Организационная деятельность наставника в профессиональном развитии педагога |
Педагогика | |||
Автор: Семенникова Галина Викторовна | |||
14.03.2023 18:18 | |||
Организационная деятельность наставника в профессиональном развитии педагога Семенникова Галина Викторовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 48», г. Северск Томской области Я работаю воспитатель в дошкольном учреждении. Стаж моей педагогической работы – 38 лет, имею высшую квалификационную категорию. С 2020 года выполняю функции наставника для молодых и малоопытных педагогов учреждения. Всю свою работу в качестве наставника я строю, опираясь на нормативные документы федерального, муниципального значения касающиеся наставничества и локальные акты образовательной организации. Основная цель наставничества – оказание помощи молодым (малоопытным) педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в учреждении кадрового ядра.
Моя задача, как наставника, не подчинить себе молодого педагога, а быть в союзе с ним. Наставник и наставляемый не только должны быть равноправными субъектами обучающего процесса, но и оказывать друг на друга одинаковое образовательное влияние. Молодой педагог должен «увидеть», что он тоже может влиять на наставника, а не только наоборот. Наставляемый должен чувствовать, что его слышат и понимают, что с ним считаются, и принимают его предложения. Только в этом случае молодой педагог сможет почувствовать свою нужность и значимость в коллективе педагогов детского сада. Только так может быть обеспеченно стабильное эмоциональное благополучие, быстрая адаптация, успех в практике и закрепление наставляемого в ДОУ. В нашем детском саду используются разные формы наставничества. В моем случае реализуется традиционная форма наставничества «педагог-педагог», модель взаимодействия «опытный педагог – малоопытный специалист». В качестве наставника использую следующие инструменты наставничества, способствующие профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетенции:
Выбор формы работы с молодым педагогом начинается с анкетирования и собеседования, где педагог указывает свои трудности, проблемы в работе. Также используем открытые просмотры, обучающие семинары; семинары-практикумы. Педагогический вопрос — данная форма проводится в конце методических мероприятий (педагогического совета, открытых показов, мастер-классов, семинаров). Вопросы и ответы представляют собой сбор и анализ педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Еще одна из форм работы с молодым специалистом – матер-класс, основная цель которого – передача педагогического опыта, авторских находок. Совместная деятельность наставника и наставляемого строится в соответствии с принципами:
Работа с молодым педагогом проходит в три этапа:
В самом начале знакомства провожу анкетирование и беседу по анализу анкеты. Определяемся по проблемным для педагога вопросам, а также знакомимся с основными нормативными документами ДОУ. Следующий шаг — составление плана работы с малоопытным педагогом. На втором – реализационном этапе, происходит профессиональное взаимодействие наставника и молодого специалиста. Ежеквартально результаты моей работы в качестве наставника, достижения моего наставляемого заслушиваются на Педагогическом совете или методическом объединении ДОУ. Наставник способствует профессиональному росту молодого коллеги, становлению его как самостоятельного и творческого педагога, а именно, оказывает психолого-педагогическую поддержку в проектировании и планировании образовательной деятельности; в организации индивидуального подхода и создания условий для развития личности каждого ребенка; в формировании умения выбора методов и средств организации воспитательно-образовательного пространства. Я люблю свою работу. Мне нравится видеть результаты своей деятельности – молодой специалист успешно участвует в профессиональных конкурсах разного уровня, проходит аттестацию на квалификационную категорию, пользуется уважением детей, родителей, коллег. Мой секрет, как стать успешным наставником:
|