«ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» |
Педагогика | |||
Автор: Бычкова Татьяна Петровна | |||
13.12.2023 16:03 | |||
«ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» Т. П. Бычкова Тьютор МАДОУ «Солнышко» п. Чернянка В настоящее время растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Всего в мире 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Рост численности детей с ОВЗ в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного образования детей дошкольного возраста. Для этого требуется освоение профессии «Тьютора». В настоящий момент данная специальность быстро завоевывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования.
Целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся адаптированной образовательной программы. Задачей тьютора — является приспособление учебного процесса под потребности детей, адаптация для него учебного и игрового материала. Первое на что обращается внимание – это особенности восприятия ребенка. Как правило, для всех категорий детей с ОВЗ характерен замедленный процесс получения и переработки информации, включение в деятельность с запаздыванием, отвлекаемость, слабость процессов памяти, быстрая потеря инструкции в процессе выполнения заданий. Такой опыт успешно реализуется на базе МАДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» п. Чернянка, в котором организовано совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и типично развивающихся дошкольников в условиях комбинированных групп. В начале взаимодействия с подопечным тщательно изучаются его возможности и дефициты, используя при этом не только документацию, но и собственные наблюдения. В процессе работы необходимо как можно больше учитывать особенности и возможностях ребенка. Выделяется зона актуального и ближайшего развития ребенка, основные и первостепенные задачи его адаптации, выделяются требования в дополнительном оборудовании и приспособлениях. Организация учебного процесса, построение коррекционной работы отличаются своей спецификой, имеют особые задачи и строятся на особых подходах, предлагаемых специальной психологией и коррекционной педагогикой. Для профилактики перевозбуждения нервной системы в режимных моментах на постоянной основе проводятся минутки тишины. Все это требует от тьюторавнимательного отношения к дозированию нагрузки на ребенка, увеличения сроков предъявления нового материала для выполнения действий с ним, частого повторения инструкций, внешнего стимулирования деятельности ребенка. Как только налажен контакт с ребенком, поступившим в группу, начинаем обучение первым навыкам: убирать за собой игрушки в коробку и относить ее на место, сидеть за столом, держать карандаш, слушать воспитателя, выполнять задание. На конец учебного года ребенок адаптируется к правилам и режиму группы. Для успешной коррекционно-развивающей работы необходима организованная окружающая среда, наполненная разного рода стимуляторами. Центры тактильности стимулирующие познание мира через прикосновения развивают познавательные процессы, сюда входят: «Чудесные мешочки», «Тактильное лото», «Напольные дорожки», «Шершавые геометрические фигуры». Центр развития мелкой моторики включают в себя различные бизиборды, пирамидки, графические тренажеры, лабиринты. Каждый утро проводятся занятия закрепляющие знания по лексической теме недели и включающие в себя артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику и игры суд-джок. На каждую лексическую тему, создана картотека здоровья сбережения дошкольников. На групповых занятиях происходит генерализация знаний и умений, освоенных детьми ранее индивидуально, также осваиваются навыки, необходимые для обучения в группе – выполнять деятельность по очереди, спокойно ждать свою очередь, не отбирать желаемый предмет и отдавать его, когда придет время, много времени уделяется совместной игре педагог-ребенок и ребенок-ребенок. Основная задача детского сада — максимально подготовить детей к школе, научить социально-приемлемому поведению. Все дети уникальны, и для каждого из них нужно подбирать уникальную комбинацию методов и стратегий воспитания, обучения и коррекции. ЛИТЕРАТУРА
|