Методическое пособие «Использование методов активного обучения и нетрадиционных форм в работе с педагогами детского сада» |
Педагогика | |||
Автор: Цебро Елизавета Викторовна | |||
25.09.2023 20:32 | |||
Методическое пособие «Использование методов активного обучения и нетрадиционных форм в работе с педагогами детского сада» Составила: старший воспитатель 1 квалификационной категории Цебро Елизавета Викторовна г. Лесозаводск 2023 год Пояснительная записка: Качество образования и его эффективность — одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Объект: методы активного обучения в методической работе детского сада. Цель методического пособияизменение моделей поведения участников, в результате применения активных способов обучения в методической работе детского сада. Задачи:
1. Теоретическое обоснование интерактивных методов и методов активного обучения в методической работе ДОУ 1. 1 Сущность понятия «методы активного обучения» Использование интерактивных методов в педагогическом Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения — необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит. Перед руководителями ДОУ и старшими воспитателями зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как перевести педагогов от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала? Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с педагогами. Методы активного обучения — совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества (мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствует, что при лекционной подаче материала усваивается не более —30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловойигре) — до 90%). Признаки методов: Проблемностъ. Проблема заключается в противоречии между существующими объективными затруднениями и существующим отношением субъекта к ним: основная задача состоит во введении субъекта в проблемную ситуацию, для хода из которой для принятия решения или нахождения ответа ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активноформировать новые знания с помощью ведущего (тренера), партнеров по взаимодействию, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи — та задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста. Адекватность учебно-познавательной деятельностихарактеру будущих практических (должностных) задач и функций участников. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия участниками профессиональной деятельности. Наиболее полно подходы к реализации этого признака изложены в теории контекстного обучения. Поэтому этот признак трактуется также как осуществление контекстного обучения, когда моделируется реальное содержание значимого для участников процесса труда, общения и т. д. Взаимообучение. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения являются коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Этот признак не отрицает индивидуализации обучения, но требует его разумного и умелого использования. Индивидуализация. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей участников. Признак также подразумевает развитие у субъектов механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения. Исследование изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта. Непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействия с учебным материалом; в идеале преподаватель становитсяруководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества. Мотивация. Активность как индивидуальной, так и коллективной, познавательной деятельности обучающихся развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых педагогом мотивов воспитанников добавляются:
В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый ввод в действие организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека на совершение деятельности. Иллюстрацией методов активного обучения может послужить контекстное обучение, как наиболее продуктивная технология работы с педагогами в ДОУ. Достоинства контекстного обучения раскрываются в следующих позициях.
Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивныйозначает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия В чем состоит суть интерактивного обучения? Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. Кроме того при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы. Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников. Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них. Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа. Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему. Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты. Значение интерактивных методов — достижение таких важнейших целей, как:
В чем преимущества такой работы? Во-первых — значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности. Во-вторых — реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития. В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен продуктивный труд в педагогическом обществе.
|