Взаимодействия воспитателя и учителя-дефектолога при работе с детьми ОВЗ
Хомич Людмила Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко», г. Норильск
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в коррекционной группе. Правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.
Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, тьютора, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Работа ведется в таких направлениях, как:
- диагностическое
- коррекционно-развивающее
- консультативно-просветительское.
Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит от того, насколько им хорошо организована работа с воспитателем, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми знаний на занятиях учителя-дефектолога (тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателем компенсирующей группы).
Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей определяют следующие принципы:
- Системность.
- Комплексность.
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей.
- Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку с ОВЗ в процессе занятий.
- Индивидуализация темпа работы — переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Функции дефектолога:
- Изучение уровня познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
- Коррекция звукопроизношения.
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
- Устранение недостатков слоговой структуры слова.
- Отработка новых лексико-грамматических категорий.
- Обучение связной речи.
- Развитие психических функций.
Функции воспитателя:
- Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе.
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
- Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
- Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-дефектолога.
- Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня.
Обязательными его компонентами являются:
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательные упражнения – по рекомендации учителя-дефектолога.
- Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте – 2-3 игры.
- Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений – 2-3 игры.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
В нашей группе мы ввели визуальное расписания для детей, а также дом «Закрепляйка» где воспитатель совместно с учителем-дефектологом распределяет задания для каждого ребенка. Во второй половине дня воспитатель вместе с детьми выполняет задания, которое было согласованно с учителем – дефектологом. Все задания выполнены строго на закрепления лексических тем согласно плана образовательного процесса.
Формы работы разнообразны и потому позволяют использовать их в разных режимных моментах в течение дня, не только на занятиях. Это и физкультминутка, и пальчиковая гимнастика, и артикуляционная гимнастика, и дыхательная гимнастика и подвижная игра на прогулке, и хороводная игра, игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевые игры, игры с мячом, составление рассказа по картине, предсказывание текстов, отгадывание и толкование загадок. Дети с удовольствием выполняют задания, что позволяет для воспитателя отработать все с ребенком в течения дня.
Таким образом, благодаря слаженному сотрудничеству учителя – дефектолога и воспитателя, коррекционная – развивающая работа имеет большой успех для развития ребенка, что дает положительный результат работы с особыми детьми.
Список использованной литературы
- Внимание. Память. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.
- Жукова О.С. Готовим руку к письму. Учимся писать. 4 – 6 лет. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2009.
- Касицына М.А. «Дошкольная математика». 2-й год обучения. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
- Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
- Математика. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., Просвещение, 1990.
- Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5 – 6, 6-7 лет с ЗПР. – М.: мозаика – Синтез, 2008.
- Мышление. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний, старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2003.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., Просвещение, 1992.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., Просвещение, 1982.
|