Профессиональное самоопределение дошкольников. |
Педагогика | |||
Автор: Безверхая Кристина Валерьевна Кривонос Людмила Анатольевна | |||
21.09.2023 15:03 | |||
Профессиональное самоопределение дошкольников.
Все профессии нужны, все профессии важны. … Эту фразу мы слышим с детства. Когда же приходит время выбрать свою будущую профессию, мы понимаем, насколько это верно. Перед каждым человеком возникает множество вопросов, на которые он ищет ответы: кем быть, какую выбрать профессию? И зачастую невозможно ответить на вопрос о том, кем стать из-за отсутствия знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности. Традиционно считается, что основным периодом самоопределения является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий происходит в дошкольном детстве. Ведь гораздо проще сделать выбор, если есть широкий выбор материалов и достаточно времени для размышлений.
Э. Ф. Зеер считает, что "дошкольный возраст — это период первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения, появления эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания" [1]. У дошкольников профессиональное самоопределение выражается через знания о работе взрослых. Знакомство с трудовой деятельностью происходит в младшем дошкольном возрасте, когда дети узнают о различных профессиях, наблюдая за работой взрослых, общаясь со взрослыми и читая художественную литературу. Трехлетний ребенок проявляет себя уже как личность. Он проявляет способности, склонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Наблюдая за ребенком, вы можете предсказать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, предоставив ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области. Чем больше ребенок впитает разнообразной информации, тем легче ему будет сделать свой выбор в будущем. Ознакомление с работой взрослых также имеет решающее значение для формирования первоначальных представлений ребенка о роли труда и значении профессии в жизни общества. Знания о труде, мотивах и направлении работы, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать действия детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственной работе, работе взрослых и объектам, созданным людьми. [2] Необходимо подвести ребенка к пониманию того, ради чего работает человек. Дети должны понимать, что труд занимает очень важное место в жизни людей, что труд — это основа жизни. Важно пробудить в детях чувство восхищения чудесными превращениями, которые происходят в результате работы. Так постепенно дети начинают понимать смысл работы. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом от внимания детей. "Игра имеет большое значение в формировании образа мира ребенка. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но они закладываются только как возможности взять на себя различные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первая профориентация ребенка. В игре ребенок познает возможность быть,... быть капитаном, врачом и т.д." А. Г. Осмолов. В младшем возрасте продолжается развитие игровой деятельности, связанной с повседневной работой людей. Трудовые действия по-прежнему носят имитационный, подражательный характер, но их становится гораздо больше. В этой группе дети проявляют творческий подход и фантазию, используя предметы-заменители вместо отсутствующих атрибутов. Развивая интерес дошкольников к деятельности взрослых, необходимо проявлять внимание детей не только к определенным действиям, но и к результатам труда. Дошкольников старших групп привлекает больше всего работа людей, работающих за пределами детского сада. Они воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей на работе. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. Он развивает способность планировать свои действия, совершенствует ручные движения и умственные операции, воображение и идеи. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражающие характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. В выпускной группе ознакомление с работой взрослых значительно усложняется и требует использования более разнообразных методических приемов. Формируя активный интерес к труду взрослых, необходимо обращать внимание на представления детей о моральной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Ради чего все люди работают? Дети седьмого года жизни продолжают представлять в игре работу членов семьи, образ жизни и деятельность людей. Расширяются и углубляются понятия различных специальностей: пилоты управляют самолетами, но есть и механики, радисты, штурманы; на пароходах есть капитаны, штурманы, рулевые, матросы. Дети начинают самостоятельно создавать игровую обстановку, определяют тему игры. Они выбирают роли, обмениваются ролями, "вживаются" в роль. В старшем дошкольном возрасте вводятся игры, отражающие инновационные социально-финансовые отношения и новейшие специальности, связанные с компонентами рыночной экономики. Большое значение в профессиональном самоопределении имеют начальные трудовые действия — выполнение несложных операций по уходу за растениями, одеждой, уборке помещений. Эти действия способствуют формированию у детей интереса к работе взрослых. Сюжетно-ролевые игры, наблюдение за действиями взрослых, выполнение элементарных видов работ способствуют самоопределению дошкольников. Дети охотно копируют действия старших и, исходя из этого, ориентируются на профессии людей рядом. Понимание ребенком своих собственных способностей, а также способностей, основанных на имеющемся опыте игры, работы, создает понимание будущей специальности. При знакомстве детей с работой взрослых необходимо не только расширять знания о профессиях, но и углублять, ориентироваться не только на количество, но и на качество информации, предоставляемой дошкольникам. Именно тщательность такой информации положительно влияет на дальнейшее профессиональное самоопределение детей. Также важно придерживаться последовательности в усилении данных о профессиях. Великое множество откликов говорит о тому, что дети получают неглубокие знания, в связи с большим количеством впечатлений получаемых в детском саду. Грамотно построенная образовательная деятельность позволяет не только понять специфику труда людей разных специальностей, но и формирует познавательный интерес к труду взрослых, вызывает желание подражать трудовому поведению людей. Подчеркнув вышесказанное, хотелось бы выделить важность применения всех видов деятельности в формировании профессионального самоопределения, их интеграцию и огромное эмоциональное воздействие на дошкольника. Конечно, главное — создать условия для организации сюжетно-ролевых игр, трудовых действий, насыщенности и разнообразия предметной среды, взаимодействия взрослых в процессе работы в этом направлении. Особенно хотелось бы отметить использование различных форм и методов в работе с детьми на тему профессионального самоопределения: проектная деятельность педагогов, детей и родителей, проведение экскурсий, тематических праздников, "профессиональных" спектаклей, создание родительских клубов, проведение встреч по интересам и т.д. Таким образом, создавая условия для профессионального самоопределения учащихся уже в дошкольном образовании, мы обеспечиваем ориентацию детей на трудовое обучение, влияем на выбор профессий, востребованных в будущем, и способствуем решению проблем системы образования в целом. Литература
|