Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист»
Педагогика
Автор: Газизова Наиля Айратовна   
13.01.2024 08:03

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА РАЗВИТИЯ №24»

Возраст обучающихся: 5-6 лет, Срок реализации: 6 месяцев

Автор-составитель: Газизова Наиля Айратовна, воспитатель 1кв. кат. г. Нефтеюганск, 2023г.

Пояснительная записка:

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» разработана на основе авторской программы дополнительного образования «Шахматы — школе» под редакцией И.Г. Сухина.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству учащимся некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

 

Скачать программу

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует

зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собранным, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21. 07. 2020) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»
  • Статьей 12 Федерального Закона от 29. 12. 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31. 03. 2022 г. № 678-р
  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  • Приказом Минпросвещения России от 27. 07. 2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 18. 11. 2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)
  • Письмом Минобрнауки РФ от 11. 12. 2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3628-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  • Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 31. 10. 2021 № 468-п

- Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04. 06. 2016 №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от 12. 08. 2022 № 10-П-1692, 23. 08. 2022 №10-П-1765).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы

Содержание и материал программы соответствуют «Базовому уровню», предполагающему использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Программа призвана помочь учащимся овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного освоения игры в шахматы, обеспечить их общее развитие, применение интеллектуальных и творческих способностей.

Актуальность программы

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга дошкольников старшего дошкольного возраста, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Обучение по программе «Юный шахматист» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Обучение игре в шахматы старшего дошкольного возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников. Расширение круга общения, возможностей, полноценного самовыражения, самореализации помогает этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Новизна программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» разработана на основе авторской программы дополнительного образования «Шахматы — школе» под редакцией И.Г. Сухина.

Новизна программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, дидактические задания и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся.

Отличительной особенностью программы является:

  • поэтапное освоение воспитанниками предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
  • методика индивидуального подхода к каждому воспитаннику при помощи подбора заданий разного уровня сложности;
  • индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого воспитанника;
  • подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью воспитанника на занятии.
  • в построение курса обучения на основе проблемно-деятельностных технологий. На смену позиции пассивного усвоения знаний приходят диалоговые формы работы, дискуссионные столы с использованием различных источников информации, активного включения воспитанников в учебный процесс в роли активных субъектов и организаторов;
  • в отведении значительного места в программе игровым технологиям и формам контроля, стимулирующим исследовательскую деятельность воспитанников;
  • в реализации практики (соревнования, дружеские встречи и т.д.);

Цель программы — освоение детьми начального этапа шахматной игры, развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе обучения шахматной игре.

Задачи программы

  • Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями.
  • Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр).
  • Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
  • Дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур).
  • Развивать наглядно-образное мышление.
  • Развивать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, умение производить логические операции).
  • Развивать творческий потенциал детей.
  • Воспитывать уважительное отношение к сопернику.
  • Учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил.

Адресат программы

Программа рассчитана на воспитанников 5-6 лет. Шестой год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Важным психическим новообразованием детей старшего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? Зачем? Почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

На шестом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Важнейшими новообразованиями данного возраста являются:

завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

Условия реализации программы

Основным условием набора обучающихся в группы является соответствующий возраст воспитанников, наличие сертификата персонифицированного дополнительного образования и личное заявление родителей (законных представителей) о зачислении.

Основным условием формирования групп является учёт пожеланий родителей (законных представителей) о согласии с расписанием занятий ребёнка.

Количество детей в подгруппе 8-12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут.

Форма обучения — очная.

Форма организации деятельности на занятии (групповая)

Сроки реализации программы — 6 месяцев, 24 недель, (24 час)

Этапы реализации программы – 1 учебный год.

Режим занятий

Занятия походят 1 раз в неделю по 25 минут (1 академический час)

Форма занятий

Количество детей в подгруппе 8-12 человек.

Форма обучения – очная, групповая

Планируемые результаты

  • Дети знают шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
  • Правильно определяют и называют белые, чёрные шахматные фигуры.
  • Правильно расставляют фигуры перед игрой.
  • Сравнивают, находить общее и различие.
  • Умеют ориентироваться на шахматной доске.
  • Понимают информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  • 3нают названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
  • Проводят элементарные комбинации.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог.
  • Развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Играют шахматными фигурами, не нарушая правил

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы «Юный шахматист» проводится посредством входного, текущего и итогового контроля.

Входной контроль — это оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития воспитанников и их готовности к обучению по данной программе. Форма проведения: собеседование.

Текущий контроль проводится с целью установления степени сформированности знаний, практических умений и навыков воспитанников в процессе освоения отдельных разделов и тем дополнительной общеобразовательной программы. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов. Формы проведения: собеседование, опрос, контроль выполнения заданий, практическая работа.

Итоговая аттестация – проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы. Форма итоговой аттестации: шахматный турнир.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

В (высокий) – программный материал усвоен полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

С (средний) – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

НС (ниже среднего) – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год