Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействия воспитателя и учителя-дефектолога при работе с детьми ОВЗ
Педагогика
Автор: Хомич Людмила Геннадьевна   
08.04.2024 08:00

Взаимодействия воспитателя и учителя-дефектолога при работе с детьми ОВЗВзаимодействия воспитателя и учителя-дефектолога при работе с детьми ОВЗ

Хомич Людмила Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко», г. Норильск

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в коррекционной группе. Правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, тьютора, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

 

Работа ведется в таких направлениях, как:

  • диагностическое
  • коррекционно-развивающее
  • консультативно-просветительское.

Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит от того, насколько им хорошо организована работа с воспитателем, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми знаний на занятиях учителя-дефектолога (тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателем компенсирующей группы).

Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей определяют следующие принципы:

  • Системность.
  • Комплексность.
  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей.
  • Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку с ОВЗ в процессе занятий.
  • Индивидуализация темпа работы — переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Функции дефектолога:

  • Изучение уровня познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Устранение недостатков слоговой структуры слова.
  • Отработка новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи.
  • Развитие психических функций.

Функции воспитателя:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
  • Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-дефектолога.
  • Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня.

Обязательными его компонентами являются:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Дыхательные упражнения – по рекомендации учителя-дефектолога.
  3. Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте – 2-3 игры.
  4. Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений – 2-3 игры.
  5. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

В нашей группе мы ввели визуальное расписания для детей, а также дом «Закрепляйка» где воспитатель совместно с учителем-дефектологом распределяет задания для каждого ребенка. Во второй половине дня воспитатель вместе с детьми выполняет задания, которое было согласованно с учителем – дефектологом. Все задания выполнены строго на закрепления лексических тем согласно плана образовательного процесса.

Формы работы разнообразны и потому позволяют использовать их в разных режимных моментах в течение дня, не только на занятиях. Это и физкультминутка, и пальчиковая гимнастика, и артикуляционная гимнастика, и дыхательная гимнастика и подвижная игра на прогулке, и хороводная игра, игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевые игры, игры с мячом, составление рассказа по картине, предсказывание текстов, отгадывание и толкование загадок. Дети с удовольствием выполняют задания, что позволяет для воспитателя отработать все с ребенком в течения дня.

Таким образом, благодаря слаженному сотрудничеству учителя – дефектолога и воспитателя, коррекционная – развивающая работа имеет большой успех для развития ребенка, что дает положительный результат работы с особыми детьми.

Список использованной литературы

  1. Внимание. Память. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.
  2. Жукова О.С. Готовим руку к письму. Учимся писать. 4 – 6 лет. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2009.
  3. Касицына М.А. «Дошкольная математика». 2-й год обучения. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
  4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  5. Математика. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.
  6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., Просвещение, 1990.
  7. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5 – 6, 6-7 лет с ЗПР. – М.: мозаика – Синтез, 2008.
  8. Мышление. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.
  9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний, старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2003.
  10. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., Просвещение, 1992.
  11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., Просвещение, 1982.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год