Формирование самостоятельности и ответственности у дошкольников |
Педагогика | |||
Автор: Красикова Кристина Евгеньевна Попова Эльвира Геннадьевна Посморова Юлия Анатольевна Попова Светлана Сергеевна Носова Ирина Валерьевна Клинова Юлия Анатольевна | |||
17.04.2023 19:30 | |||
Формирование самостоятельности и ответственности у дошкольников Волевые качества личности человека являются стержневой стороной его характера, и их воспитанию должно быть уделено особое внимание. Дошкольный возраст представляется наиболее благоприятным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности, в том числе основ самостоятельности и ответственности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прямо указано, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», специальным образом организуя образовательную среду. Согласно п.3. 2. 1 ФГОС ДО необходимо при реализации основной образовательной программы дошкольного образования как программы позитивной социализации дошкольников целенаправленно создавать психолого-педагогические условия поддержки инициативы, самостоятельности и ответственности детей в специфических для них видах деятельности. Поэтому, перед дошкольными учреждениями встаёт задача в создании условий для воспитания и развития гармоничной личности, способного полноценного функционировать в современных условиях общественной жизни. Современному обществу необходим самостоятельный человек в принятии решений, который будет нести ответственность за результат. Конечно, такие личностные качества не возникают сами по себе. Основы их закладываются еще с раннего возраста в семье. Отношение родителей к проявлениям активности детей оказывает влияние на их дальнейшее личностное развитие, в том числе на развитие ответственности и самостоятельности. Самостоятельность и ответственность является важным условием успешного развития детей. Самостоятельность, как качество личности, представляет собой способность человека ставить цель, находить пути и способы решения ситуаций. Самостоятельное поведение подразумевает под собой социально приемлемое поведение, которое подчиняется социальным нормам и нормам морали. Ответственность является важной чертой личности, которая обеспечивает гармоничное функционирование человека в обществе.
Формирование ответственности и самостоятельности у детей дошкольного возраста осуществляется на основе постепенного обогащения ребенка разными видами деятельности и приобретением личного опыта ответственного поведения. В рамках дошкольного учреждения, для развития этих качеств, педагогами создается среда, приближенная к реальной действительности, что бы дети могли проработать полученные знания и умения на практике. А также, для развития волевых качеств у дошкольников, педагогами активно используется и другие методы, и средства развития: продуктивная, игровая и трудовая деятельность детей. Процесс развития самостоятельности и ответственности достаточно длительный, требующий от взрослых немалых усилий и стараний. Достичь положительных и видимых результатов можно только при условии участия семьи в развитии данных качеств. Важно, чтобы полученные умения и навыки, закреплялись в условиях семьи. Родителям необходимо подкреплять проявления у детей самостоятельности, формировать у них ответственность за свои поступки. К окончанию дошкольного возраста ребенок должен проявлять самостоятельность в выборе разных видов деятельности; самостоятельно выбирать себе род занятий и товарищей по игре; осознавать необходимость трудовой деятельности для себя и других людей; нести ответственности за результат своей деятельности. При формировании личностных качеств у детей, необходимо учитывать взаимосвязь ответственности и самостоятельности. Дети могут быть самостоятельными, но при этом, их поведение не будет соответствовать социально принятым нормам. Отсюда формируется асоциальное поведение. Сформированная самооценка и ответственность является высшим показателем личностного развития человека. Самостоятельные и ответственные личности способны полноценно функционировать в обществе, соответствовать требованиям, предъявляемые обществом к современному человеку. С помощью таких личностных качеств, человек может гармонично развиваться и общаться с другими людьми. Конечно, полноценное формирование и развитие данных личностных качеств невозможно сформировать без подкрепления их в условиях семейного воспитания. Исходя из этого возникает необходимость в повышении педагогической культуры родителей.
|