Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль отца в формировании ранней профориентации дошкольников
Педагогика
Автор: Рождественская Мария Игоревна   
09.01.2024 18:09

Роль отца в формировании ранней профориентации дошкольниковРоль отца в формировании ранней профориентации дошкольников

Автор: Рождественская Мария Игоревна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №63" г. Чита, Забайкальский край.

Традиционно считается, что подростковый возраст является ключевым периодом для самоопределения и выбора профессии. Однако первое знакомство с миром профессий происходит в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период закладываются основы таких личностных качеств, как любознательность, активность и самостоятельность. Дети начинают проявлять способность к социальной мотивации поведения и осознают ценность труда, что становится фундаментом для любой будущей профессии и гарантом успеха.

В трудах выдающихся педагогов прошлого можно найти упоминание проблемы, связанной с приобщением детей к труду. К.Д. Ушинский рассматривал труд человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

 

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Ознакомление детей с трудом взрослых и окружающим миром начинается в период их младшего дошкольного возраста, когда они получают информацию из художественной литературы, общения со взрослыми и через средства массовой информации о разнообразных видах деятельности. Они примеряют на себя роли окружающих их людей: доктора, парикмахера, водителя и т.д. Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия. И главный пример – ближайшее окружение ребенка.

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья. В статье 44 «Закона об образовании в РФ» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. А выбор профессии – едва ли не самый решающий момент в жизни каждого человека, к которому необходимо относиться ответственно, вдумчиво и с направленностью на будущее.

Но ранняя профориентация – это не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Помощь родителей, и в частности отца, в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, очень важна и необходима. Дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем. Отец воспитанника является «живым» профориентационным примером, поскольку дети проявляют интерес к его работе и желают стать такими, как папа.

Ритм современной жизни, а также непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, вынуждает многих отцов ограничивать свое участие в жизни детского сада только лишь тем, что они приводят и забирают своих детей из дошкольного учреждения.

Поэтому основной формой работы стало проведение недели родительских профессий, когда в детский сад приглашались отцы воспитанников – представители различных профессий. В ходе организации беседы отцы рассказывали о специфике своей работы. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, и живое общение с папой вызывают неподдельный интерес дошкольников, гордоть ребенка за своего отца.

Во время личной беседы большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых является не только способом получения системных знаний, но и важным социальным опытом для детей, который помогает им в освоении мира взрослых.

Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Заинтересованность в детских вопросах, доброжелательное отношение к ним и поощрение участия в диалоге помогают детям преодолеть застенчивость, нерешительность и замкнутость.

Таким образом, приглашая отцов на беседы, тематическая неделя была расписана по дням:

Понедельник – стоматолог, журналист, повар, закрепляя знания детей о различных профессиях и необходимости данных работ.

Вторник и среда – патриотические профессии (двое военнослужащих и сотрудник Росгвардии), уточнив знания детей о различных военных профессиях.

Четверг и пятница – региональный компонент (мастер ремонтного поезда на РЖД, слесарь по обслуживанию буровых на удоканском месторождении, мостостроитель), уточняя знания детей о родном крае и профессиях, востребованных именно в Забайкальском крае

Каждый родитель рассказывал о своей работе: кем работает, что делает на рабочем месте, обязательно говорил, нужно ли ему носит спецодежду; приносил униформу, подчеркивая тем самым важность и значимость профессии.

Опыт работы по ранней профориентации показал, что включение отцов в процесс ознакомления дошкольников с профессиями имеет большое значение и положительное влияние на детей. Роль отца как живого профориентационного примера, а также эмоциональное отношение взрослых к своей работе формируют у детей ценностно-смысловую компетенцию, которая будет важной для их дальнейшего профессионального развития.

Список литературы:

  • Фирсова, Е. А. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Фирсова, Е. Н. Бондаренко. — 2017. — С. 36-39.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2022. — 128с.
  • Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников М.: Просвещение 1989.
  • Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990. – 159 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год