Сказкотерапия в группе раннего возраста. Опыт работы. |
Педагогика | |||
Автор: Дектерёва Наталья Симионовна | |||
04.12.2023 13:11 | |||
Сказкотерапия в группе раннего возраста. Опыт работы. Администрация городского округа Долгопрудный Управление образования администрации городского округа Долгопрудный Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Долгопрудный Средняя общеобразовательная школа № 9 141700, Московская область, г. Долгопрудный, Московское шоссе, 53А Воспитатель: Дектерева Н.С. г.о. Долгопрудный, 2023 г. Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. 1. Актуальность 1. 2. Цели, задачи, ожидаемые результаты 1. 3. Аннотация педагогической практики 1. 4. Теоретическое обоснование проблемы 1. 5. Особенности и содержание основных моментов использования сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста
Введение В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью, с перепутанными понятиями добра и зла, различными фобиями и неустойчивой психикой. Это и есть проблемы детей раннего возраста, впервые перешагнувших порог дошкольного учреждения. И для них это не только большое здание, но и новый непонятный мир, где некоторое время ребенок находится без самых дорогих ему людей — родителей. И эти самые первые проблемы мы, воспитатели в 1 младшей группе, видим первыми. Итак, обозначим их:
Не будет открытием ни для родителей, ни для воспитателей, что довольно часто поступление ребенка в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями детей и самих родителей, сопровождается изменением поведенческих реакций дошкольника и даже заболеваниями. Ведь адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях — физиологическом, социальном, психологическом. И поэтому, наша общая задача – воспитателей и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, сформировать жизненно необходимые социальнокоммуникативные и нравственные качества личности. Помимо этого, работая с самыми маленькими детьми в детском саду, мы отмечаем, что дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. В силу еще не сформировавшейся психики, дети от 1,5 (2) до 3 лет подвержены капризам, фобиям, нередко раздражительны по непонятным причинам, проявляют негативные свойства (вспыльчивость, драчливость, злость, могут кусаться и кричать). А тут еще неразвитая связная речь доставляет много хлопот как ребенку, которому трудно сформулировать свои просьбы и озвучить элементарные действия (что уж говорить об образовательной деятельности!), так и взрослым, пока чужим людям, которые только начинают устанавливать контакт с малышом. Именно эти сложности стали началом разработки нашей проектной деятельности с использованием метода сказкотерапии, которая затем стала эффективной педагогической практикой в работе с детьми раннего возраста, особенно в период адаптации. 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. 1.Актуальность. Сказкотерапия – это «лечение сказкой», здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. «Сказкотерапия» – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Суть такой терапии заключается в преодолении имеющихся страхов и тревожности, а также исправление негативных черт характера ребенка. Психологи давно заметили, что сказки в детском возрасте позволяют решить проблему, а также уменьшить внутреннюю боль. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки, конечно, как позволяет возраст. Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии —необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. Таким образом, сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще лечит и развивает. Плюс сказок в том, что они понятны детям любого возраста, поэтому такой метод психологической коррекции (а именно, сказкотерапия) оказывается крайне эффективным уже в раннем возрасте: где бессильны убеждения и уговоры, приходит на помощь сказка и справляется с этим! Поэтому в нашей группе сказкотерапия–это современное и просто необходимое чудо-средство, мы используем его для решения различных задач в качестве терапевтического результата, особенно актуальна она в период адаптации. Младший детский возраст – это наиболее подходящий период для применения сказкотерапии. Данный метод может работать с двух лет, когда уже можно использовать простые сказки, которые позволяют успокоить ребенка, устранить истерику и т.д. В возрасте 2 — 3 лет дети, как правило, очень привязаны к родителям. Поэтому у них может появиться чувство страха от присутствия посторонних людей дома или на улице. Некоторые дети опасаются животных или какого-либо вида транспорта. Также посещение детского сада или дополнительных занятий часто сопровождается стрессом и эмоциональным напряжением. С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной. Метод сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, рассказывать, рисовать, драматизировать. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причем интегрированно в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Сказки позволяют бороться с различными фобиями, воспитывать в ребенке необходимые для нормальной жизни навыки. Он учится преодолевать жизненные трудности, при этом в нем развивается индивидуальность. Все эти аргументы говорят в пользу метода сказкотерапии. 1. 2.Цели, задачи, ожидаемые результаты. Проблема: выявить роль сказкотерапии в социально-личностном развитии детей. Цель: использовать практику сказкотерапии для коррекции, адаптации и речевой активности детей раннего возраста. Задачи:
Методы реализации задач:
Предполагаемые результаты: Для детей:
Для педагогов: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе использования сказкотерапии. Для родителей: ✓ Помощь в осознании важности чтения сказок разной направленности; ✓ Знакомство с разными формами использования сказкотерапии; ✓ Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение книжного фонда, изготовление пособий; ✓ Внимание к различным проявлениям свойств личности ребенка, знакомство с арт-терапией. 1. 3. Аннотация Данная педагогическая практика (технология) — сказкотерапия. Работа в рамках практики осуществляется в разных видах: в непрерывной образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной, в режимных моментах. Направлена на расширение потенциала интеллектуальных, творческих и коммуникативных возможностей и способностей детей. Способствует быстрой и безболезненной адаптации ребенка к ДОУ, активизации его речевого развития, коррекции негативных и проблемных сторон личности, укреплению положительных нравственных качеств, социализации детей. Педагогическая практика первоначально сложилась на основе проекта по развитию речи посредством сказки, затем, укрепившись, стала актуальной педагогической здоровьесберегающей технологией. Ресурсное обеспечение: дети раннего возраста (1, 5 – 3 лет), воспитатели и родители. Образовательные области: — речевое развитие; — социально-коммуникативное развитие; — познавательное развитие; — художественно-эстетическое развитие; — физическое развитие. 1. 4.Теоретическое обоснование проблемы опыта Чтение детям сказок – это одна из составляющих полноценного воспитания, чем активно пользуется большинство взрослых, находящихся с ребенком. Ценность сказок для психологической коррекции и комплексного развития личности трудно переоценить. В детских сказках всегда культивируется победа добра над злом, что способствует правильной расстановке приоритетов ребенка. Используя эти особенности данного фольклорного жанра, можно с успехом применять его в устранении многих детских проблем. Так возникла здоровьесберегающая технология — сказкотерапия. Сказкотерапия для детей крайне популярна и востребована, при этом она позволяет в легкой ненавязчивой форме решить достаточно серьезные психологические проблемы ребенка. Психолог Татьяна Дмитриевна Зинкевич — Евстигнеева разработала курс сказкотерапии, который включает множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Именно ее книги натолкнули нас на такое профессиональное использование сказок, среди которых и народные, и авторские, а мы еще открыли для себя терапевтические и создали «песочные». Можно выделить несколько основных направлений сказкотерапии:
Основные методы сказкотерапии. Выделяется несколько основных способов сказкотерапии, которые мы используем в работе с малышами.
Подытоживая сказанное, сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста помогает:
1. 5. Особенности работы с детьми раннего возраста с использованием сказкотерапии. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказка – это своеобразное зеркало. Оно отражает реальный мир через призму личного восприятия ребенка. В сказке нет ничего невозможного. Сказка – это, прежде всего, шанс понять и принять окружающий мир, изучить его и, может быть, изменить что-то в себе. Сказка имеет и волшебную лечебную силу. Нередко в ней находятся решения проблем, ответы на вопросы, ключи к загадкам. Сказка помогает малышу справиться с трудностями. «Зайчик смог, и я смогу!» – скажет кроха и начнет самостоятельно завязывать шнурки. Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе… Сказка как метод воспитания и терапии эффективна в любом возрасте. И особенно в детском! Несколько лет назад мы решили, используя доступность сказки и интерес к ней наших малышей, разработать и реализовать проект «Развитие речи с помощью сказки». Эта деятельность вызвала интерес всех участников: детей, педагогов и родителей. Затем познакомились с методическими разработками Т.Зинкевич-Евстигнеевой по сказкотерапии. Это натолкнуло на мысль: ведь сказка может нам оказать огромную помощь не только в речевом развитии детей, но и облегчить процесс адаптации. А попутно выяснилось, что сказкой можно лечить капризы, негативные проявления еще несформированных характеров. И даже проблему этого возраста — желание покусать обидчиков и тех, кто вызывает антипатию. Так появилась и прижилась в нашей группе прекрасная сказочная помощница — сказкотерапия. 1. 5.1. Сказкотерапия для развития личностных качеств детей раннего возраста Мы выявили основные направления развития разных сторон личности малышей, которые дает сказкотерапия, а именно:
1. 5.2. Немного о сказке как важном инструменте речевого развития Невозможно переоценить сказку и в речевом развитии наших малышей. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное. Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя. 1. 5.3. Структура занятий с использованием сказкотерапии в работе с малышами В нашей группе поселились и доныне благополучно живут разные сказки:
1. Утренняя встреча. Утром, в приемной, малыша может встретить Петрушка, колобок, чаще – наш дружок Зайчик, любой другой сказочный герой. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой. 2. «Вход в сказку», погружение. Обычно сказку вместе с детьми ищет сказочный герой, а найти ее можно найти в шкатулке, под «ковром- самолетом», принести ее может тот же сказочный персонаж. А еще может отыскаться какой-либо предмет из сказки. Детям бывает очень интересно «отыскать» сказку, естественно, позабыв при этом о «слезном расставании» с мамой. И куда деваются плаксивость, крики, напряжение и тревожность малыша? 3. Знакомство с текстом. Сказку стараемся рассказывать выразительно, с интонационным выделением важных диалогов и моментов. Допустимо прослушивание аудиозаписи, где сказку рассказывает диктор. Это может быть инсценировка и т.д. 4. Обсуждение. Полезными для младших дошкольников являются беседы по содержанию сказки, ведь общеизвестно, что наша малыши – это «Почемучки». Разговор с детьми предполагает анализ прочитанного в соответствии с возрастом: кто, что, кто понравился — не понравился. Главный вопрос — почему? 5. Арт-терапия. Очень важная часть сказкотерапии: ребенок может нарисовать главного героя сказочного сюжета, либо какую-нибудь иллюстрацию по определенной сцене из сказки, может вылепить понравившийся персонаж, может нарисовать на песке или сформировать из наших любимых песочных шариков. 6. Выход. Чтобы «выйти из сказки» и оказаться в реальном мире, ребенок закрывает глаза и слушает слова воспитателя, пытаясь проговаривать вместе с ним. Например, ➢ «Книжка закрывается, сказочка кончается» ➢ «Если дружно встать на ножки, топнуть, прыгнуть, не упасть, — то легко ребятки смогут снова в детский сад попасть» ➢ «Снова мы глаза закроем и подсматривать не будем. В детский садик мы вернемся. Эту сказку не забудем!» 7. Итог (это уже для педагогов). Воспитатель выясняет, какие именно выводы возникли у детишек после прочитанного, что их беспокоит, что вызывает положительный отклик. Важно слушать именно ИХ мнение, а не навязывать свое понимание. 1. 5.4. Занятия по театрализованной деятельности. Новизна нашего опыта заключается в том, что в основные приемы работы по использованию сказкотерапии мы включили еще один — это занятия по театрализованной деятельности, где оживают герои сказок, а наши малыши могут превратиться в кого угодно и на себе понять, что хорошо, а что не очень. Конечно, мы корректно им в этом помогаем. То, что услышали, увидели, нарисовали, слепили или изобразили на песке, теперь можно воплотить самим. Это и активность, и развитие речевых навыков, и позитив, радость творчества! Занятия для самых маленьких в детском саду — это необычно. Но возможно! Метод сказкотерапии реализуем через театрализованную деятельность как ООД, как часть ООД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. В своем цикле занятий для детей раннего дошкольного возраста (в период адаптации – особенно) с применением метода сказкотерапии, мы используем: - Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь). - Сказку на фланелеграфе (помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учит находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу). - Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, помогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук). - Игру-имитацию (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям). — Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения). - Песочные сказки и арт-терапию (рисование сказки на бумаге, песке и с песочными шариками). - Игру-инсценировку (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности). Тот опыт, который детишки получают в процессе театрализованной деятельности, мы используем и в ООД, и в режимных моментах. 1. 5.5. Песочные сказки Игры с песком — не новость в работе с малышами. Но их тоже можно превратить в одну из форм сказкотерапии. Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра. Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы. Песочная сказка дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи, переживания.
Итог:
ВЫВОДЫ Реализуя технологию сказкотерапии и ее применение в работе с нашими воспитанниками, мы пришли к выводу, что использование данной технологии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным.
И мы с уверенностью говорим: «Читайте детям сказки!» Литература:
|