Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Озорной каблучок»
Педагогика
Автор: Лукашова Наталия Петровна   
27.09.2023 22:02

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Озорной каблучок»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Озорной каблучок»

Возраст обучающихся: 3-5 лет, Срок реализации: 2 учебных года, Автор-составитель: Лукашова Наталия Петровна, педагог дополнительного образования (хореограф)

1. 1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Озорной каблучок» художественной направленности ориентирована на приобщение детей к искусству хореографии, развитие их творческих способностей, художественного вкуса, потребностей и интересов, имею-щих социально-значимый характер.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в возрастаю-щем интересе у детей и их родителей к занятиям хореографией. Эти занятия позволяют не просто заполнить свободное время детей, а раскрыть их индивидуальные творческие способности, при-вить навыки публичных выступлений, а также способствуют формированию эстетического вкуса, положительной самооценки.

 

Скачать программу

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной на-правленности «Озорной каблучок» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31. 03. 2022 г. № 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» [3], ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОО. Танцевальное искусство всегда привлекало к себе и взрослых, и детей. Занятия танцами активно вводятся в программы детских садов. Следует учитывать, что азбука танца, его выразительные средства требуют определенного уровня физической подготовленности. Поэтому в работе с детьми можно использовать только те движения и образы, которые способны заложить основы красоты, здоровья и доброты и не помешают естественному развитию растущего организма.

В процессе освоения программы воспитанники приобщаются овладение новыми танцевальны-ми элементами и движениями, ознакомление с основными позициями и положениями рук, ног, головы и корпуса во время исполнения хореографических номеров, овладение навыками координации движений, развитие выворотности, гибкости, воспитание интереса к искусству.

Таким образом, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа худо-жественной направленности «Озорной каблучок», составленная с опорой на положения Федераль-ного государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способство-вать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия дости-жения новых образовательных результатов.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной на-правленности «Озорной каблучок» разработана с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31. 03. 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155

«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Письмо Минобрнауки России от 11. 12. 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 *Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды оби-тания";
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Постановление администрации Города Томска от 24. 03. 2011 года № 249 "Об утверждении предельных (максимальных) цен на платные услуги муниципальных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования администрации Города Томска"

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Озорной каблучок», вследствие того, что изначально отсутствует отбор детей по способностям, является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач и предполагает, в первую очередь, развивающую направленность программы.

Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе, являются следующие подходы и концепции:

  • развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев)
  • формирование осмысленной моторики, которая предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и уметь реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений
  • формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступ-ления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца
  • формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при поста-новке танцев и подготовке публичного выступления.

Адресат программы – дети в возрасте 3-5 лет.

Возрастные особенности: Очень важно именно в раннем детстве привить ребенку любовь к движению, к танцу, поскольку раннее приобщение детей к искусству создает необходимые усло-вия для гармоничного развития личности, раннее творческое самовыражение способствует сохра-нению и развитию творческих импульсов. Ребенок, занимающийся танцами, осознает красоту движения, гармонию музыки и пластики, гармонию и красоту мироздания. Занятия ритмикой раз-носторонне развивают личность ребенка и впоследствии помогают ему в другой деятельности, способствуют раскрытию физического и духовного начала, создают тот гармоничный синтез души и тела, к которому изначально стремится человек.

Проектирование и реализация программы ориентированы на ценности и принципы гума-нистической педагогики. Развитие ребенка-дошкольника идет благодаря активности, проявляю-щейся в различных формах деятельности, среди которых важное место занимает игра – особая форма усвоения ребенком окружающей действительности. Игра выступает как универсальное средство развития и обучения, как средство, стимулирующее творческую деятельность детей и формирующее начальные хореографические умения. Это основной и главный путь эстетического воспитания и приобщения к искусству в этом возрасте.

В связи с этим, возникает необходимость рассматривать художественно-эстетическую деятельность дошкольников не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений эмоциональной сферы, сохранения интеллектуального здоровья детей, защиты детской психики от агрессивных воздействий внешней среды [14].

Хореография, наряду с другими, является для детей наиболее доступными и привлека-тельными видом деятельности. Занятия ею помогают детям овладеть определёнными физическими навыками, позволяющими выразить эмоциональное состояние при помощи пластики тела. В качестве методов, для эффективных занятий хореографией, следует постоянно ориентироваться на основные принципы дидактики (сочетание сознательного и эмоционального, теоретического и практического, последовательности, наглядности, творческого подхода к изучаемому материалу) [9]. Хореография дает широкий простор для использования в процессе занятий всех принципов обучения и воспитания, и чем гармоничнее они увязаны в материале и разнообразной деятельности учащихся, тем эффективнее будет результат работы с ними.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года обучения (сентябрь-июнь), общее количество учебных часов для освоения программы – 160 часа (80 часа на каждый учебный год).

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозраст-ном постоянном составе.

Режим занятий – 2 раза в неделю, периодичность — с сентября по июнь включительно; продолжительность – 30 минут.

1. 2. Цель и задачи программы.

Цель: Развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений средствами хореогра-фического искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки
  • расширение музыкального кругозора
  • умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рису-нок

Развивающие:

  • развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности и точности движений
  • умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой
  • координация и укрепление опорно-двигательного аппарата
  • приобщение к совместному движению с педагогом.

Воспитательные:

  • воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем создания положительного эмоционального настроя
  • психологическое раскрепощение ребенка
  • воспитание умения работать в паре, коллективе

Содержание учебного плана

  1. Теория: знакомство с правилами и техникой безопасности на занятиях ритмикой и танцами, беседа о пройденном материале, объяснение нового материала (беседа)
  2. Практика: повторение пройденного материала (движения, упражнения, танца), разучивание нового материала (движения, упражнения, танца)
  3. 4. Планируемые результаты.
  4. 4.1. Первый год обучения (3-4 года)

В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь):

  1. хлопать и топать в такт музыки.
  2. ориентироваться в зале.
  3. в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.).
  4. контролировать свои движения под музыку и управлять ими.
  5. 4.2. Второй год обучения (4-5 лет)

В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь):

  • через образы выражать собственное восприятие музыки
  • отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок
  • ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, дина-микой
  • синхронно двигаться с педагогом
  • работать в паре, коллективе.

2. 2. Условия реализации программы

2. 2.1. Материально-техническое обеспечение: специально оборудованные помещения: спортивный зал с зеркалами и музыкальный зал с возможностью проведения массовых мероприятий. В помещениях для проведения занятий имеется музыкально-техническое оборудование и предусматривается техническая возможность для применения информационно-коммуникационных технологий, как в работе с детьми, так и в работе с педагогами. При проведении консультаций, мастер-классов применение ИКТ позволяет более наглядно продемонстрировать приемы работы хореографа с детьми. С помощью стационарного мультимедийного проектора детям демонстрируются различные фрагменты хореографических постановок, презентации с теоретическим материалом (основные позиции рук и ног, танцевальные шаги и т.п.)

Для проведения занятий используются:

  • мячи
  • ленты
  • пипидастры
  • гимнастические палки:
  • обручи
  • коврики (половое покрытие) для занятий партерной гимнастикой.

С детьми проводятся беседы по разъяснению элементарных правил поведения на занятиях и технике безопасности в соответствии с их возрастом. Также проводятся профилактические беседы с родителями[13].

Для занятий требуется единая форма: мальчики – белая футболка (майка), чер-ные шорты, белые носки, чешки; девочки – белая футболка (майка), белая юбка-солнце до середины бедра, белые носки, белые чешки.

2. 2.2. Информационное обеспечение:

  • Фото-видео аппаратура.
  • Компьютер с выходом в интернет
  • Мультимедиа-проектор

2. 2.3. Кадровое обеспечение

В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования –Лукашова Наталия Петровна, высшая квалификационная категория. Повышение квалификации: с 20 по 29 октября 2017 года в ОГОАУ ДПО «Томский областной инновационный учебно-методический центр культуры и искусства» в объеме 108 часов по программе «Хореографическое искусство. Методика преподавания хореографических дисциплин в современном образовании». Сертификат участника мастер-класса «Особенности работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях ритмической гимнастикой» в МАОУ ДО «Центр сибирского фольклора» Департамента образования г. Томска.

2. 3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы):

итоговое занятие, отчетный концерт для родителей.

2. 3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Видеозапись итоговых занятий, видеозапись участия в мероприятиях группы и сада (утренники, проекты, МО и т.п.), грамоты, дипломы, благодарности за участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

2. 3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия (1 раз в год в июне), участие в мероприятиях группы и сада (утренники, проекты, МО и т.п.), участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

2. 4. Оценочные материалы

Наблюдение.

2. 5. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – очно.

Методы и приемы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение)
  • упражнений и повторений (выработка танцевальных навыков ученика, работа над точностью исполнения)
  • наглядный практический (показ преподавателем танцевальных движений, с ис-пользованием многообразных вариантов)
  • объяснительно-иллюстративный (преподаватель исполняет движение и попутно объясняет)
  • репродуктивный (повторение учеником танцевальных движений по образцу учи-теля).

Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве до 20 человек, воспитанники в возрасте 3-5 лет.

Формы организации НОД: групповая форма.

Формы организации учебного занятия: НОД, итоговое занятие.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год