Практика субъектности по вовлечению родителей в образовательный процесс. Детско-взрослый проект «Игры на кухне». |
Педагогика | |||
Автор: Данилова Екатерина Олеговна Борисенко Ксения Евгеньевна | |||
11.01.2024 21:41 | |||
Практика субъектности по вовлечению родителей в образовательный процесс. Детско-взрослый проект «Игры на кухне». Авторы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и ФОП ДО нацеливают педагогов на поддержку детской инициативы и субъектности в различных видах деятельности, а также индивидуализацию дошкольного образования, тем самым задают ценность детской субъектности, акцентируя ее как важный принцип и результат образования. Следовательно, эта тема на сегодняшний день приобретает особую значимость для дошкольного учреждения в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений. Ведь стране нужны люди, которые могут изменить мир к лучшему. Субъектность…Что это такое и почему важно? Это понятие еще долго будет уточняться, и оттачиваться, но его ядро проступает явно.
Слово субъектность, может быть нерусское, непонятное, но это про инициативу, про результативность, про доведение дела до конца. Субъектность бывает и у самых маленьких. Это не зависит от возраста. И мы, будучи уже взрослыми, можем видеть «хвостики субъектности» у наших детей и поддерживать их рост, ведь воспитатель – это не про «хорошо ел, хорошо себя вёл», а тот, кто способен рассказать родителю, что его ребенок мыслит, успешно строит коммуникацию, умеет достигать результатов, грамотно просить помощи, строить сложные вопросы. Наша задача – актуализировать и сфокусировать внимание всех взрослых на образовательном результате, который становится всё более важен в наше время, вот это и есть – субъектность. А как реализовать детскую инициативу и самостоятельность дома при большой занятости современных родителей? Все мы рано или поздно сталкиваемся с одной проблемой: как одновременно готовить на кухне и не оставить ребенка без присмотра, не прибегая к помощи телевизора и других электрических современных «сиделок», особенно когда ребенок еще слишком мал для подобных игр. В конце концов, в какой другой комнате, как не на кухне, можно найти так много забавных приспособлений, которые разбудят воображение и откроют безграничные возможности для фантазии и творческих идей? А какая иная деятельность, кроме готовки, собирает всех членов семьи вместе? Такой ряд вопросов встал перед нами. Проанализировав современные подходы в педагогике, мы пришли к такому выводу, что эту проблему определенно можно решить. Когда мы с коллегами задумались о применении практики субьектности не только в детском саду, но и дома, то родился интересный по нашему мнению проект «Игры на кухне», который объеденил всех участников образовательных отношений. Само появление этого проекта знаменательно. Субъектность оказывается в фокусе образовательного исследования. Это означает не просто признание ценности субъектности, авторства, творчества — это было бы только половиной дела. Это означает и профессиональную храбрость браться за это понятие и анализировать сквозь его призму богатство детско-взрослой жизни в саду и семье. Время, проведенное на кухне, может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов вместе с детьми перед тем, как все соберутся к ужину и вновь разойдутся для домашних занятий. Детско-взрослый проект «Игры на кухне» включает 185 экспромтов, чтобы занять ребенка пока мама готовит, это комплекс игр в первую очередь для родителей детей дошкольного возраста (3-8 лет), элементы которого могут применять и педагоги в образовательной деятельности фронтально или индивидуально. Все игры условно делятся на 10 категорий: «Сцены из кухонной жизни», «Маленький повар», «Создаем поваренную книгу», «Еда и поделки», «Надо подумать!», «Игры на кухне», «Самодельное оборудование», «Кухонный город», «Экспериментирование и математика», «Наш стол». Каждый раздел предусматривает соответствующие своей темы игровые упражнения, целью которых является развитие определенного анализатора и формирования соответствующих сенсорных эталонов. На кухне можно не только готовить и принимать пищу, но и найти много способов для развития и развлечения малыша. Неудивительно, что кухня так привлекает к себе ребенка: столько всего нового, непонятного и интересного! Различные запахи, продукты, предметы, которыми чаще всего играть как раз и нельзя. Так давайте используем интерес ребенка в педагогических целях! Привлекая внимание ребенка к взрослым делам на кухне, можно не просто воспитать в нем ответственность, но и весело с пользой проводить время, учить готовить, помогать, прислушиваться к советам и самостоятельно принимать решения, приучить ребенка к порядку. Кухня – это место, где можно незаметно у ребенка развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения, обогащать словарный запас, формировать элементарные математические навыки и самообслуживание и получать бесценный жизненный опыт. Помогая маме на кухне ребенок, сам не замечая этого, ознакомится с понятиями «вес», «размер», «часть» и получит много полезных указаний, которые обязательно пригодятся в жизни, а взрослый обнаружит, как легко и увлекательно занимать ребенка, пока например, накрывается стол. Проект предполагает массу игр и занятий: от таких «Надо подумать!», которые превращают чистку самого горького лука, заставляющего проливать слезы, в захватывающее приключение, — до «спорта» внутри дома, который не превратит мамину кухню в хаос. Все виды деятельности подойдут для детей от 3-ёх лет и старше. Многие игры развивают у детей навыки устного счета и чтения. Игры снабжены инструкциями, которые помогут наилучшим образом организовать их, учитывая возраст, возможности и интересы ребенка. Некоторые игры придуманы на тот случай, когда родитель не может отвернуться от плиты. Дети в это время могут заняться собой и показать взрослому свои произведения, поделиться успехом, когда у мамы будет свободная минутка. Другие игры потребуют от взрослого энергии и активности. Посчастливиться «давать интервью журналисту», демонстрировать свои кулинарные способности или выдумывать очередное слово, имеющее отношение к еде, которое, например, начиналось бы на «Ц» или «Щ». Доступ к различным материалам во время игры и исследования помогает в следующем: решение проблем, инжиниринг, креативность, концентрация, зрительно-моторная координация, развитие мелкой моторики, развитие крупной моторики, язык и словарный запас, математическое мышление, научное мышление, грамотность, социальное/эмоциональное развитие. У этого списка нет конца… Игры на кухне – не только отличный способ семейного времяпрепровождения, но и возможность развивать мышление, память, логику, скорость реакции, формировать систему знаний об окружающем мире. Этому способствует то, что дети — дошкольники пытаются стать самостоятельными, желают проявить себя в общении, игре, стремятся к совместной деятельности со взрослыми. Между тем, современные мамы и бабушки – это женщины, занятые работой, карьерой, домашним хозяйством. Многие из них жалуются на дефицит времени в общении с малышом, поэтому в помощь им предлагаются развивающие игры, которые несложно организовать с детьми на кухне, одновременно, например, занимаясь приготовлением еды. Такая совместная бытовая деятельность не только формирует у малыша необходимые трудовые навыки, но влияет и на сенсорное развитие. В дошкольном учреждении у ребенка имеется возможность проявить свою субъектную позицию. Погружаясь в процесс игры, ребенок моделирует свое пространство, тем самым создает «говорящую» среду группы. Суть технологии «говорящей среды» заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс, т.е. это среда, которая как будто «разговаривает» с ребенком и может выстроить взаимоотношения с ним напрямую, практически без участия взрослого. Такой подход имеет несколько преимуществ. Он позволяет детям получить конкретный опыт и использовать его в реальной жизни. Использование кухонных процессов создает связь между игрой и бытовыми ситуациями, что облегчает усвоение материала. Кроме того, это стимулирует развитие критического мышления, самооценки и воспитывает в ребенке чувство уважения к себе, гордости собой. Он ведь не просто играет, он делает настоящее «взрослое» дело. Важно, что это дело имеет результат в виде развитого креативного мышления и воображения, увеличенного словарного запаса, приобретенного навыка планирования и самоорганизации, социализации и умения работать в команде. Предлагаем несколько советов, которые расширят ваш опыт. Подумайте о необходимости игр на кухне. Несмотря на то, что у всех бывают трудные времена, когда терпение истощается, действительно есть способ занять ребенка не в ущерб домашним делам. В такие дни мои советы помогут забыть о всех неприятностях в процессе реализации творческих игр с детьми. Что очень важно, ваш ребенок поймет, что вы воспринимаете мир его забав всерьез, как и он сам. Другими словами, время, проведенное на кухне вместе с ребенком, приобретает некоторую ценность. Благодаря тому, что ваш ребенок принимает участие в домашних заботах, вы откроете для себя новые возможности общения с ребенком. Подумайте о безопасности. Как сделать кухню безопасной?
Для некоторых игр потребуется резать картон или другие материалы, используйте в этом случае свой собственный опыт и применяйте те правила, которыми вы обычно руководствуетесь. Для других игр будут необходимы монеты, пластиковые бутылки и разные мелкие детали. Эти игры не желательно проводить с маленькими детьми. В описании игр представлены все необходимые замечания и предупреждения. В группе детского сада педагогам рекомендуется организовать пространство для «грязных» игр. Большой кусок пленки защитит пол. Если установить мольберт, то рисовать можно будет даже в маленьком уголке, а клеенка, положенная на стол, позволит поиграть с тестом. Перед тем как разрешить ребенку «грязные» игры, надо договориться с ним: рисовать, лепить и возиться с тестом можно только в специально отведенное на это время, и дети с нетерпением ждут этого «времени для грязи». Плотный ящик, выложенный изнутри пленкой, может заменить песочницу, а поиграть с водой можно в тазу. Приготовьте кухню для игр. Хотя для большинства игр в этом методическом пособии не потребуется особенных приготовлений, достаточно будет только немного воображения. Для проведения некоторых все-таки следует подготовиться. Например, для тех игр, которые относятся к категориям «Самодельное оборудование» или «Кухонный город», потребуется заранее собрать достаточное количество материалов. Вы можете приготовить их за день до игры или даже накануне вечером. Некоторые из материалов вы можете использовать несколько раз. Итак, чтобы игра была интересной и увлекательной, вам надо будет иметь под рукой побольше всяких мелочей. Начните собирать их прямо сейчас. Нелишними окажутся:
«Говорящая среда» группы ДОУ- даёт возможность ребёнку ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве. Самостоятельно планировать и реализовывать свой замысел в деятельности. Проявить активность и инициативность, понять собственную значимость. Для этого педагогам рекомендуется создать в группе совместно с детьми центр «НЕОКУХНЯ». Элементы, вносимые в среду помогут ощутить значимость ребенка в коллективе. К ним относятся: детские творческие (выставки, альбомы с рисунками, аппликациями) и краткосрочные исследовательские опыты и эксперименты, коллективные и индивидуальные коллажи, стенгазеты с фотографиями и высказываниями детей, макеты, модели, поделки, тематические альбомы по теме или заданию дня и др. Не стремитесь к соревнованию. Дух соревнования, разумеется, здоровое и естественное настроение на спортивной площадке, но на кухне это вам только помешает, разрушит творческое единение вас и ваших детей. Лучше будет, если все дети будут работать вместе, как одна команда. Гораздо полезней окажется, если ребята подумают об общем успехе, чем если каждый из них будет поглащён собственной победой, обогнать другого ребенка. Разумеется, в некоторых играх подразумевается победитель, но постарайтесь не сосредотачивать внимание на его «лаврах». Не раздавайте призов или подарков (избегайте всех видов поощрений) в качества приза за первое место. Вместо этого предложите выигравшему придумать правила или порядок участников для следующей игры, пусть он выбирает во что все будут играть. Установление правил в детском коллективе-важное составляющее «говорящей» среды группы. Например, для того, чтобы избежать конфликтов между детьми, следует придумать с ними «Правила группы», изобразить их и повесить на видное место, а далее напоминать о их соблюдении. Также полезными окажутся «Правила игр на кухне». Для соблюдения правил культуры поведения за столом во время приема пищи можно изготовить вместе с детьми чехол-напоминалку на салфетницу «Поведение за столом». Подумайте об экономике и окружающей среде. Во многих играх используется крупа, макароны и другие продукты. Вместо того, чтобы жертвовать для игр свежие продукты, заведите специальный ящик и складывайте туда несвежие или успевшие побывать на полу вермишель или фасоль. Это пригодится вам для игр, где будете упражнять в устном счете, мастерить украшения. Используйте эти продукты не один раз. Для некоторых игр вам также понадобится вода. Научите своего ребенка использовать потом эту воду для полива растений. Представленные далее игры дают хороший шанс научить играть, не забывая о том, что полезно земле и что не навредит нашему характеру, а наоборот воспитает ответственность и трудолюбие. «Игры на кухне» — это 100 % радости и можно испытывать ее вместе с ребенком каждый день! Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во многие сферы деятельности человечества, в том числе и в образование. В возрастной группе она также является отличным помощником. Бережливая среда предполагает свод правил: «Если сомневаешься, не выбрасывай! Свое место для каждой вещи и каждая вещь на своем месте. Смотри и знай, что должно быть сделано и т.д.». Итак, все игры условно делятся на 10 главных категорий. Обозначение каждой категории игр:
В кухонном уголке группы вечерами проходят задушевные беседы, вопросы-ответы на интересующие темы, сочинение сказок и рассказов. Особенно это представляет большую значимость в работе с тревожными детьми. Таким детям необходимо настроиться на доверие к окружающему миру. В этом поможет атмосфера уединения в групповом центре «Дом», т.к. дом-это то, что понятно и близко каждому ребенку.
Дошкольные годы — годы игры понарошку. Такая игра относится к умственным процессам, которые развиваются параллельно с речью. Фантазируя, ребенок производит действия, постигая на собственном опыте идеи, мысли и эмоции, проигрывая свои отношения с другими детьми. В процессе коллективного творчества в детском саду может появиться собственная авторская кухня, на которой дети будут демонстрировать свои кулинарные шедевры, а «говорящая» среда расскажет мамам и папам о новых вкусовых предпочтениях и желаниях детей.
Организация сюжетно-ролевой игры в образовательном процессе несет большое значение для развития ребенка. В этой деятельности дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей в специально создаваемых ими самими игровых условиях. В процессе игры у детей удовлетворяются их основные потребности в самостоятельности, в общении со сверстниками, происходит психическое развитие, дети овладевают моральными ценностями, узнают, что такое хорошо и что такое плохо, усваивают социальный опыт, развиваются нравственно: учатся уступать, сопереживать, сочувствовать, учатся ответственности. Как правило, дети выбирают играть в такие сюжетно-ролевые игры: «Кухня», «Семья», «Кафе-ресторан», «Кофейня», «Супермаркет», «Пиццерия», «Кулинарное шоу», «Сервировка», «Этикет». Полезным будет их организация в детском саду и самостоятельное изготовление атрибутов детьми к этим играм.
Экспериментальная деятельность всегда является частью образовательного процесса. У детей имеется возможность самостоятельно высаживать и сеять овощные культуры, ухаживать за ними, наблюдать, собирать урожай, и затем готовить несложные блюда для себя и своих друзей. Эта деятельность вызывает у детей огромный интерес. Также в ДОУ у дошколят пользуются спросом разнообразные опыты и эксперименты «Вкусная наука», «Математика на кухне» формирует элементарные математические представления детей.
В помещении группы на столе педагогом организуются провокации (приглашение поиграть): «Живая картина», «Мой портрет из овощей и фруктов», «Сад-огород» и т.д. с целью описания различных физических свойств (цвет, текстура, вес, форма, звук, которые они издают, как они пахнут и т. д.) или с целью создания чего-либо с помощью этого материала. Дети получают возможность составлять дизайнерские композиции из самостоятельно изготовленных поделок, развивать речь и расширять словарный запас. Точно так же перемещение и манипулирование предложенным материалом — отличный способ попрактиковаться в языке позиций. В дошкольном учреждении воспитание культурно-гигиенических навыков осуществляется в течение дня в режимных моментах и дети с удовольствием принимают на себя роль повара, официанта, администратора, упражняются в сервировка стола, проявляя креативность. Дети раскрывают и узнают о мире через игру и в конечном итоге развивают словарь, чтобы иметь возможность описывать свой опыт. Открытые ресурсы, которые стимулируют творческое мышление, позволяют воспринимать ощущения и об их мире. Все это отлично подходит для развития речи, так как дети становятся увлеченными, любопытными и вдохновленными, чтобы понимать и распространять свои открытия, как маленькие исследователи. Игры на кухне вдохновляют воображение и навыки мышления более высокого уровня развития, которые отличаются высоким уровнем развития языка, отличаются простым словарным запасом и предложениями. Игра – не только прекрасное и веселое времяпрепровождение для ребенка, это также и образовательная деятельность для него. Это время, когда воображение высвобождается, чтобы исследовать, пробовать что-то новое, ошибаться и пробовать снова. Игра – это семя роста и развития дошкольников. Каждый ребенок приносит с собой глубокое любопытство и потенциал, и это врожденное любопытство побуждает их интерес к познанию своего мира и своего места в нем. Развиваться лучше всего через исследование. Предлагая элементы и материалы, которые приглашают детей к творческой игре, продвигает ребенка в его поиске открытий. Когда мы можем переключить свое взрослое мышление на доступные в каждом доме материалы, для наших детей открывается целый новый мир игры и образования. Дети уже рассматривают предметы повседневного обихода как материалы для игр и творчества. Наши взрослые представления о том, во что уместно играть, меняются. Это все в вашем мышлении. Открытие их разума, а также нашего собственного, учит детей тому, что они могут делать или создавать практически все, что угодно, когда они тренируют свое воображение. Они учатся быть изобретателями своего собственного мира. Чем больше они напрягают свое воображение, тем волшебнее становятся их маленькие миры. Дети обычно предпочитают игру, которая стимулирует их любознательность и дает полную свободу их воображению и творчеству. Я считаю, что один из лучших способов усилить их природное любопытство — это ввести в их игровую среду широкий спектр материалов, которые найдутся на каждой кухне. Эти объекты приглашают к разговорам и взаимодействию, а также поощряют сотрудничество и сотворчество. Иными словами, «работа» с мамой на кухне способствует социальной компетентности, потому что это поддерживает творчество и инновации. Все эти навыки высоко ценятся во взрослой жизни сегодня. Когда дети играют в такой домашней обстановке, они могут передвигаться, используя любой или все найденные предметы, придумывая пространства и структуры, которые могут развлекать их часами. Это не только весело, но и помогает им развить более высокий уровень критического мышления и творчества. Готовьте с детьми – это интересно и весело! В соответствии с данным подходом, можно каждый день приглашать детей поиграть, а также использовать для достижения всех пяти результатов обучения в рамках концепции обучения в дошкольном возрасте. Результат 1: У детей сильно развито чувство идентичности. Открытый характер игры позволяет детям выражать свою индивидуальность и свободу действий. Педагоги могут дополнительно поддержать этот процесс, внедряя элементы игр и предоставляя детям безопасную и благоприятную среду, чтобы они могли свободно исследовать и выражать себя. Результат 2: Дети связаны со своим миром и вносят в него свой вклад. Предметы, найденные на кухне, составляют одни из самых привлекательных коллекций для маленьких детей. Играя с ними, они развивают связи со своим фантастическим миром, которые можно углубить, чтобы воспитать чувство ответственности за окружающую ребенка среду. Результат 3: Дети чувствуют себя хорошо. Когда дети используют свои пальцы, руки и ноги, чтобы собирать, сортировать и переносить разнообразные предметы, они развивают важные мышцы и двигательные навыки. Кроме того, такие виды игры, как украшение собственно приготовленных блюд, надевание костюмов или копание пальцами в контейнерах с фасолью, — все это примеры эмоционального удовлетворения. Результат 4: Дети уверены в себе. Различные способы использования доступных материалов в языке, математике, экспериментировании заключается в том, что она дает место для образовательных предпочтений каждого ребенка. По мере того, как дети развиваются в соответствии с их личностью и интересами, у них возникает мотивация задавать вопросы, предлагать идеи, тем самым развивая уверенность. Результат 5: Дети являются эффективными коммуникаторами. Когда дети играют с взрослым на кухне, у них появляется возможность объяснить свои наблюдения, сенсорный опыт и творения, тем самым тренируя коммуникативные навыки. Кроме того такая игра подходит для многих типов групповой игры, тем самым побуждая детей учиться и практиковать социальные навыки, такие как очередность, переговоры и сотрудничество. Вызовы игр на кухне заключается в удовлетворении детской любознательности, привлечении ребенка к активному освоению окружающего его мира, помощи в овладении средствами познания связей между предметами и явлениями, что позволил именно этот проект – «Игры на кухне». Он также является незаменимым элементом совместной деятельности взрослого и ребенка, а также компонентом развивающей среды, как в домашних условиях, так и в дошкольном учреждении, эффективным средством комплексного развития детей, а значит и их подготовки до обучения в школе.
|