Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Озорной каблучок» |
Педагогика | |||
Автор: Лукашова Наталия Петровна | |||
27.09.2023 22:02 | |||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Озорной каблучок» Возраст обучающихся: 3-5 лет, Срок реализации: 2 учебных года, Автор-составитель: Лукашова Наталия Петровна, педагог дополнительного образования (хореограф) 1. 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Озорной каблучок» художественной направленности ориентирована на приобщение детей к искусству хореографии, развитие их творческих способностей, художественного вкуса, потребностей и интересов, имею-щих социально-значимый характер. Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в возрастаю-щем интересе у детей и их родителей к занятиям хореографией. Эти занятия позволяют не просто заполнить свободное время детей, а раскрыть их индивидуальные творческие способности, при-вить навыки публичных выступлений, а также способствуют формированию эстетического вкуса, положительной самооценки.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной на-правленности «Озорной каблучок» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31. 03. 2022 г. № 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» [3], ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОО. Танцевальное искусство всегда привлекало к себе и взрослых, и детей. Занятия танцами активно вводятся в программы детских садов. Следует учитывать, что азбука танца, его выразительные средства требуют определенного уровня физической подготовленности. Поэтому в работе с детьми можно использовать только те движения и образы, которые способны заложить основы красоты, здоровья и доброты и не помешают естественному развитию растущего организма. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются овладение новыми танцевальны-ми элементами и движениями, ознакомление с основными позициями и положениями рук, ног, головы и корпуса во время исполнения хореографических номеров, овладение навыками координации движений, развитие выворотности, гибкости, воспитание интереса к искусству. Таким образом, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа худо-жественной направленности «Озорной каблучок», составленная с опорой на положения Федераль-ного государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способство-вать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия дости-жения новых образовательных результатов. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной на-правленности «Озорной каблучок» разработана с учетом следующих нормативных документов:
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Озорной каблучок», вследствие того, что изначально отсутствует отбор детей по способностям, является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач и предполагает, в первую очередь, развивающую направленность программы. Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе, являются следующие подходы и концепции:
Адресат программы – дети в возрасте 3-5 лет. Возрастные особенности: Очень важно именно в раннем детстве привить ребенку любовь к движению, к танцу, поскольку раннее приобщение детей к искусству создает необходимые усло-вия для гармоничного развития личности, раннее творческое самовыражение способствует сохра-нению и развитию творческих импульсов. Ребенок, занимающийся танцами, осознает красоту движения, гармонию музыки и пластики, гармонию и красоту мироздания. Занятия ритмикой раз-носторонне развивают личность ребенка и впоследствии помогают ему в другой деятельности, способствуют раскрытию физического и духовного начала, создают тот гармоничный синтез души и тела, к которому изначально стремится человек. Проектирование и реализация программы ориентированы на ценности и принципы гума-нистической педагогики. Развитие ребенка-дошкольника идет благодаря активности, проявляю-щейся в различных формах деятельности, среди которых важное место занимает игра – особая форма усвоения ребенком окружающей действительности. Игра выступает как универсальное средство развития и обучения, как средство, стимулирующее творческую деятельность детей и формирующее начальные хореографические умения. Это основной и главный путь эстетического воспитания и приобщения к искусству в этом возрасте. В связи с этим, возникает необходимость рассматривать художественно-эстетическую деятельность дошкольников не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений эмоциональной сферы, сохранения интеллектуального здоровья детей, защиты детской психики от агрессивных воздействий внешней среды [14]. Хореография, наряду с другими, является для детей наиболее доступными и привлека-тельными видом деятельности. Занятия ею помогают детям овладеть определёнными физическими навыками, позволяющими выразить эмоциональное состояние при помощи пластики тела. В качестве методов, для эффективных занятий хореографией, следует постоянно ориентироваться на основные принципы дидактики (сочетание сознательного и эмоционального, теоретического и практического, последовательности, наглядности, творческого подхода к изучаемому материалу) [9]. Хореография дает широкий простор для использования в процессе занятий всех принципов обучения и воспитания, и чем гармоничнее они увязаны в материале и разнообразной деятельности учащихся, тем эффективнее будет результат работы с ними. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года обучения (сентябрь-июнь), общее количество учебных часов для освоения программы – 160 часа (80 часа на каждый учебный год). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозраст-ном постоянном составе. Режим занятий – 2 раза в неделю, периодичность — с сентября по июнь включительно; продолжительность – 30 минут. 1. 2. Цель и задачи программы. Цель: Развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений средствами хореогра-фического искусства. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Содержание учебного плана
В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь):
В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь):
2. 2. Условия реализации программы 2. 2.1. Материально-техническое обеспечение: специально оборудованные помещения: спортивный зал с зеркалами и музыкальный зал с возможностью проведения массовых мероприятий. В помещениях для проведения занятий имеется музыкально-техническое оборудование и предусматривается техническая возможность для применения информационно-коммуникационных технологий, как в работе с детьми, так и в работе с педагогами. При проведении консультаций, мастер-классов применение ИКТ позволяет более наглядно продемонстрировать приемы работы хореографа с детьми. С помощью стационарного мультимедийного проектора детям демонстрируются различные фрагменты хореографических постановок, презентации с теоретическим материалом (основные позиции рук и ног, танцевальные шаги и т.п.) Для проведения занятий используются:
С детьми проводятся беседы по разъяснению элементарных правил поведения на занятиях и технике безопасности в соответствии с их возрастом. Также проводятся профилактические беседы с родителями[13]. Для занятий требуется единая форма: мальчики – белая футболка (майка), чер-ные шорты, белые носки, чешки; девочки – белая футболка (майка), белая юбка-солнце до середины бедра, белые носки, белые чешки. 2. 2.2. Информационное обеспечение:
2. 2.3. Кадровое обеспечение В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования –Лукашова Наталия Петровна, высшая квалификационная категория. Повышение квалификации: с 20 по 29 октября 2017 года в ОГОАУ ДПО «Томский областной инновационный учебно-методический центр культуры и искусства» в объеме 108 часов по программе «Хореографическое искусство. Методика преподавания хореографических дисциплин в современном образовании». Сертификат участника мастер-класса «Особенности работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях ритмической гимнастикой» в МАОУ ДО «Центр сибирского фольклора» Департамента образования г. Томска. 2. 3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы): итоговое занятие, отчетный концерт для родителей. 2. 3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Видеозапись итоговых занятий, видеозапись участия в мероприятиях группы и сада (утренники, проекты, МО и т.п.), грамоты, дипломы, благодарности за участие в конкурсах и фестивалях различного уровня. 2. 3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия (1 раз в год в июне), участие в мероприятиях группы и сада (утренники, проекты, МО и т.п.), участие в конкурсах и фестивалях различного уровня. 2. 4. Оценочные материалы Наблюдение. 2. 5. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы и приемы обучения:
Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве до 20 человек, воспитанники в возрасте 3-5 лет. Формы организации НОД: групповая форма. Формы организации учебного занятия: НОД, итоговое занятие.
|