Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист» |
Педагогика | |||
Автор: Газизова Наиля Айратовна | |||
13.01.2024 08:03 | |||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА РАЗВИТИЯ №24» Возраст обучающихся: 5-6 лет, Срок реализации: 6 месяцев Автор-составитель: Газизова Наиля Айратовна, воспитатель 1кв. кат. г. Нефтеюганск, 2023г. Пояснительная записка: Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» разработана на основе авторской программы дополнительного образования «Шахматы — школе» под редакцией И.Г. Сухина. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству учащимся некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собранным, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Нормативно-правовое обеспечение Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04. 06. 2016 №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от 12. 08. 2022 № 10-П-1692, 23. 08. 2022 №10-П-1765). Требования к квалификации педагога дополнительного образования Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу. Уровень программы Содержание и материал программы соответствуют «Базовому уровню», предполагающему использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа призвана помочь учащимся овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного освоения игры в шахматы, обеспечить их общее развитие, применение интеллектуальных и творческих способностей. Актуальность программы Актуальность программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга дошкольников старшего дошкольного возраста, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Обучение по программе «Юный шахматист» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Обучение игре в шахматы старшего дошкольного возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников. Расширение круга общения, возможностей, полноценного самовыражения, самореализации помогает этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Новизна программы Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» разработана на основе авторской программы дополнительного образования «Шахматы — школе» под редакцией И.Г. Сухина. Новизна программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, дидактические задания и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся. Отличительной особенностью программы является:
Цель программы — освоение детьми начального этапа шахматной игры, развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе обучения шахматной игре. Задачи программы
Адресат программы Программа рассчитана на воспитанников 5-6 лет. Шестой год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения. Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей старшего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? Зачем? Почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка. На шестом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. Важнейшими новообразованиями данного возраста являются: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Условия реализации программы Основным условием набора обучающихся в группы является соответствующий возраст воспитанников, наличие сертификата персонифицированного дополнительного образования и личное заявление родителей (законных представителей) о зачислении. Основным условием формирования групп является учёт пожеланий родителей (законных представителей) о согласии с расписанием занятий ребёнка. Количество детей в подгруппе 8-12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут. Форма обучения — очная. Форма организации деятельности на занятии (групповая) Сроки реализации программы — 6 месяцев, 24 недель, (24 час) Этапы реализации программы – 1 учебный год. Режим занятий Занятия походят 1 раз в неделю по 25 минут (1 академический час) Форма занятий Количество детей в подгруппе 8-12 человек. Форма обучения – очная, групповая Планируемые результаты
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности Оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы «Юный шахматист» проводится посредством входного, текущего и итогового контроля. Входной контроль — это оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития воспитанников и их готовности к обучению по данной программе. Форма проведения: собеседование. Текущий контроль проводится с целью установления степени сформированности знаний, практических умений и навыков воспитанников в процессе освоения отдельных разделов и тем дополнительной общеобразовательной программы. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов. Формы проведения: собеседование, опрос, контроль выполнения заданий, практическая работа. Итоговая аттестация – проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы. Форма итоговой аттестации: шахматный турнир. По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков: В (высокий) – программный материал усвоен полностью, воспитанник имеет высокие достижения; С (средний) – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; НС (ниже среднего) – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.
|