Методическая разработка. План индивидуального развития воспитателя «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 Красносельского района Санкт-Петербурга
План индивидуального развития воспитателя Слеповой Анны Вячеславовны 2022-2023 учебный год подготовительная группа №10 с ограниченными возможностями здоровья с (ТНР) Санкт-Петербург 2022 г.
Дата начала работы над темой: 01. 09. 2022 год
Предполагаемая дата окончания работы: 26. 05. 20223 год
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Скачать конспект
ЗАДАЧИ:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности;
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский
Введение
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 5-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Практический выход: конспект, фотоотчет, доклад на педсовете, картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.
Срок работы по теме самообразования: 1 год
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Перспективный план самообразования
Подбор и изучение методической литературы:
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
- Нищева Н.В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. С-Пб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия для детей 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т.Ц. Учитель. Воронеж, 2002.
- Детские учебно-развлекательные журналы «Маленькие академики», 2015- 2016 г.
- Научно-практические журналы «Дошкольная педагогика» 2006-2016 г.
Сроки
|
Содержание работы
|
Практический выход
|
Работа с родителями
|
Сентябрь 2022 г.
|
- Мониторинг по
образовательной области «Познавательное развитие»
- Выявление у детей
уровня овладения
необходимых
навыков и умений
по разделу экспериментиро-вания.
|
Эксперименты с камнями
Цель: Сформировать
представление детей о некоторых свойствах камней.
|
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения
и задачами по познавательному
развитию.
Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами
воспитания по
познавательному
развитию.
- Привлечение родителей к пополнению уголка «Познание и экспериментирование».
|
Октябрь 2022 г.
|
Путешествие за секретами
Здоровья.
|
Цель: Обобщение и закрепление
представлений детей
о здоровье, здоровом питании, витаминах
и полезных продуктах.
|
- Консультация для родителей на
тему «Организация детского экспериментирования в
домашних условиях».
- Папка-передвижка
«Эксперименты на
Кухне».
|
Ноябрь
2022 г.
|
- Наблюдение, исследование
свойств воды в игровой
деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
- Вода как растворитель. Очищение воды.
- Водяная мельница.
- Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в
исследовательской деятельности.
- Воздух сжимается, расширяется.
- Почему дует ветер?
|
Цель: Закрепление знаний
детей о свойствах
воды. Формирование
у детей потребности
к сохранению воды.
- Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды - фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Цель: Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
- Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
- Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.
|
- Изготовление пособий для проведения опытов с воздухом.
- Набор пособий для
опытов с воздухом.
|
Декабрь 2022 г.
|
- Изучение свойств магнита в
самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной
деятельности.
-Испытание магнита.
- Компас.
- Мир металлов.
Повышение
познавательной
активности детей,
интереса к
предметам
окружающего мира.
- Познавательное занятие
«Льдинка и снежинка»
|
Цель: Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
- Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
- Цель: Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.
- Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных
льдинок) побуждать детей делать выводы.
Цель: Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения.
|
Консультация: «Проведение опытов с магнитом; «Маленькие хитрости опытов».
|
Январь
2023 г.
|
Исследовательская деятельность «О чем поспорили Кока-
кола и Вода?»
|
Изготовление фотоальбома с результатами опытно-экспериментальной деятельности.
(совместно с детьми).
|
Изготовление коллажа с результатами опытно-экспериментальной деятельности.
|
Февраль
2023 г.
|
Игра-путешествие в страну
«Витаминия».
|
- Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей
человеческой жизни, закрепление знаний
детей о пользе витаминов.
|
- Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну «Витаминия».
- Оформление
«Витаминного» уголка
в группе.
|
Март
2023 г.
|
Интегрированное занятие
«Сахарно морожено на блюдечко положено».
|
Цель: Расширение знаний детей о мороженом.
- Оформление выставки поделок детей.
|
- Консультация для родителей:
«Техника безопасности при проведении опытов на кухне».
- Информационный лист
«Правила безопасности
при проведении опытов
на кухне».
|
Апрель
2023 г.
|
Сила тяготения. Упрямые предметы.
|
Цель: Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.
|
Распечатка фотографий с
экспериментальной деятельности для оформления альбома.
|
Май
2023 г.
|
Познавательное занятие «Чудо пуговка»
|
- Цель: Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Выставка поделок детей из пуговиц.
- Итоговый отчет о проделанной работе по
теме самообразования с
подготовкой презентации
выступление на педсовете.
|
Фотоальбом «Юные
исследователи».
|
Используемая литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
- Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. (Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с. (программа развития).
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
|