Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказкотерапия в группе раннего возраста. Опыт работы.
Педагогика
Автор: Дектерёва Наталья Симионовна   
04.12.2023 13:11

Сказкотерапия в группе раннего возраста. Опыт работы.Сказкотерапия в группе раннего возраста. Опыт работы.

Администрация городского округа Долгопрудный Управление образования администрации городского округа Долгопрудный Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Долгопрудный Средняя общеобразовательная школа № 9 141700, Московская область, г. Долгопрудный, Московское шоссе, 53А

Воспитатель: Дектерева Н.С. г.о. Долгопрудный, 2023 г. Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. 1. Актуальность

1. 2. Цели, задачи, ожидаемые результаты

1. 3. Аннотация педагогической практики

1. 4. Теоретическое обоснование проблемы

Скачать конспект

1. 5. Особенности и содержание основных моментов использования сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста

  1. 6. Перспективный тематический план работы с детьми
  2. ВЫВОДЫ
  3. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Введение

В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью, с перепутанными понятиями добра и зла, различными фобиями и неустойчивой психикой. Это и есть проблемы детей раннего возраста, впервые перешагнувших порог дошкольного учреждения. И для них это не только большое здание, но и новый непонятный мир, где некоторое время ребенок находится без самых дорогих ему людей — родителей. И эти самые первые проблемы мы, воспитатели в 1 младшей группе, видим первыми.

Итак, обозначим их:

  • Проблемы адаптации;
  • Проблемы, связанные с неустойчивой психикой;
  • Несформированность связной речи.

Не будет открытием ни для родителей, ни для воспитателей, что довольно часто поступление ребенка в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями детей и самих родителей, сопровождается изменением поведенческих реакций дошкольника и даже заболеваниями. Ведь адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях — физиологическом, социальном, психологическом. И поэтому, наша общая задача – воспитателей и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, сформировать жизненно необходимые социальнокоммуникативные и нравственные качества личности. Помимо этого, работая с самыми маленькими детьми в детском саду, мы отмечаем, что дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. В силу еще не сформировавшейся психики, дети от 1,5 (2) до 3 лет подвержены капризам, фобиям, нередко раздражительны по непонятным причинам, проявляют негативные свойства (вспыльчивость, драчливость, злость, могут кусаться и кричать). А тут еще неразвитая связная речь доставляет много хлопот как ребенку, которому трудно сформулировать свои просьбы и озвучить элементарные действия (что уж говорить об образовательной деятельности!), так и взрослым, пока чужим людям, которые только начинают устанавливать контакт с малышом. Именно эти сложности стали началом разработки нашей проектной деятельности с использованием метода сказкотерапии, которая затем стала эффективной педагогической практикой в работе с детьми раннего возраста, особенно в период адаптации.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. 1.Актуальность.

Сказкотерапия – это «лечение сказкой», здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. «Сказкотерапия» – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Суть такой терапии заключается в преодолении имеющихся страхов и тревожности, а также исправление негативных черт характера ребенка. Психологи давно заметили, что сказки в детском возрасте позволяют решить проблему, а также уменьшить внутреннюю боль. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки, конечно, как позволяет возраст. Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии —необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. Таким образом, сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще лечит и развивает. Плюс сказок в том, что они понятны детям любого возраста, поэтому такой метод психологической коррекции (а именно, сказкотерапия) оказывается крайне эффективным уже в раннем возрасте: где бессильны убеждения и уговоры, приходит на помощь сказка и справляется с этим! Поэтому в нашей группе сказкотерапия–это современное и просто необходимое чудо-средство, мы используем его для решения различных задач в качестве терапевтического результата, особенно актуальна она в период адаптации. Младший детский возраст – это наиболее подходящий период для применения сказкотерапии. Данный метод может работать с двух лет, когда уже можно использовать простые сказки, которые позволяют успокоить ребенка, устранить истерику и т.д. В возрасте 2 — 3 лет дети, как правило, очень привязаны к родителям. Поэтому у них может появиться чувство страха от присутствия посторонних людей дома или на улице. Некоторые дети опасаются животных или какого-либо вида транспорта. Также посещение детского сада или дополнительных занятий часто сопровождается стрессом и эмоциональным напряжением. С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной. Метод сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, рассказывать, рисовать, драматизировать. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причем интегрированно в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Сказки позволяют бороться с различными фобиями, воспитывать в ребенке необходимые для нормальной жизни навыки. Он учится преодолевать жизненные трудности, при этом в нем развивается индивидуальность. Все эти аргументы говорят в пользу метода сказкотерапии.

1. 2.Цели, задачи, ожидаемые результаты.

Проблема: выявить роль сказкотерапии в социально-личностном развитии детей.

Цель: использовать практику сказкотерапии для коррекции, адаптации и речевой активности детей раннего возраста.

Задачи:

  • облегчить процесс адаптации к ДОУ, способствовать снижению импульсивности и тревожности у детей;
  • приобщать малышей к народной культуре посредством фольклора;
  • развивать внимание, восприятие, воображение;
  • учить различать добро и зло, развивать нравственные качества воспитанников;
  • развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
  • способствовать речевому развитию детей.

Методы реализации задач:

  1. Поиск информации в специальных источниках.
  2. Разработка цикла занятий с детьми.
  3. Информационно-образовательная работа с детьми.
  4. Мониторинг адаптации и речевого развития детей.
  5. Взаимодействие с семьей.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  • Развитие любви к сказкам и интереса к книге;
  • Умение внимательно слушать, фантазировать, воображать;
  • Воспитание нравственных качеств: сострадание, уступчивость, доброжелательность, заботливость и т.д.;
  • Быстрая и легкая адаптация к дошкольному учреждению;
  • Снижение тревожности, капризов, негативных проявлений личностных качеств (драчливость, злость, раздражительность);
  • Развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
  • Повышение уровня речевого развития в сравнении с начальным при поступлении в ДОУ.

Для педагогов:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе использования сказкотерапии.

Для родителей:

✓ Помощь в осознании важности чтения сказок разной направленности;

✓ Знакомство с разными формами использования сказкотерапии;

✓ Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение книжного фонда, изготовление пособий;

✓ Внимание к различным проявлениям свойств личности ребенка, знакомство с арт-терапией.

1. 3. Аннотация

Данная педагогическая практика (технология) — сказкотерапия. Работа в рамках практики осуществляется в разных видах: в непрерывной образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной, в режимных моментах. Направлена на расширение потенциала интеллектуальных, творческих и коммуникативных возможностей и способностей детей. Способствует быстрой и безболезненной адаптации ребенка к ДОУ, активизации его речевого развития, коррекции негативных и проблемных сторон личности, укреплению положительных нравственных качеств, социализации детей. Педагогическая практика первоначально сложилась на основе проекта по развитию речи посредством сказки, затем, укрепившись, стала актуальной педагогической здоровьесберегающей технологией. Ресурсное обеспечение: дети раннего возраста (1, 5 – 3 лет), воспитатели и родители.

Образовательные области: — речевое развитие; — социально-коммуникативное развитие; — познавательное развитие; — художественно-эстетическое развитие; — физическое развитие.

1. 4.Теоретическое обоснование проблемы опыта Чтение детям сказок – это одна из составляющих полноценного воспитания, чем активно пользуется большинство взрослых, находящихся с ребенком. Ценность сказок для психологической коррекции и комплексного развития личности трудно переоценить. В детских сказках всегда культивируется победа добра над злом, что способствует правильной расстановке приоритетов ребенка. Используя эти особенности данного фольклорного жанра, можно с успехом применять его в устранении многих детских проблем. Так возникла здоровьесберегающая технология — сказкотерапия. Сказкотерапия для детей крайне популярна и востребована, при этом она позволяет в легкой ненавязчивой форме решить достаточно серьезные психологические проблемы ребенка. Психолог Татьяна Дмитриевна Зинкевич — Евстигнеева разработала курс сказкотерапии, который включает множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Именно ее книги натолкнули нас на такое профессиональное использование сказок, среди которых и народные, и авторские, а мы еще открыли для себя терапевтические и создали «песочные».

Можно выделить несколько основных направлений сказкотерапии:

  • Передача опыта. Через сказку можно делиться с ребенком своими знаниями и жизненным опытом, не поучая его.
  • Помощь в различных ситуациях. Через сюжет и главных действующих лиц сказки можно проанализировать их поступки, рассмотреть разные варианты поведения, а также подумать о том, к чему приведет тот или иной поступок.
  • Развитие памяти, воображения и мышления. Родитель или воспитатель не только читает сказку ребенку, но и предлагает ему ответить на определенные вопросы, объяснить поступки героев (Правильно ли они поступили или нет? Как бы ты поступил в этой ситуации?).
  • Коррекция поведения. Ребенок анализирует поведение героев сказки, оценивает себе через призму сказочного сюжета, свои положительные и отрицательные стороны, а также пытается понять, как исправить имеющиеся у себя негативные качества.
  • Профилактика. Всегда лучше предотвратить психологическую проблему, чем заниматься ее коррекцией, поэтому сказки подходят для этого как нельзя лучше.

Основные методы сказкотерапии.

Выделяется несколько основных способов сказкотерапии, которые мы используем в работе с малышами.

  1. Составление сказки. Существует большое количество терапевтических сказок, которые помогают в решении разных детских проблем. Можно воспользоваться ими, либо сочинить сказку самостоятельно – это очень хороший вариант, потому что, познакомившись с ребенком и присмотревшись к нему, мы уже видим его проблемные стороны, а также — это возможность просто смягчить и сгладить период адаптации. В сказку можно привнести больше элементов из жизни самого малыша, поэтому ребенку будет проще соотнести себя с главным героем сказки. Дети часто ставят себя на место персонажей сказки, этим и надо воспользоваться. Можно включить ребенка в этот процесс – так вы сможете выслушать его и понять то, что именно его волнует. Это позволяет понять, какая сфера внутреннего мира ребенка нуждается в коррекции и развитии. Ребенок, который сам участвует в сочинении сказки, использует свое воображение по полной программе, что способствует развитию его творческого мышления. Наши малыши еще испытывают проблемы с речью, но действовать с персонажами и слушать более менее они умеют.
  2. Рисование сказки. При помощи красок, карандашей, пластилина или глины можно выразить собственные эмоции по поводу услышанной сказки. Другой вариант – ребенок сам рисует любой сказочный сюжет, либо рисует иллюстрации к какой-нибудь сказке или определенному моменту. Оригинальный вариант — песочные сказки, когда на песке или с помощью песочных шариков малыши «рисуют» сказку. Песок — вообще уникальное средство терапии в любом возрасте!
  3. Обыгрывание сказки Ребенок совместно со взрослым проводит инсценировку сказки, используя различные игрушки и куклы. Это помогает глубоко вжиться в определенный образ, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. Другой вариант – это кукольный спектакль. Такие постановки развивают речь, мелкую моторику и коммуникативные навыки. В ходе кукольного спектакля, ребенок может испытывать те эмоции и чувства, которые оказываются подавлены в реальной жизни, либо недоступны ему по каким-либо причинам. Дети вообще сразу успокаиваются, видя кукольный персонаж в руках воспитателя, который еще и голосом показывает, кто встречает сегодня малыша. Сказкотерапия активно используется в ДОУ в работе с детьми, потому что это достаточно мягкий метод психотерапии. Один из плюсов заключается в том, что занятия можно проводить и дома по рекомендациям воспитателей. Сказкотерапиянаправлена на увеличение словарного запаса ребенка, развитие творческого мышления, воображения, а также повышение детской самооценки. Важная задача в раннем возрасте – еще и заинтересовать ребёнка слушанием сказок (других произведений детской литературы) и сформировать любовь к книгам. Начало этому закладывается именно с изучения и чтения сказок. К восприятию сказки ребёнка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная с колыбельных и ритмичных стишков-прибауток. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста и особенностей характера ребенка. Первые сказки для ребёнка раннего возраста должны быть несложными и короткими, смысл сказки должен быть легко уловим, а слова – понятными: хорошо подойдут народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений, например: «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. В этом возрасте ребенку часто бывают более доступны и понятны сказки о животных.

Подытоживая сказанное, сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста помогает:

  • легче преодолеть адаптацию к детскому саду;
  • обогатить словарный запас, развить речевую активность;
  • развить воображение;
  • расширить представления об окружающем мире;
  • развить умение различать и переживать эмоции;
  • сформировать ощущение психологической защищенности;
  • развить навыки социального взаимодействия, различать добро и зло, ценить любовь и дружбу;
  • сформировать положительные черты характера, наладить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, избежать конфликтных ситуаций;
  • специальные терапевтические сказки позволяют скорректировать поведение на бессознательном уровне, снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить импульсивность и тревожность.

1. 5. Особенности работы с детьми раннего возраста с использованием сказкотерапии. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказка – это своеобразное зеркало. Оно отражает реальный мир через призму личного восприятия ребенка. В сказке нет ничего невозможного. Сказка – это, прежде всего, шанс понять и принять окружающий мир, изучить его и, может быть, изменить что-то в себе. Сказка имеет и волшебную лечебную силу. Нередко в ней находятся решения проблем, ответы на вопросы, ключи к загадкам. Сказка помогает малышу справиться с трудностями. «Зайчик смог, и я смогу!» – скажет кроха и начнет самостоятельно завязывать шнурки. Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе… Сказка как метод воспитания и терапии эффективна в любом возрасте. И особенно в детском! Несколько лет назад мы решили, используя доступность сказки и интерес к ней наших малышей, разработать и реализовать проект «Развитие речи с помощью сказки». Эта деятельность вызвала интерес всех участников: детей, педагогов и родителей. Затем познакомились с методическими разработками Т.Зинкевич-Евстигнеевой по сказкотерапии. Это натолкнуло на мысль: ведь сказка может нам оказать огромную помощь не только в речевом развитии детей, но и облегчить процесс адаптации. А попутно выяснилось, что сказкой можно лечить капризы, негативные проявления еще несформированных характеров. И даже проблему этого возраста — желание покусать обидчиков и тех, кто вызывает антипатию. Так появилась и прижилась в нашей группе прекрасная сказочная помощница — сказкотерапия.

1. 5.1. Сказкотерапия для развития личностных качеств детей раннего возраста Мы выявили основные направления развития разных сторон личности малышей, которые дает сказкотерапия, а именно:

  • Развитие интеллектуальных способностей (память, логическое мышление, внимание и т.д.). Например, в сказке «Теремок» — кто в какой последовательности селился в теремке. А в сказке «Курочка Ряба» — какое вначале было яичко, кто разбил, мышка помогла или расстроила деда с бабкой?
  • Развитие воображения. Например, если колобок прикатился бы в сказку «Репка», что бы он там делал? А если в теремок попросилась бы курочка Ряба, какая бы жизнь там была?
  • Развитие эмоциональной сферы. Например, изобразите, как переживали дед и баба в сказке «Курочка Ряба»? А в сказке «Колобок»?
  • Развитие творческих способностей. Попробовать показать сказку, выбрав своего персонажа, нарисовать сказку, придумать приключения себя и т.д.
  • Развитие социально-коммуникативных навыков, которые необходимы в благоприятном прохождении процесса адаптации. Примеры жизненных ситуаций, которые рассматриваются в сказках:
  • Колобок — ушёл из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
  • Волк и семеро козлят — нельзя открывать дверь чужим (вы можете много раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребёнком легче).
  • Красная Шапочка — нельзя разговаривать с чужими на улице.
  • Петушок золотой гребешок (где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) — учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.
  • Репка — помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку, важна помощь даже самого маленького.
  • Маша и медведь — из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
  • Серия сказок «Зайчик ходит в детский сад» — значительно облегчает и благоприятствует процессу адаптации, а затем помогает сделать образовательный процесс содержательным, увлекательным, результативным. А нам, педагогам, прочитанные или показанные сказки говорят о том, что следует в ребенке укреплять и поддерживать, а что требует немедленного поиска очередной подходящей сказки для решения личностной проблемы. Пример из практики: Артем кусал детей, сильно и больно. Кусал без повода, выбирал тех, кто сегодня его «не устраивал». Родители покусанных возмущались, мама кусачки плакала, мы перепробовали все доступные и известные средства. Никаких результатов. Вот тут и пришла на помощь терапевтическая сказка: «Жила была маленькая девочка. Она была непослушная и капризная. А ещё она очень больно кусалась. Дома девочка кусала маму и папу, дедушку и бабушку. В детском саду она часто кусала девочек и мальчиков. Дети горько плакали и жаловались, что им очень больно. И вот однажды в детский сад пришла волшебница. Она решила наказать «кусачку» и превратила её в маленькую собачку. Дети весело играли на детской площадке. А неподалёку сидела собачка. Она была очень грустная, из её глаз текли слёзки. Дети стали гладить собачку. Она только жалобно скулила, как будто что – то говорила им. Ребята ушли. Собачка осталась одна. К ней подошла волшебница. Она похвалила собачку за то, что та никого не укусила, и превратила её снова в девочку. С тех пор девочка больше не кусалась». Постепенно перестал кусаться и наш кусака Артем. С помощью сказки о верблюде ребята перестали плеваться, о превращении в гуся – щипаться и т.д.

1. 5.2. Немного о сказке как важном инструменте речевого развития Невозможно переоценить сказку и в речевом развитии наших малышей. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное. Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.

1. 5.3. Структура занятий с использованием сказкотерапии в работе с малышами В нашей группе поселились и доныне благополучно живут разные сказки:

  • Традиционные русские народные;
  • Авторские;
  • Специальные терапевтические;
  • Особенные песочные;
  • Сказки эмоционально-стимулирующей гимнастики. Как мы используем сказки в целях сказкотерапии. Техника проведения занятия по сказкотерапии предполагает присутствие следующих элементов:

1. Утренняя встреча. Утром, в приемной, малыша может встретить Петрушка, колобок, чаще – наш дружок Зайчик, любой другой сказочный герой. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой. 2. «Вход в сказку», погружение. Обычно сказку вместе с детьми ищет сказочный герой, а найти ее можно найти в шкатулке, под «ковром- самолетом», принести ее может тот же сказочный персонаж. А еще может отыскаться какой-либо предмет из сказки. Детям бывает очень интересно «отыскать» сказку, естественно, позабыв при этом о «слезном расставании» с мамой. И куда деваются плаксивость, крики, напряжение и тревожность малыша?

3. Знакомство с текстом. Сказку стараемся рассказывать выразительно, с интонационным выделением важных диалогов и моментов. Допустимо прослушивание аудиозаписи, где сказку рассказывает диктор. Это может быть инсценировка и т.д.

4. Обсуждение. Полезными для младших дошкольников являются беседы по содержанию сказки, ведь общеизвестно, что наша малыши – это «Почемучки». Разговор с детьми предполагает анализ прочитанного в соответствии с возрастом: кто, что, кто понравился — не понравился. Главный вопрос — почему?

5. Арт-терапия. Очень важная часть сказкотерапии: ребенок может нарисовать главного героя сказочного сюжета, либо какую-нибудь иллюстрацию по определенной сцене из сказки, может вылепить понравившийся персонаж, может нарисовать на песке или сформировать из наших любимых песочных шариков.

6. Выход. Чтобы «выйти из сказки» и оказаться в реальном мире, ребенок закрывает глаза и слушает слова воспитателя, пытаясь проговаривать вместе с ним. Например, ➢ «Книжка закрывается, сказочка кончается»«Если дружно встать на ножки, топнуть, прыгнуть, не упасть, — то легко ребятки смогут снова в детский сад попасть»«Снова мы глаза закроем и подсматривать не будем. В детский садик мы вернемся. Эту сказку не забудем!»

7. Итог (это уже для педагогов). Воспитатель выясняет, какие именно выводы возникли у детишек после прочитанного, что их беспокоит, что вызывает положительный отклик. Важно слушать именно ИХ мнение, а не навязывать свое понимание.

1. 5.4. Занятия по театрализованной деятельности.

Новизна нашего опыта заключается в том, что в основные приемы работы по использованию сказкотерапии мы включили еще один — это занятия по театрализованной деятельности, где оживают герои сказок, а наши малыши могут превратиться в кого угодно и на себе понять, что хорошо, а что не очень. Конечно, мы корректно им в этом помогаем. То, что услышали, увидели, нарисовали, слепили или изобразили на песке, теперь можно воплотить самим. Это и активность, и развитие речевых навыков, и позитив, радость творчества! Занятия для самых маленьких в детском саду — это необычно. Но возможно! Метод сказкотерапии реализуем через театрализованную деятельность как ООД, как часть ООД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. В своем цикле занятий для детей раннего дошкольного возраста (в период адаптации – особенно) с применением метода сказкотерапии, мы используем:

- Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь).

- Сказку на фланелеграфе (помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учит находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу).

- Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, помогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук).

- Игру-имитацию (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям). — Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения).

- Песочные сказки и арт-терапию (рисование сказки на бумаге, песке и с песочными шариками).

- Игру-инсценировку (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности). Тот опыт, который детишки получают в процессе театрализованной деятельности, мы используем и в ООД, и в режимных моментах.

1. 5.5. Песочные сказки

Игры с песком — не новость в работе с малышами. Но их тоже можно превратить в одну из форм сказкотерапии. Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра. Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы. Песочная сказка дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи, переживания.

  • Сеанс сказкотерапии имеют длительностью 8-10 минут. Для сказкотерапии можно я использую известные детям сказки.
  • В первой части — игры с песком: дети трогают песок руками, копают, лепят, пересыпают.
  • В основной части — рассказывание и разыгрывание сказки на песке и игры, связанные с главным героем сказки. Мы предлагаем детям работу со сказкой, уже известной или придуманной ими (конечно, с нашей помощью и, конечно, про них или очень понятных и знакомых героев). Сказка разыгрывается в песочнице. Ребёнок сначала видит сказку, слышит, а потом имеет возможность ее ощутить (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребенка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.
  • В заключение занятия – релаксационные упражнения и переход к другому виду деятельности. А еще можно с помощью песка воздушные шары превратить в волшебные! Заполнив с помощью воронки, шарики влажным песком, завязываем узелок, а лишний длинный кончик можно отрезать. Шарик с песком послушно превращается в детских руках во что угодно! Когда шарик готов, можно проявить свою фантазию и нарисовать ему рожицу, привязать цветные нитки — волосы. А можно ничего не добавлять, оставив место для будущей фантазии малышей. -Ну вот, наши детки даже стали волшебниками. Давайте немного поиграем с нашими волшебными шарами: «Если только захотим — Что угодно смастерим. Лепим, дети, колобок (круговые движения шарика между ладонями) А теперь — теремок (пальцами придаем форму крыши) Можно сделать разных рыб (сплюснуть шарик пальцами) А можно даже белый гриб (придать форму ножки и шляпки гриба)» Шарики легко поддаются лепке, их приятно разминать в руках, можно превращать в разные фигурки. Занятия с такими шариками доставляют детям такую радость, что сразу проходят грусть и обида. Их можно использовать при проведении пальчиковой гимнастики, в ООД, в играх, в художественном творчестве, при рассказывании с помощью воспитателя доступных сказок. Педагог является непосредственным активным участником занятия – заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий. Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Педагог же в процессе работы постоянно поощряет спонтанные, живые и естественные реакции детей. 1.5. 6. Другие формы работы с использованием сказкотерапии. •Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках, а также зрительное представление происходящего события, развивающие мыслительные процессы наших воспитанников.
  • Введение в эмоционально-стимулирующую гимнастику сказочных сюжетов, что превращает ее в увлекательно-познавательноздоровьесберегающую технологию.
  • Работа по внедрению методов сказкотерапии в работу с дошкольниками проводится и с родителями. Им были предложены консультации «Сказка для детей», «Сказкотерапия — что это?», «Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»; рекомендации по ознакомлению со сказками дома: «Какие сказки читать на ночь?», «Как сочинить лечебную сказку?», мастер – класс «Давайте поиграем» (ознакомление родителей с приемами арт – терапии).

Итог:

  1. В работе с детьми по методу сказкотерапии в течение года показала положительную динамику в развитии детей, улучшении их эмоционального благополучия.
  2. Сократилось время адаптационного периода, у некоторых детей это время сократилось даже до пяти дней (имеется в виду, что после указанного времени дети приходили в группу и оставались спокойно, вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны).
  3. Активизировалась речь.
  4. Исчезали негативные проявления характера.

ВЫВОДЫ Реализуя технологию сказкотерапии и ее применение в работе с нашими воспитанниками, мы пришли к выводу, что использование данной технологии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным.

  • Использование метода при комплексном его применении дают положительную динамику в плане адаптации к дошкольному учреждению.
  • Кроме того, сказка помогает ребенку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.
  • Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность, память и внимание.
  • Умело подобранная и правильно используемая сказка дает ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеет в своем сюжете доброту, мудрость, что оказывает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу. Подводя итоги по проведенным индивидуальным и групповым занятиям по сказкам, необходимо заметить, что сказкотерапия проявила себя как эффективный метод работы с детьми по их эмоциональному обогащению:
  • По развитию эмоций — дети стали чаще проявлять положительные эмоции, не стесняясь других;
  • По развитию эмпатии – они учатся сочувствию, сопереживанию персонажам сказки (во время занятий дети искренне проникались внутренними состояниями героев);
  • по формированию умений – определять актуальные проблемы, волнующие ребенка, и находить способы их решения (дети искали ответы на вопросы о том, почему кто-то из героев плачет, грустит, злится, и предлагали решения, чем ему можно помочь). Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая из них — это история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому, победа добра над злом, награда за хорошие поступки. Сказка питает ум, учит мыслить, развивает, внушает надежду, что все будет хорошо! Использование сказкотерапии на протяжении нескольких лет помогает нам с уверенностью сказать, что причина быстрой и безболезненной адаптации наших малышей, их социальные навыки и нравственные качества кроются именно в этой уникальной и очень доступной технологии, которая выросла из первоначального проекта.

И мы с уверенностью говорим: «Читайте детям сказки!»

Литература:

  1. Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М.: ТЦ Сфера, 2008.;
  2. МикляеваН. В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» — М.: ТЦ Сфера, 2010.;
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок», практическое пособие М., 2005. — С. 14-115.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии — М.: 2005. — 80 с.
  5. Громова О. «Зайка идёт в садик. Проблемы адаптации», — «Карапуз», 2016 6) Интернет – источники.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год