Роль отца в формировании ранней профориентации дошкольников |
Педагогика | |||
Автор: Рождественская Мария Игоревна | |||
09.01.2024 18:09 | |||
Роль отца в формировании ранней профориентации дошкольников Автор: Рождественская Мария Игоревна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №63" г. Чита, Забайкальский край. Традиционно считается, что подростковый возраст является ключевым периодом для самоопределения и выбора профессии. Однако первое знакомство с миром профессий происходит в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период закладываются основы таких личностных качеств, как любознательность, активность и самостоятельность. Дети начинают проявлять способность к социальной мотивации поведения и осознают ценность труда, что становится фундаментом для любой будущей профессии и гарантом успеха. В трудах выдающихся педагогов прошлого можно найти упоминание проблемы, связанной с приобщением детей к труду. К.Д. Ушинский рассматривал труд человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Ознакомление детей с трудом взрослых и окружающим миром начинается в период их младшего дошкольного возраста, когда они получают информацию из художественной литературы, общения со взрослыми и через средства массовой информации о разнообразных видах деятельности. Они примеряют на себя роли окружающих их людей: доктора, парикмахера, водителя и т.д. Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия. И главный пример – ближайшее окружение ребенка. Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья. В статье 44 «Закона об образовании в РФ» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. А выбор профессии – едва ли не самый решающий момент в жизни каждого человека, к которому необходимо относиться ответственно, вдумчиво и с направленностью на будущее. Но ранняя профориентация – это не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования. Помощь родителей, и в частности отца, в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, очень важна и необходима. Дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем. Отец воспитанника является «живым» профориентационным примером, поскольку дети проявляют интерес к его работе и желают стать такими, как папа. Ритм современной жизни, а также непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, вынуждает многих отцов ограничивать свое участие в жизни детского сада только лишь тем, что они приводят и забирают своих детей из дошкольного учреждения. Поэтому основной формой работы стало проведение недели родительских профессий, когда в детский сад приглашались отцы воспитанников – представители различных профессий. В ходе организации беседы отцы рассказывали о специфике своей работы. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, и живое общение с папой вызывают неподдельный интерес дошкольников, гордоть ребенка за своего отца. Во время личной беседы большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых является не только способом получения системных знаний, но и важным социальным опытом для детей, который помогает им в освоении мира взрослых. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Заинтересованность в детских вопросах, доброжелательное отношение к ним и поощрение участия в диалоге помогают детям преодолеть застенчивость, нерешительность и замкнутость. Таким образом, приглашая отцов на беседы, тематическая неделя была расписана по дням: Понедельник – стоматолог, журналист, повар, закрепляя знания детей о различных профессиях и необходимости данных работ. Вторник и среда – патриотические профессии (двое военнослужащих и сотрудник Росгвардии), уточнив знания детей о различных военных профессиях. Четверг и пятница – региональный компонент (мастер ремонтного поезда на РЖД, слесарь по обслуживанию буровых на удоканском месторождении, мостостроитель), уточняя знания детей о родном крае и профессиях, востребованных именно в Забайкальском крае Каждый родитель рассказывал о своей работе: кем работает, что делает на рабочем месте, обязательно говорил, нужно ли ему носит спецодежду; приносил униформу, подчеркивая тем самым важность и значимость профессии. Опыт работы по ранней профориентации показал, что включение отцов в процесс ознакомления дошкольников с профессиями имеет большое значение и положительное влияние на детей. Роль отца как живого профориентационного примера, а также эмоциональное отношение взрослых к своей работе формируют у детей ценностно-смысловую компетенцию, которая будет важной для их дальнейшего профессионального развития. Список литературы:
|