Использование ТРИЗ в работе родителей с детьми дошкольного возраста. |
Педагогика | |||
Автор: Гусева Людмила Юрьевна, Манахова Наталья Николаевна | |||
30.12.2023 14:56 | |||
Использование ТРИЗ в работе родителей с детьми дошкольного возраста. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции. А.Эйнштейн. Что такое ТРИЗ? ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Приемы и методы ТРИЗ могут с успехом использоваться в развитии детей не только изобретательской смекалки, творческого воображения, но и в становлении личности как таковой. С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих процессов. ТРИЗ призван помочь родителям и детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречия, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы во временной динамике.
ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, он учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. А родитель получает в руки инструмент по практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Основные идеи ТРИЗ заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. ТРИЗ вырабатывает умение решать возникшие противоречия. Когда и где ребенок учится разрешать противоречия? Он сталкивается с ними постоянно. И если не может преодолеть их, инстинктивно уходит то их разрешения. А ведь умение обнаруживать противоречия и разрешать их может стать ключом к тайнам жизни, позволит ребенку не только сформировать мышление, но и активно защищать свои позиции. Если вас увлекли идеи ТРИЗ, если вы увидели перспективы в работе с детьми через использование инструментов, элементов, приемов теории изобретательства, то вы испытаете в дальнейшем не только радость, но и трудности. Потому что вы отправляетесь в путь не по проторенной дороге четких указаний, а вступаете на тропу поиска. Но дети с радостью одарят вас за этот труд и будут ждать от вас ежедневных чудес, открытий. Что же необходимо для работы? Первое. Усвоить 10 заповедей творческой личности, выведенные профессором Вайнцвангом.
Второе. Каждый день работы с детьми – поиск. Взрослый не должен раскрывать истину, он должен учить находить ее. Например, ребенок задал вопрос, вы спрашиваете, что он сам об этом думает, приглашаете порассуждать и наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопросы, но надо дать ему определенные знания? Тогда сами задайте вопрос, создайте ситуацию, чтобы он повторил исторический путь познания и преобразования вещества, предмета или объекта. Например, надо дать ребенку знания о свойствах дерева. Начнем с вопроса: «Что было бы, если бы на земле на было лесов, деревьев?» Пусть ребенок предложит варианты своих суждений. Далее вопрос: «Чем же полезно дерево?» Опять спектр ответов, в которых повторяются, но вместе с тем появляются и новые свойства и качества дерева. Продолжим цепочку вопросов: «Но если дерево так полезно, если из него можно сделать много полезных вещей, зачем человек учился и добывал металл, пластмассу? Какие свойства дерева не понравились человеку? Чем дерево Было неудобно? Зачем люди выращивают леса, парки? Какие качества дерева использует человек, когда делает посуду, игрушки? Какие интересные предметы из дерева вы видели? Где может пригодиться стружка, опилки?» Каждое занятие с детьми- проблемы, поиск, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем хорош, чем плох? и т.д. Третье. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем. «Тайна двойного» — это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно, а что-то вредно. Например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет. Но солнце плохо, потому что жжет, сушит, испепелят. Научить ребенка видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте – значит научить его основам ТРИЗ. От противоречий не уйти, они окружают нас. Их надо разрешать или решать. Четвертое. Будем учить детей разрешать противоречия. Для этого есть приемы: «Можно ли перенести воду в решете?» Формулируем противоречие: вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – она вытечет. Решаем противоречие, изменив агрегатное состояние вещества. Решение: перенесем воду в виде льда. Пятое. Игры на каждый день: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот» — игры на умение видеть противоречия. «Чем может быть», «Превратим в…». На языке дошкольников; что может делать, чем может служить, для кого чем будет. Помимо многообразия функций предмета дети освоят азы воображения. Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи-шутки типа «Какие камни не встретишь в море?», «Сколько яблок выросло на 5 грушах, если на каждой груше выросло по 1 яблоку?» Шестое. Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и т.п. Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований, изобретений. Пусть дети видят, что изобретать значит решать противоречия. Седьмое. Чудеса прогулок. Используем приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.п. Наблюдаем за живыми облаками: куда они плывут, какие вести несут, о чем мечтают, что расскажут, покажут. Оживим ветер: кто его мама, кто его друзья, о чем спорит ветер с солнцем? А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, снегу, мелом на асфальте, мокрыми подошвами обуви по сухому – что получилось, почему? Можно предложить детям увидеть разноцветный снег или дождь, если надеть цветные очки. А если дать детям на прогулку увеличительное стекло? Чур-чура среди двора затевается игра. Стеклышки-увеличилки раздобыла детвора. Час не плачет, два не хнычет, что увидит – увеличит Увеличили котят – пусть пантерами сидят. Вот чирикает орел. Кто такого изобрел? Ой, батюшки мои, прячьте ноги под скамьи! Увеличенные ходят по дороге муравьи. А пробовали вы рисовать камешками, то есть выкладывать рисунки, узоры из камешков? А как на счет веревки? Веди из нее тоже выложить рисунок. Существует еще один прием развития способностей детей – метод моделирования маленькими человечками. Этот метод поможет детям глубже понимать сущность различных явлений в природе, свойства предметов и веществ, фазовые переходы веществ из одного состояния в другое. Мы взрослые знаем, что вещества состоят из мельчайших частичек – атомов и молекул. Но детям молекулярная теория в чистом виде неинтересна, да и непонятна. Зато они с удовольствием узнают о том, что все тела состоят из маленьких человечков. Они бывают твердыми. Эти человечки крепко держатся за руки, их нельзя разъединить. Что на свете состоит из твердых человечков? (камни, стол, кровать, стены, тарелка и т.д.) А что произойдет, если твердые человечки камня разъединят руки? Он разобьется на мелкие кусочки. А как ведут себя человечки обломков? Они все равно крепко держатся за руки. Чем отличаются жидкие человечки от твердых? Они не держат друг друга за руки, поэтому жидкости могут течь. Что на свете сделано из жидких человечков? (суп, сок, молоко и т.п.) Еще есть человечки газа или пара. Они легкие, бегают в разные стороны, их ничем нельзя удержать. Вода состоит из жидких человечков, а могут они стать твердыми? Если человечков поставить в холодное место, то они станут замерзать и скоро станут твердыми. Вода превратится в лед. А теперь нагреем лед, он растаял, значит человечки снова стали жидкими. Если продолжать нагревать, то человечкам станет жарко, они начнут бегать и превратятся в человечков пара. Вот в такой интересной форме можно формировать у детей представления о переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое. Восьмое. Наступает вечер. Какие таинства он хранит? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой тоже можно работать нетрадиционно: перепутать сюжеты и героев, а детям предложить выпутаться из этой ситуации, изменить характер героев. Как теперь будет сказка сказываться? Ввести нового героя в знакомую сказку – как теперь изменится сюжет? Интересно? Детям нравится. В сказках герои часто проходят испытания, выполняют задания. Предложим детям выполнить задания по-своему, пусть будет множество вариантов. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» задачу можно поставить так: «Как сделать так, чтобы Иванушка напился и козленочком не стал?» Малыши могут ответить примерно так: «Взять с собой водички», «Зайти в лес и поесть ягод», «Поискать родничок». Эти ответы принимаются, но для детей старшего дошкольного возраста задача усложняется, ведь по сюжету леса нет, а изменять сюжет нельзя. Характерный ответ для старших детей: «Сделать след своей ногой и напиться». Здесь ярче выражена изобретательность. В сказке «Маша и медведь» задача: «Как сделать, чтобы медведь сам отпустил Машу?» Сформулируем задачу по сказке А.Толстого «Буратино»: «Как сделать так, чтобы лиса Алиса и кот Базилио не отобрали у Буратино 5 золотых?» Наиболее интересные ответы: «Сделать золотые ненастоящими, например, завернуть пуговицы в золотую фольгу и отдать лисе и коту», «Пусть Буратино спрячется в пруду, он деревянный не утонет. А лиса и кот боятся воды, там они его не достанут. Вечером наблюдаем за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи и сугробы, кусты и постройки. Это своеобразное общение с живой и неживой природой поможет дошколятам видеть тайны изменений и превращений. И сделают малыши самостоятельный вывод, что все вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепостят детей, не дадут развиваться психологической инерции – злейшему врагу всего нового, прогрессивного, необычного. Консультацию для родителей подготовили учителя-логопеды Гусева Л.Ю., Манахова Н.Н.
|