Музейная педагогика в системе дошкольного образования |
Педагогика | |||
Автор: Павлючкова Надежда Алексеевна | |||
26.09.2023 05:13 | |||
Музейная педагогика в системе дошкольного образования Представляю Вашему вниманию педагогическую технологию – музейная педагогика, которая с успехом была реализована в дошкольном отделении ГКОУ СКОШИ 2, воспитателем старшей группы Павлючковой Надеждой Алексеевной на протяжении 2022-2023 учебного года. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Основная цель музейной педагогики – приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Музейная педагогика помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу, пробуждать творческую активность. В текущем учебном году 2022-2023 г воспитанники старшей группы активно принимали участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Путешествовали по музеям Москвы и с удовольствием выполняли задания. Побывав во Всероссийском музее декоративного искусства, дети старшей группы как будто совершили путешествие в сказку. Ребята смогли увидеть и рассмотреть предметы декоративно-прикладного творчества: Городец, Дымку, Хохлому, матрешек, богородскую игрушку. Вдохновившись экскурсией, мы с ребятами решили создать свой мини-музей в группе под названием «Забавушка». Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Цель мини-музея: создание условий для ознакомления детей с народным декоративно-прикладным творчеством. Задачи мини-музея. Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
В процессе работы дети стали активными участниками создания мини-музея. Совместно с родителями подбирали экспонаты и наполняли музей. А на занятии совершили волшебное путешествие на ковре-самолете в село «Дымково» и превратились в дымковских мастеров. Изготавливали и оформляли экспозиции своими руками. В творческой мастерской ребята лепили дымковских игрушек из пластилина — дымковских козликов, олешков, из глины — дымковских барышень, которых затем самостоятельно расписывали красками. Знакомились с городецкой росписью и расписывали деревянные доски купавками, ромашками и розанами. А с помощью техники пластилинографиисоздали декоративные хохломские тарелки. Когда большинство экспонатов было собрано, дети выступили в роли настоящих экскурсоводов и провели экскурсию по своему мини-музею для воспитанников средней группы. Хозяева музея предстали перед малышами в красивых народных костюмах, были, как настоящие барышни и судари. Дети прочитали стихи и рассказали историю появления и отличительные особенности таких народных промыслов, как Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Хохлома. В конце экскурсии воспитанники поиграли в интересные дидактические игры по данной теме: «Наряди барышню», «Собери картинку», «Подбери узор». Мини-музей – это интерактивная форма работы с детьми. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея. В настоящих музеях трогать экспонаты нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно! Можно посещать каждый день, самим переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия способностей ребенка, его творческих возможностей. А музейная педагогика помогает реализовать задачи приобщения дошкольников к духовным ценностям и традициям русского народа. У детей формируется ценностное отношение к произведениям народного творчества, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик к объектам культурного наследия нашей страны.
|