Методические разработки по изучению игры в шахматы у дошкольников 5-7 лет воспитателя Кокоревой Ю.Д..
- Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны стать продолжением детских забав и игр. Какой -либо «принудительный элемент» здесь должен начисто отсутствовать, ни в коем случае не приниматься на вооружение взрослыми.
- Обучать детей шахматам дома несколько сложнее, так как большое значение имеет и сама атмосфера детского коллектива. Но если не жалеть времени, каждый родитель может научить своего ребенка играть в шахматы. С чего начать? С игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Расскажите о них сказку, покажите на шахматной доске, где их домики, нарядите их, и ваш ребенок овладеет правилами передвижения фигур. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Не вызывает сомнений, что родители и педагоги в состоянии придумать для ребенка какие – то «около шахматные» игры, типа лото, пряток, смогут сделать вместе с ним простейшие, но занятые рисунки. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают. Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:
- Знакомство с шахматной доской. Дошкольники узнают такие понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Педагог учит их ориентироваться в пространстве, держать в поле зрения всю доску и отдельную клетку.
- Знакомство с шахматными фигурами. Дошкольники узнают, как каждая ходит, каким образом бьёт другие фигуры, какую клетку ( «домик») на доске изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи, просто образные сравнения. Например, рассказ о героической пешке, которая через все преграды сумела достигнуть края поля и превратиться в ферзя. Также можно поиграть в ладью, за которой идёт охота и т. д.
- Обучение правилам игры. В форме занимательной истории следует познакомить ребят с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка» и пр.
- Решение отдельных шахматных задач (или этюдов). При этом лучше расставлять на доске не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной ситуации.
- Игра в шахматы. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети учатся распределять внимание по всей доске и познают саму атмосферу соревнования с противником.
- Оказывать помощь в игре малышам следует тактично, неназойливо. Очень важно в процессе обучения игре, воспитывать привычку преодолевать трудности, строить занятия по дидактическим принципам: от простого – к сложному, от легкого – к более трудному, от известного – к неизвестному, время от времени внося в занятие элементы занимательности, новизны.
- В домашних условиях значительно проще отыскать время на изучение игры, чем в детском саду, где режим дня очень плотен. Ведь пока специальных занятий в программе детского сада не предусмотрено. Но, тем не менее, воспитатели старших и подготовительных групп могут без особого ущерба для других занятий запланировать знакомство с шахматами как кружковая работа в вечерний отрезок времени по 25 – 30 минут.
- Изучите шахматную доску, с полями и вертикальными, горизонтальными, диагональными линиями, постепенно выучите названия полей (черных и белых), расскажите детям, что каждое поле имеет свое название, состоящее из буквы латинского алфавита и цифры. Из трудного восприятия букв латинского алфавита, я попробовала с детьми изучить его в виде песенки — A, B, C, D, E, F, G, H. Из моего опыта изучения, у 90 процентов детей запоминание букв произошло намного быстрее, чем у детей, кто песенку из букв не пел. Песенка с мелодией, которая используется при изучении немецкого алфавита.
После изучения линий, я несколько занятий посвятила тому, чтобы дети сами начертили простым карандашом шахматную доску и горизонтальные и вертикадьные линии, после чего задавала им название поля., они сначала искали его на шахматной доске, потом у себя на чертеже и отмечали черные поля штриховкой и белые поля буквами и цифрами, например D2, E8, A6, и т д.
6. Сам процесс обучения шахматам должен быть облачен в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующее герои – ровесники дошколят: стихи, загадки, эстафету на быструю и правильную расстановку пешек и фигур; придумывание самими детьми шахматных загадок и т. п. Методы и приемы варьируется, но в основном остается игра. На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть сразу всеми фигурами. Начните с пешек, затем перейдите к королю, королеве, постепенно рассказывая правила хода той или иной фигуры. На следующем занятии закрепите данные правила. Соблюдая это условие, воспитатель постепенно приучает малышей видеть всю доску, а также отдельное поле, равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом. Нужно учить малышей запоминать различные простейшие ловушки и комбинации…
7. На каждом занятии, необходимо использовать задания для развития логики, мышления и памяти. Это могут быть задания найти путь в лабиринте, отгадать, что на рисунке лишнее, или наоборот, дорисовать в клетку недостающий предмет.
В освоении «премудростей» шахматного поединка помогут различные дидактические игры. Можно использовать следующие варианты:
- «Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд шахматных фигур, среди них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).
- «Будь внимателен». На демонстрационном фрагменте произвольно размещены шахматные фигуры. Дошкольники должны запомнить расположение и воспроизвести его на своих карточках.
- «Правильно-неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились.
- «Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шахматных фигур. Затем воспитанники закрывают глаза, а воспитатель убирает или добавляет одну фигуру. Задача — найти её.
- «Узнай фигуру по описанию». Воспитатель описывает шахматную фигуру, а ребята угадывают её. Например, «кто ходит только по диагонали» или «кто ходит вперёд на одну клеточку и бьёт другие фигуры тоже на одну клетку, но по диагонали».
- «Чудесный мешочек». Воспитатель сообщает ребятам, что шахматным фигурам нравится играть в прятки. Из непрозрачного мешочка дети поочерёдно вытаскивают по одной шахматной фигуре и на ощупь угадывают их.
- «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны выстроить фигуры на доске.
8. Объяснения должны быть доступными, лаконичными. Но все же некоторые дети могут не понять того или иного материала. Такие дети, как правило, утрачивают интерес к игре, начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, заниматься другим. В этом случае повторное объяснение вовсе не обязательно. Просто кого – то можно пересадить, чтобы ребенок поиграл с другим партнером. Иногда рекомендуется дать задание хорошо играющим детям позаниматься в свободное время с отстающим ребенком. Часто такие подопечные быстро догоняют по классу своих юных тренеров, а бывает, что и обыгрывают. По мере того, как дети все больше овладевают азами шахматной науки, им предоставляется возможность сражаться на 64 – клеточной доске все чаще. Воспитатель, наблюдая за ходом игры и контролируя действия играющих, сосредотачивать внимание лишь на характерных ошибках, показывая их всем детям на демонстрационной доске.
9. Перед игрой нужно провести беседу об общих правилах поведения во время шахматных поединков, ¸например: «Дети, в шахматы играют, не торопясь, спокойно, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший и сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, так как этим вы будете мешать себе и другим». Чтобы привить детям устойчивый интерес к шахматам в детском саду нужно провести разные мероприятия: развлечения, занятия – забавы. Также дети любят играть в разные дидактические игры, эстафеты, например: «Чудесный мешочек», «Шахматный теремок», «Королевство шахмат». Также можно загадать детям загадки про шахматные фигуры. Такие дидактические игры, загадки, стихи повышают интерес к шахматам, внося оживление, дают прекрасный эмоциональный настрой. При загадывании загадок о шахматных фигурах можно попросить детей помочь фигурам найти свои места на шахматной доске.. Творчество детей обязательно нужно похвалить.
Использованная литература:
- Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. М., Просвещение, 1995;
- Журавлев Н. И. В стране шахматных чудес. М., Знание, 1991;
- Макарычев С. Ю., Макарычева М. И. От А до… М., Просвещение, 1995;
- И. Г. Сухина «Там клетки чёрно белые чудес и тайн полны» 1 и 2 часть, специально разработанная для дошкольников.
- Рабочие программы 1-4 годы обучения «Шахматы школе» под редакцией И. Г. Сухина
- И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 160 с. (10 п.л.)
- Сухин, И.Г. 800 новых логических и математических головоломок И.Г. Сухин. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 270 с. (11 п.л.)
- . В. Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1991. —158 с.: ил. — ISBN 5-09-001133-8.
|