Уровни, критерии и показатели сформированности методической компетентности педагога дошкольного образования |
Педагогика | |||
Автор: Перепёлкина Светлана Сергеевна | |||
03.09.2023 07:49 | |||
Уровни, критерии и показатели сформированности методической компетентности педагога дошкольного образования Перепёлкина Светлана Сергеевна воспитатель МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева» Аннотация: в данной статье рассматриваются следующие критерии сформированности методической компетентности воспитателей дошкольного образования: осуществление целостного педагогического процесса, создание развивающей среды, планирование образовательной работы, проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов, консультативная помощь родителям, коммуникативная культура. Ключевые слова: профессиональная компетентность педагогов, образовательная деятельность, учебно-методическая деятельность воспитателя, повышение квалификации, методическая компетентность.
Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. В разных регионах России образовательные учреждения, обеспечивающие развитие, воспитание и образование маленьких детей испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий. Исходя из этого, перед методической службой дошкольного учреждения стоит задача помочь педагогам углубить различные аспекты профессиональной подготовки через систему непрерывного повышения квалификации в соответствии с нормативными документами. Рассматривая повышение квалификации как непрерывный процесс личностно-профессионального становления, а, квалификацию как динамическую характеристику развития профессиональной компетентности следует остановиться на понятии «уровень квалификации», который может фиксировать актуальный уровень профессионального развития педагога и задавать ориентиры для организации целенаправленного процесса поэтапного развития методической компетентности воспитателей дошкольного образования в современных социокультурных условиях. На основе исследований Е.Н. Ноздриной можно выделить в структуре методической компетентности воспитателей дошкольного образования в области познавательного развития три взаимосвязанных уровня: высокий, средний, низкий. Высокий уровень: для педагога учреждения дошкольного образования характерно стремление к познавательно-исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Он стремится к креативному преобразованию собственного и чужого опыта на основе актуальных потребностей воспитанников. Доминирующими внутренними мотивами педагога становятся личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, самовыражения, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу. Средний уровень: для воспитателя учреждения дошкольного образования характерна позиция «Я умею», выражающаяся в готовности к деятельности, владении программным материалом и методиками обучения в области познавательного развития, способность к объективному анализу имеющихся теории и практики. Присуща потребность в признании и самоутверждении, однако стремление к демонстрации своих достижений не проявляется в явной мере, он предпочитает участие в коллективных делах. Низкий уровень: для педагога учреждения дошкольного образования характерно нежелание идти в ногу со временем, осваивать новшества, внедрять их в образовательный процесс. Основополагающей в данном случае является потребность в принадлежности. Педагогу важно ощущать себя частью коллектива, однако он не стремится быть его активным членом. Увереннее чувствует себя в деятельности, не требующей открытого проявления своего мнения. Перед выбором использования готового решения против создания своего оригинального продукта предпочитает первое. Современный педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: образовательной; учебно-методической; социально-педагогической. Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой. Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание учебной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей. Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; коммуникативная культура педагога. Данные критерии подкрепляются следующими показателями умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами УДО, умение строить общение, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета Список источников
|