Использование игровых технологий в процессе формирования социальных компетенций |
Педагогика | |||
Автор: Буханцева Виктория Михайловна | |||
30.08.2023 22:20 | |||
Использование игровых технологий в процессе формирования социальных компетенций Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием эмоциональной сферы детей. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Только в игровой деятельности дети осваивают первоначальные представления социального характера и включаются в систему социальных отношений. Ведь развитие личности невозможно свести лишь к обладанию знаниями. Мы можем давать их сколько угодно, но если они не имеют сферы применения у ребенка, значит, нельзя говорить об их эффективности.
Чтобы достичь каких-то результатов развития социально-коммуникативных навыков у детей я использую различные игровые технологии работы с детьми. 1. Театральная деятельность. Театрализованная деятельность позволяет решить многие социально-личностные задачи. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе театрализованной деятельности происходит формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность, т.к. участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. 2. Сюжетные – ролевые. Важным средством социально-коммуникативного развития детей выступают сюжетно-ролевые игры. Они способствуют овладению определёнными умениями и социальными навыками, усвоению норм и правил поведения в социуме. Дети играют в игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др. Играя, они пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им быстрее справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе, так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива. 3. «Ежедневный рефлексивный круг» — это технология, направленная на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания, умения анализировать и делать выводы. Цель рефлексивного круга – обогащение детей душевной теплотой, чуткостью и уважением друг к другу, обсуждение планов на день, неделю, месяц. Так же мы играем в такие игры, как «Приветствие, передай улыбку, назови цветком, пожелание» 4. Технология «Социальная акция» призвана напомнить всем, что самое главное в жизни это дружба, сострадание, любовь, уважение. Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности. Социальная акция, как правило, включает игровое мероприятие в детском саду, затем выход на улицы в учреждение. По окончании акции мы обсуждают ее результаты, планируют следующие акции, отражают полученные впечатления в творческой деятельности. Результатом проведения социальных акций стало накопление детьми разнообразного социального опыта. 5. Детский мастер класс. Детские мастер-классы ребята сами проводят для сверстников. Мастер-классы проводятся по инициативе детей. Темы мастер-классов обсуждаем с детьми на групповом сборе. После чего проводится индивидуальная работа с ребенком и родителями, обговаривая содержание мастер-класса. Дети проводят мастер классы по изготовлению поделок, обучают играть в шашки, инсценировать сказки, учат танцевальным движениям. Тема для мастер – класса может быть любой.. Считаю, что такая форма организации деятельности несет пользу для каждого из участников: Ребят приобретают опыт публичных выступлений, имеют возможность почувствовать себя успешным, становится более самостоятельными, ответственными, инициативными. 6. «Игры –ситуации» Способствуют развитию умения вступать в разговор обмениваться чувствами, переживаниями Эмоционально и содержательно выражать свои мысли. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
В процессе работы над проектом у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, умение сотрудничать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются партнерские отношения между участниками образовательного процесса, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но и взаимообучение. 8. Так же я использовала игровые технологии через отряда «Дружина юных пожарных» Деятельность отряда имеет большую практическую значимость: это полезная совместная работа для коллектива детей. А осознание важности порученного поднимает ребят в своих глазах, способствует росту самооценки. Приобщение ребенка к общественнополезному и социальнозначимому делу является мощным средством формирования личности. Программа построена на игровой и продуктивной деятельности, практических занятиях. (Проводятся: викторины, тесты, деловые игры, игра-тренинг, сюжетно- ролевые игры) Таким образом, правильно организованная игровая деятельность обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
|