Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Уровни, критерии и показатели сформированности методической компетентности педагога дошкольного образования
Педагогика
Автор: Перепёлкина Светлана Сергеевна   
03.09.2023 07:49

Уровни, критерии и показатели сформированности методической компетентности педагога дошкольного образованияУровни, критерии и показатели сформированности методической компетентности педагога дошкольного образования

Перепёлкина Светлана Сергеевна воспитатель МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева»

Аннотация: в данной статье рассматриваются следующие критерии сформированности методической компетентности воспитателей дошкольного образования: осуществление целостного педагогического процесса, создание развивающей среды, планирование образовательной работы, проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов, консультативная помощь родителям, коммуникативная культура.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагогов, образовательная деятельность, учебно-методическая деятельность воспитателя, повышение квалификации, методическая компетентность.

 

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. В разных регионах России образовательные учреждения, обеспечивающие развитие, воспитание и образование маленьких детей испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.

Исходя из этого, перед методической службой дошкольного учреждения стоит задача помочь педагогам углубить различные аспекты профессиональной подготовки через систему непрерывного повышения квалификации в соответствии с нормативными документами.

Рассматривая повышение квалификации как непрерывный процесс личностно-профессионального становления, а, квалификацию как динамическую характеристику развития профессиональной компетентности следует остановиться на понятии «уровень квалификации», который может фиксировать актуальный уровень профессионального развития педагога и задавать ориентиры для организации целенаправленного процесса поэтапного развития методической компетентности воспитателей дошкольного образования в современных социокультурных условиях.

На основе исследований Е.Н. Ноздриной можно выделить в структуре методической компетентности воспитателей дошкольного образования в области познавательного развития три взаимосвязанных уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: для педагога учреждения дошкольного образования характерно стремление к познавательно-исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Он стремится к креативному преобразованию собственного и чужого опыта на основе актуальных потребностей воспитанников. Доминирующими внутренними мотивами педагога становятся личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, самовыражения, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу.

Средний уровень: для воспитателя учреждения дошкольного образования характерна позиция «Я умею», выражающаяся в готовности к деятельности, владении программным материалом и методиками обучения в области познавательного развития, способность к объективному анализу имеющихся теории и практики. Присуща потребность в признании и самоутверждении, однако стремление к демонстрации своих достижений не проявляется в явной мере, он предпочитает участие в коллективных делах.

Низкий уровень: для педагога учреждения дошкольного образования характерно нежелание идти в ногу со временем, осваивать новшества, внедрять их в образовательный процесс. Основополагающей в данном случае является потребность в принадлежности. Педагогу важно ощущать себя частью коллектива, однако он не стремится быть его активным членом. Увереннее чувствует себя в деятельности, не требующей открытого проявления своего мнения. Перед выбором использования готового решения против создания своего оригинального продукта предпочитает первое.

Современный педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: образовательной; учебно-методической; социально-педагогической.

Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание учебной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; коммуникативная культура педагога.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами УДО, умение строить общение, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета

Список источников

  1. Виноградова, Н.А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: учебник для бакалавриата / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: ИНФРА, 2016. – 188 с.
  2. Дубцова, М.В. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации [Текст] / М.В. Дубцова. 2017. – № 7. – С. 12-18.
  3. Коротаева, Е. В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования [Текст]: Педагогическое образование в России / Е.В. Коротаева. – 2015. – № 4. – С. 38-44.
  4. Шерайзина, Р.М. Медник Е.А. Модель внутрифирменного обучения педагогических работников в общеобразовательной организации [Текст]: Человек и образование / Р.М Шерайзина, Е.А. Медник. – 2015. – №1 (42). – С. 22-26.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год