Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из опыта совместной работы учителя – дефектолога, педагога – психолога и воспитателя с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.
Педагогика
Автор: Акшенцева Наталья Евгеньевна Имедашвили Светлана Викторовна Замышляева Анна Владимировна   
06.11.2023 07:36

Из опыта совместной работы учителя – дефектолога, педагога – психолога и воспитателя с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.Из опыта совместной работы учителя – дефектолога, педагога – психолога и воспитателя с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Дети с ОВЗ, для которых характерно недоразвитие двигательной сферы, зачастую не могут сами себя обслуживать, у них нарушена общая моторика, они часто не соизмеряют усилий при действии с предметами, с трудом учатся играть, испытывают затруднения в установлении контакта со сверстниками.

Развивая мелкую моторику у детей с ОВЗ, мы заставляем развиваться отделы головного мозга. Это положительно влияет на умственное развитие ребенка. Развивая мелкую моторику, ребенок учится логически рассуждать, у него развивается память и внимание, связная речь.

Использование развивающего игрового пособия «Веселые Гонзики» в работе с детьми с ОВЗ.

 

«Веселые Гонзики» – это игровое пособие, предназначенное для развития речи, образного мышления, мелкой моторики. Всем, кто хоть раз увидел разноцветных Гонзиков, тоже захочется с ними поиграть. Смешные «глазки» надеваются на пальцы, и они «оживают» в руках у детей и взрослых. Играть можно как одному, так и со сверстником или взрослым. Маленькие, легкие и удобные по форме, эти «глазки» можно брать с собой всюду, где приходится проводить время в томительном ожидании. Время, проведенное с Гонзиками, наполнено увлекательной игрой. У них появляется интерес и мотивация для познавательной деятельности.

Одна из форм работы с гонзиками — это самомассаж кистей рук и пальцев рук с музыкальным сопровождением. Он способствует развитию речевой активности, нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, формированию произвольных, координированных движений, создает положительный эмоциональный фон.

Ребята с удовольствием повторяют движения и слова за глазастыми друзьями, запоминая названия всех пальцев руки, разрабатывая мелкую моторику, что немаловажно для развития ребёнка. Кроме того, кисти и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость.

Это пособие помогает выполнять ряд задач:

  • Обучающие: формировать у ребёнка мотивацию и стойкий интерес к игровым занятиям, повысить работоспособность, подготовить руку к письму.
  • Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук

стимулировать речь, пространственное мышление;

  • Воспитывающие: установление тёплого телесного контакта между детьми, между ребёнком и взрослым.

Гонзики могут разговаривать, петь, читать стихи и даже участвовать в театрализованных сценах. Детям помогают освоить название всех пальцев. Использовать эту удивительную игрушку можно целый день в различных видах деятельности.

Формирование пространственных ориентировок у детей с ОВЗ

Развитие пространственных представлений играет большую роль в социальной адаптации ребенка и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом). У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга. Недостаточное развитие пространственных и временных представлений приводит к проблемам: в процессе обучения, трудовой подготовки, самообслуживания. В ходе специальных коррекционных занятий, особое внимание уделяется формированию пространственных представлений. Большую роль в овладении пространственными отношениями играет ведущий вид деятельности — игра. Именно через игру ребенок включается в активный познавательный процесс и наиболее полно и успешно осваивает весь объем знаний, характерный определенному возрасту. Поэтому упор на игру — это важнейший путь формирования у детей представлений о пространстве.

Ребенок идет в школу! Радостное событие для семьи. Но проходит немного времени и появляются трудности у ребенка, которые начинают проявляться уже в первом классе. «Мой старший сын учится в первом классе. Он допускает ошибки при выполнении заданий по письму, чтению и математике. Он перескакивает через строку, путает направления (слева — справа). Как сказала учительница, у него недостаточно сформировано пространственное ориентирование»

Как же избежать этих трудностей?

1При несформированности пространственного ориентирования ребенок не может определить правую и левую сторону листа, начинает писать в «обратную сторону», пишет «зеркально», пропускает строку и испытывает трудности при оформлении своих работ на различных занятиях. Во избежание этих трудностей, формирование пространственных ориентировок необходимо начинать как можно раньше.

В младшем возрасте – через различные игровые ситуации.

Пространственно-временные представления (ориентировки) – это представления о пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Для чего необходимо развивать пространственные представления?

Пространственные представления важны для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

При изучении математики пространственные представления нам необходимы для:

  • понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше- позже)
  • правильного написания цифр, ориентировки в числовом ряду (какое число стоит до, после, между)
  • представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве
  • понимания условий задачи.

При изучении чтения и письма пространственные представления необходимы:

  • при усвоение образа буквы
  • при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.

Ребенок научается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. На определенной стадии развития в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно – двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела.

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

  • ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей
  • ориентировку в окружающем пространстве.

Игры на развитие ориентировки в пространстве

  • «Подбери нужное слово: «Карандаш длинный, а линейка еще длинее», «Стул высокий, а стол еще выше»; В шкаф с тремя полками расставить по словесному указанию предметы: «На среднюю полку в левый угол поставить книжку. На нижнюю, в середину положить тетрадь и т.д.» После назвать местоположение предметов.
  • «Подбери слово противоположным смыслом: «Стул жесткий, а подушка мягкая?», «Карандаш короткий, а линейка длинная?»

Игра «Весёлая зарядка» Цель: закрепить представления о схеме тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое. Нужно схематично изобразить человечков в разных позах, затем показывать их ребенку в любом порядке. Его задачей будет принять нарисованную позу.

Продолжи узор.

Ребенок копирует орнамент, сложную геометрическую фигуру, рисунок, предложенный на образце.

Сложи узор, собери фигуру.

«Встань в центре комнаты и расскажи, что находится слева, справа, впереди, сзади от тебя».

Эти игры помогают положительно влиять на характер и содержание речи, способствует повышению эффективности развития и формирования пространственного восприятия, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие детей с ОВЗ в целом. В этих играх он ощущает свое тело, его части, координирует свои движения, внимательно рассматривает и анализирует образец. Если начать работу в раннем дошкольном возрасте, то в школе данные проблемы будут малозаметны и не будут создавать препятствия в изучении нового материала.

Конспект заключительного занятия по разделу «Мои эмоции»

с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Цели:

  1. Закрепить полученные знания и умения детей;
  2. Закреплять умение выражать эмоции;
  3. Развивать активный словарь эмоциональных состояний;
  4. Развивать представление детей о себе;
  5. Формировать адекватную самооценку;
  6. Продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

Материалы: набор рукавичек «Эмоции. Мальчики», листы бумаги с нарисованными квадратиками, цветные карандаши, карточки с различными эмоциями, мобильная ширма с пиктограммами «Эмоции».

1-й этап. Организационный

Приветствие

Психолог:

Здравствуйте ребята! Мы сегодня отправимся в «Страну Настроений», где будем смеяться, грустить, удивляться, встретим нашего друга Васю, он приготовил для нас игры

Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!

2 этап. Мотивационный

Дети закрывают глазки (раз-два-три открывают)

Появляется персонаж Вася

Психолог:

Дети давайте поздороваемся с Васей с помощью наших помощников (глаза, руки, голова и т.д.), ребенок с помощью этого помощника показывает движение-приветствие (например, моргает, кивает головой, машет рукой)

Разминка

Вася: «Ребята давайте вспомним, какие эмоции мы с вами знаем» (Ответы детей)

Детям предлагается сесть за столы, на которых лежат листы бумаги с заранее нарисованными квадратиками. Вася по очереди называет эмоции, а дети закрашивают квадратики. В конце упражнения, все показывают рисунки и объясняют свой выбор цвета.

3 этап. Практический

Игра «Зеркало»

Вася предлагает детям разбиться на пары. Один из детей становится зеркалом, а второй будет в это зеркало смотреться. «Зеркалу» Вася показывает настроение. Ему необходимо будет изобразить это настроение, не называя его. Тот, кто смотрится, должен угадать изображенное настроение, и так же изобразить его.

Упражнение «Слушай и показывай»

В упражнении используется мобильная ширма с пиктограммой «Эмоции»

Вася предлагает детям послушать несколько коротких историй.

1. В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих детей и сказала: «Рома, Женя, заканчивайте свою игру. Через час мы идем в цирк». Мама подняла руку и показала билеты.

Задание: покажите, какое лицо было у мальчиков, когда они узнали, что идут с мамой в цирк. А теперь назовите эту эмоцию.

2. У Танюши был черный котенок Тишка. Стало Тишке скучно, и залез он в мешок с мукой. Смотрит Танюша, по комнате идет незнакомый белый котенок. «А где же мой Тишка?» — спросила Таня.

Задание: покажите, какое лицо было у Тани, когда она увидела у себя в комнате незнакомого белого котенка. А теперь назовите эту эмоцию.

3. Золушка вернулась домой с бала: у нее нет больше нарядного платья, кареты с лошадьми и кучером. А самое главное – она потеряла хрустальную туфельку.

Задание: покажите, какое лицо было у Золушки, когда она вернулась с бала. Назовите эту эмоцию.

4. В темной комнате лежу,

Озираюсь и дрожу.

Что за чудище за креслом?

Как оно туда залезло?!

Задание: покажите, какое лицо было у мальчика, когда он один остался в темной комнате. Назовите эту эмоцию.

4-й этап. Рефлексивный

Психолог:

Давайте улыбнемся друг другу. Вы – молодцы!

За руки беремся и передаём «сигнал дружбы» (дети передают по кругу сигнал, нажимая на ладошку)

Говорим «до свидания» нашему другу Васе.

А что в «Стране Настроений» вам больше всего понравилось? (ответы детей)

  • Воспитатель первой категории Н.Е. Акшенцева
  • Учитель – дефектолог А.В. Замышляева
  • Педагог – психолог первой категории С.В. Имедашвили

МБДОУ № 17 «Колокольчик» пос. Малороссийского Тихорецкий район Краснодарского края

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год