дети способны действовать осознанно и целенаправленно, оценивать результаты своей деятельности. С помощью такой уникальной формы работы развития дошкольников, как социальные акции, нам удается каждый раз создавать для детей атмосферу праздника – праздника познания, общения и красоты. Показателями результативности работы является благоприятная среда – увеличивается количество контактов родителей с сотрудниками детского сада, одновременно формируется положительное отношение родителей к учреждению, появляется потребность в организации семейного досуга. Таким образом, на наш взгляд такая форма работы позволяет развивать не только коммуникативные взаимодействие, сотрудничество, но и помогает заложить основы полноценной и социально-успешной личности в период дошкольного детства.
|