Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогика
Автор: Волчихина Анастасия Владимировна   
20.07.2023 07:23

Особенности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Особенности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Волчихина А.В. МБДОУ «Детский сад №33 «Клубничка», г. Тамбов,

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Поэтому одной из важных проблем образования, сегодня становится развитие новых подходов к образованию для детей с ОВЗ. В настоящее время наибольшее распространение получила форма организации обучения: инклюзивное образование.

Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзия в переводе с франц. языка inclusif – означает, включающий в себя, от лат. Include -заключаю, включаю; включенное обучение детей с ОВЗ в ДОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка. Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения. В литературе [9, 13] можно встретить следующие формулировки: Инклюзия — это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся. Инклюзия – это процесс расширения участия всех граждан, особенно людей с ограниченными возможностями, в жизни общества. Инклюзия — это чувство принадлежности к сообществу (группе друзей, школе, месту, где мы живем) [4].

 

Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Интеграция -это не просто помещение ребенка в обычную группу, а изменение организации учреждения и процесса обучения таким образом чтобы дети с ограниченными возможностями были полностью интегрированы в общество. [ 1]

Плюсы инклюзивного образования:

  • Создание в детских садах специальных условий для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Нахождение в условиях группы с детьми, с предоставлением воспитаннику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся общаться со сверстниками, чувствуют себя на равных с другими детьми.
  • Интегрированное обучение позволяет активизировать силы детей с ОВЗ, настроить их на преодоление жизненных трудностей. Формирование в группе навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Дети с ОВЗ в развитии направлены на приобретении социального опыта. Путь к социализации у них отличается от общепринятого. Психические и физические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему. Поэтому к каждому ребенку нужно подходить строго индивидуально в вопросах выбора пути развития и образования.

Суть инклюзии заключается не просто в том, чтобы включить детей в обычные группы, а в том, изменить организацию и процессы обучения в учреждениях таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями были полностью включены в общество.

Она включает:

  • Подачу на каждое занятие учебного материала малыми порциями;
  • Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
  • Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
  • Предварение пропедевтикой изучения нового;
  • Постоянную опору на чувственный опыт обучающихся;
  • Руководство действиями обучающихся вплоть до совместного выполнения их воспитателем и ребенком.

Реализация этого принципа решает проблему развития социально энергичной личности. Человек является субъектом собственного развития и социальной активности [4].

Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому ценностью в работе с такими детьми является частный подход, учитывающий здоровье каждого ребенка. В этом случае очень важен контакт с их родителями (законными представителями). При маршруте для ученика важно учитывать мнение родителей и понимать все особые потребности развития их ребёнка[2].

Но в системе инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ имеется еще и ряд проблем.

Минусы инклюзивного образования:

  • К сожалению, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер. Не хватает материально-технической базы для их обучения и специалистов.
  • Инклюзивное образование — процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов, удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса.
  • Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание.

Сегодня, особенно в сельской местности, детей с нарушениями развития все чаще влючают в так называемую добровольную среду вместе со здоровыми сверстниками. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Это связано и с нехваткой коррекционных дошкольных образовательных учреждений, и с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических причин.

В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении обще-развивающего вида нет полноценных условий для инклюзивного обучения таких детей. В нем отсутствуют учителя — дефектологи, специальные психологи, врачи-специалисты, социальные работники, нет специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий, а также специальных развивающих программ. [3]

Но, не смотря на все проблемы, как считает большинство отечественных и зарубежных коррекционных педагогов и психологов, все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в инклюзивном образовании. В обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками. Введение ФГОС обеспечивает детей с ограниченными возможностями здоровья компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Нормативно-правовая база, инклюзивного образования закреплена федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных программ).

Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей: как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества. Предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.

Литература

  1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.
  2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  3. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009г, №6.
  4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга». 2011
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год