Проектная деятельность в ДОУ, как современный подход к образованию |
Педагогика | |||
Автор: Харчевникова Олеся Николаевна | |||
13.04.2024 08:01 | |||
Проектная деятельность в ДОУ, как современный подход к образованию Современная педагогическая наука открывает перед нами новые горизонты. На протяжении нескольких лет педагогический коллектив нашего сада внедряет в образовательный процесс национально-региональный компонент. Педагоги осуществляют поиск новых средств, методов и форм организации интегрированного подхода в воспитании и формировании у детей гражданских и патриотических чувств, любви к природе родного края, семье, бережного отношения к родному городу, осознанно бережного, экологически-целесообразного отношения к окружающему миру. В работе с дошкольниками воспитатели активно применяют новые педагогические технологии, но наиболее интересным и эффективным, на наш взгляд, является метод проектов. Сейчас во всем мире актуальной является задача обновления содержания образования. Проектный метод обучения кардинально отличается от классических, это одна из немногих технологий, которая вывела педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.
Основоположник проектного метода американский ученый Джон Дьюи под «проектом» понимал — постепенно усложняющиеся практические задания, планируемые и выполняемые детьми. Хотя в основном его работы были посвящены проблемам образования в школе, Дьюи постоянно указывал на взаимосвязь разных периодов жизни человека, обращая особое внимание на дошкольный возраст. Роль детства, по его мнению, не ограничивается подготовкой к будущей школьной жизни. Детство само по себе — полноценный период человеческого бытия. А это обозначает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем, взрослому, но так же знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных проблем. Иными словами детский сад – это не место подготовки к будущей школьной жизни, а место где ребенок живет, сотрудничает с другими людьми, приобретает необходимые знания [2]. До настоящего времени сохраняется неоднозначное отношение к проектному методу специалистов образовательных систем. Одни считают, что технология проектирования применима только в системе школьного образования, другие (Е. Тихеева, С.Николаева) подчеркивают значимость метода в работе с детьми дошкольного возраста[3]. Слово проект имеет несколько значений, и почти все они имеют отношение к педагогике. Во-первых, проект – это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа. Во-вторых, проект – некая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой, или организационная форма целенаправленной деятельности. В-третьих, проект – деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта, модели. В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» [1]. По мнению Н.А. Рыжовой, метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей в процессе обучения и вне его, с обязательной презентаций результатов [5]. Высокий уровень поисковой деятельности – это видовое отличие человека. В деятельности происходит постепенное приобретение новых фактов, сведений, впечатлений – это составляет жизненный опыт. Для ребенка этот опыт должен быть обязательно ценным в педагогическом значении и приобретаться в интересной и значимой для него деятельности. Проекты, которые исполняют наши воспитанники, вызывают у них энтузиазм и заинтересовывают. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учиться мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Используя проблемные задания поисковой, познавательно-практической, социально значимой направленности, педагоги нашего дошкольного учреждения при активном участии родителей, предоставляют детям возможность получать новые знания об окружающем, пробуждают и развивают интерес к различным видам детской деятельности. Преодолевая трудности вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых, способствует развитию у ребенка уверенности в своих силах, побуждают к активному поиску нового. Таким образом, мы сформулировали основные теоретические позиции проектного обучения: В центре внимания – ребенок. Образовательный процесс строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития. Глубокое осознанное усвоение знаний за счет универсального их использования в разных ситуациях. Нами определены три уровня развития проектной деятельности с дошкольниками: Подражательно-исполнительский уровень (3, 5-5 лет) – отсутствие у ребенка жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально-творческих способностей не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность. На этом уровне активная роль принадлежит взрослому. Развивающий уровень (5-6 лет) – ребенком уже накоплен социальный опыт общения со сверстниками, развивается самостоятельность, произвольность, самоконтроль и самооценка. На этом уровне помощь взрослого незначительна, дифференцирована. Творческий уровень (6-7 лет) – у детей интенсивно формируются все стороны личности: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе ограничивается развитием и поддержкой творческой активности детей, создание условий для реализации проекта. Однако педагогу нужно помнить, что проективные умения детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности. Например, для того чтобы ребенок в шесть лет мог самостоятельно определить проблему и поставить цель, его нужно привлекать к процессу целеполагание уже в три с половиной года [4]. Для эффективного протекания проектной деятельности в нашем детском саду соблюдаются организационно-методические и морально-психологические условия: осуществляется методическая подготовка кадров к созданию проектов ведется целенаправленная и систематическая работа педагогического коллектива по разработке и внедрению в образовательный процесс проектной деятельности на разных уровнях, в том числе и на уровне управления создана предметная среда, для развития эмоциональной сферы детей, для поддержания детского интереса к познанию действительности сформулированы программы взаимодействия и сотрудничества с социальными центрами осуществляется комплексное психолого-педагогическое сопровождения детей и родителей в проектной деятельности [6]. Педагогическим коллективом МБДОУ № 73 «Центр развития ребенка – Детский сад «Веселые человечки» был разработан и апробирован алгоритм планирования и организации проектной деятельности детей и взрослых. Он предполагает соблюдение определенной последовательности этапов: Выбор темы проекта. Планирование проектной деятельности. Проживание темы проекта. Рефлексия по теме проекта. Коротко охарактеризуем каждый из них. Основой для выбора темы проекта является аналитическая деятельность воспитателя. При этом учитывается: задачи основной образовательной программы, жизненные события, интересы детей, ситуации, которые возникают в группе стихийно, неожиданно. Если тема проекта принадлежала детям и педагог считает, что она действительно актуальна, то переходит к следующему этапу реализации проекта. В случае если тема проекта предлагается педагогом, важно умело продумать ее мотивацию для детей: игровую, проблемную, исследовательскую. Планирование проектной деятельности включает в себя: определение сроков реализации проекта (проживания детьми темы), которые зависят от сложности, выбранной темы, количества включенных в нее событий, интереса детей; определение задач развития детей в проектной деятельности. Воспитатель должен четко осознавать, какие задачи воспитания и обучения он должен решить с детьми в процессе проживания темы; составление плана проектной деятельности; создание предметной среды в группе, в соответствии с темой проекта; определение методического сопровождения темы, планирование участия в проекте других специалистов; определение методического обеспечения темы (литература, пособия, атрибуты, технические средства, музыкальное сопровождение и др.); определение участия родителей в проживании темы. Проживание темы проекта предусматривает психологическое и педагогическое сопровождение, которое создается в результате тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Рефлексия по теме проекта. В конце проживания проекта организуется какое – либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет возможность детям продемонстрировать полученные после проекта знания и умения, а так же выразить свое эмоциональное отношение к происходящему. Организация проектной деятельности в детском саду способствовала сплочению коллектива педагогов, детей и родителей, повышению личностной компетентности, созданию условий для самореализации и достижения успеха, формированию уверенности, развитию креативности дошкольников. Были разработаны и реализованы эколого-краеведческий, исследовательский, творческий, познавательный, творческо-игровой, этно-культурный проекты, направленные на формирование духовно богатой, социально ориентированной личности, обладающей национальным самосознанием, этическим и эстетическим потенциалом.
|