Одарённый ребёнок… Какой он? |
Педагогика | |||
Автор: Романова Ирина Николаевна | |||
03.06.2023 23:17 | |||
Одарённый ребёнок… Какой он? Талант, как говорят, пробьет себе дорогу, но ему будет легче, если одаренность ребенка окружающие заметили рано и помогли ему развить природные способности. Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Главная задача работы с детьми с признаками одаренности – поддержать умную, способную, неординарную личность, имеющую свой взгляд на мир.
Я работаю в детском саду «Танюша» г.п. ФЕДОРОВСКИЙ Сургутский район с детьми дошкольного возраста уже 17 лет, на протяжении многих лет меня волнует проблема детской одаренности, творческих потенциальных возможностей детей. Все мы – родители и педагоги, хотим, чтобы наши дети пошли в школу, научившись петь, танцевать, лепить, рисовать, выступать в театральных представлениях, участвовать в творческих выставках, спортивных соревнованиях. Так какой же запас впечатлений должны мы дать ребенку, чтобы и красота жизни, и красота искусства, и красота творчества были открыты перед ним? На какое место нужно ставить перед собой задачу развития детского творчества, а значит его способностей? Ответ для себя я нашла в многочисленных результатах исследований ученых: подготовка дошкольника к обучению в школе не мыслится без специальных занятий по развитию интеллектуально – творческих способностей, потому что, чем богаче событиями его жизнь, тем лучше работает его ум, тем прочнее основы его будущей личности, тем легче он приобретает любые знания. Приоритетным направлением нашего детского сада является развитие ранней одарённости, создание для детей развивающей среды, которая позволит ребенку не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в жизненных ситуациях. На данный момент в моей рабочей практике одаренным ребенком является выпускница МБДОУ ЦРР детского сада «Танюша» г.п. Фёдоровский Веселухина Екатерина. Кате Веселухиной едва исполнилось 7 лет, она занимается в вокальном и театральном кружках, во всех своих начинания она достигает больших успехов. Ее скрытый талант я стала замечать, как только Катюше исполнилось 5 лет. Она с удовольствием читает энциклопедии, предпочитает игры, требующие активизации умственных способностей. Девочка с большим удовольствием участвует в конкурсах различного уровня и добивается высоких результатов. У Кати трудностей в подготовке конкурсов не возникает, больше волнуются мама и педагоги. Считаю важным то, что родители заинтересованы в развитии детской одаренности девочки, поддерживают и помогают. Катя в этом году стала участницей районного конкурса «Сибирский казачок» и получила Специальный приз, победительница XIII районных образовательских Кирилло – Мефодиеских чтений, лауреат IIIстепени Международного детского профессионального конкурса STARTREK проекта «Музыкальный Звездный Олимп». Хорошо, когда конкурс – не напрягает, а окрыляет ребенка, позволяя искренне выражать свои эмоции, получать удовольствие и в то же время хорошие навыки. Сейчас Катюша Веселухина готовится к большому событию в своей жизни – поступлению в 1 класс. Думаю, накопленный потенциал приобретенный в дошкольном детстве, ей пригодится и в школе. Можно ли сделать ребенка одаренным? Нет, к сожалению, нельзя. Одаренность — это не приобретенное свойство, это дар, заложенный на генном уровне. Можно годами по шесть часов в день заниматься с ребенком математикой... Но он никогда не превзойдет человека, о котором в народе говорят, что ему «дано». То же самое и с занятиями музыкой, живописью — практически со всем. Конечно, данные выводы совершенно не означает, что ребенка (любого) не нужно развивать. Нужно, еще как! Просто главное — определиться, в какой области у маленького человека способности.
|