Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическое пособие «Использование методов активного обучения и нетрадиционных форм в работе с педагогами детского сада»
Педагогика
Автор: Цебро Елизавета Викторовна   
25.09.2023 20:32

Методическое пособие «Использование методов активного обучения и нетрадиционных форм в работе с педагогами детского сада»Методическое пособие «Использование методов активного обучения и нетрадиционных форм в работе с педагогами детского сада»

Составила: старший воспитатель 1 квалификационной категории Цебро Елизавета Викторовна г. Лесозаводск 2023 год

Пояснительная записка:

Качество образования и его эффективность — одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

 

Скачать конспект

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Объект: методы активного обучения в методической работе детского сада.

Цель методического пособияизменение моделей поведения участников, в результате применения активных способов обучения в методической работе детского сада.

Задачи:

  • совершенствование профессиональных умений при выборе методов обучения и воспитания
  • демонстрация различных позиций при восприятии новых форм и методов обучения
  • формирование культуры общения
  • формирование умения работать в дефиците времени

1. Теоретическое обоснование интерактивных методов и методов активного обучения в методической работе ДОУ

1. 1 Сущность понятия «методы активного обучения»

Использование интерактивных методов в педагогическом Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения — необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Перед руководителями ДОУ и старшими воспитателями зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как перевести педагогов от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с педагогами.

Методы активного обучения — совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Кругликов, 1998).

Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества (мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствует, что при лекционной подаче материала усваивается не более —30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловойигре) — до 90%).

Признаки методов:

Проблемностъ. Проблема заключается в противоречии между существующими объективными затруднениями и существующим отношением субъекта к ним: основная задача состоит во введении субъекта в проблемную ситуацию, для хода из которой для принятия решения или нахождения ответа ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активноформировать новые знания с помощью ведущего (тренера), партнеров по взаимодействию, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи — та задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста.

Адекватность учебно-познавательной деятельностихарактеру будущих практических (должностных) задач и функций участников. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия участниками профессиональной деятельности. Наиболее полно подходы к реализации этого признака изложены в теории контекстного обучения. Поэтому этот признак трактуется также как осуществление контекстного обучения, когда моделируется реальное содержание значимого для участников процесса труда, общения и т. д.

Взаимообучение. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения являются коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Этот признак не отрицает индивидуализации обучения, но требует его разумного и умелого использования.

Индивидуализация.

Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей участников. Признак также подразумевает развитие у субъектов механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.

Исследование изучаемых проблем и явлений.

Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.

Непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействия с учебным материалом; в идеале преподаватель становитсяруководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

Мотивация. Активность как индивидуальной, так и коллективной, познавательной деятельности обучающихся развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых педагогом мотивов воспитанников добавляются:

  • профессиональный интерес;
  • творческий характер познавательной деятельности;
  • состязательность, игровой характер проведения ООД;
  • эмоциональное воздействие.

В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый ввод в действие организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека на совершение деятельности.

Иллюстрацией методов активного обучения может послужить контекстное обучение, как наиболее продуктивная технология работы с педагогами в ДОУ.

Достоинства контекстного обучения раскрываются в следующих позициях.

  1. Контекстное обучение позволяет воссоздать предметное и социальное содержание деятельности педагогов и сопровождающих ее отношений.
  2. Основная единица деятельности педагогов — ситуация во всей ее неопределенности и противоречивости.
  3. Контекстное обучение предполагает единство формы и содержания в деятельности педагогов.
  4. Приоритет коллективной мыслительной деятельности и субъектно-субъектных отношений.
  5. Контекстное обучение позволяет в сжатые сроки формировать профессиональные, коммуникативные, интеллектуальные и поведенческие умения.
  6. Контекстное обучение решает задачи социальной защиты, моделируя контексты реального и будущего.
  7. Контекстное обучение носит интегративный и интегрированный характер.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Интерактивныйозначает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия

В чем состоит суть интерактивного обучения?

Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Кроме того при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

Значение интерактивных методов — достижение таких важнейших целей, как:

  1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
  2. Повышение уровня активности и самостоятельности;
  3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
  4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

В чем преимущества такой работы?

Во-первых — значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

Во-вторых — реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен продуктивный труд в педагогическом обществе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год