Семинар-практикум для воспитателей «Искусство говорить с детьми». |
Педагогика | |||
Автор: Рушакова Евгения Александровна, Самойлова Екатерина Михайловна, Саратовкина Валентина Анатольевна | |||
18.02.2023 11:38 | |||
Семинар-практикум для воспитателей «Искусство говорить с детьми».
МБДОУ «Детский сад № 35», г. Усолье – Сибирское, Иркутская область Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи:
Согласно требованиям современных ФГОС ДО педагоги ДОУ должны создавать условия для речевого развития воспитанников, которое включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и пр.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Педагогические исследования доказывают, что, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Но иногда в нашей практике мы сталкиваемся с трудным выбором правильного произношения той или иной формы слов, ударения в словах, сомневаемся в использовании правильных норм речи, ошибаемся в лексическом значении слов и их применении в нашей речи. На протяжении всего дня воспитатель объясняется с детьми словами, предложениями, даёт инструкции, но не всегда изъясняется правильно, грамотно. Неверно оформленные фразы, неправильное произношение, некорректное использование слов сказывается на детях, они запоминают эти ошибки и начинают использовать их в своей речи, что ведёт к дальнейшим речевым нарушениям, более серьёзным. Для того, что ребёнок с раннего возраста запоминал правильную речь, воспитателю нужно быть грамотным. Что же значит, быть грамотным? Прежде всего, необходимо обращать внимание на употребление уменьшительно-ласкательных слов. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик и т. д. Ласковые слова нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них! Не используйте слова-паразиты, они не несут в себе никакого смысла, а лишь отвлекают от истинного смысла. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи». Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием. Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней. Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные. При общении необходимо следовать некоторым принципам:
Кроме того, необходимо помнить и об этикете общения с детьми:
Воспитатель должен обратить внимание на следующее:
Практикум «Правильно ли мы говорим?» Задания: 1. Расставьте правильно ударение и произнесите слова: начался, звонит, баловать, досуг, документ, комбайнер, облегчить, предложить, нет волка, банты, квартал, щавель, красивее, столяр, свекла, каталог, месяцами, алфавит, километр, к воротам, творог, ворота, избалованный, возьму доску, давнишний, завидно, задолго, договор, инструмент, обеспечение, творог, ворота. 2. Проспрягайте глаголы в 1, 2, 3 лице в единственном и множественном числе (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они): бежать, хотеть. (1л. ед. ч. — я бегу, я хочу мн. ч. – мы бежим, мы хотим 2л. ед. ч. – ты бежишь, ты хочешь мн. ч. – вы бежите, вы хотите 3л. ед. ч. – он, она, оно бежит, он, она, оно хочет мн. ч. они бегут, они хотят) 3. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов (что сделайте?): Ехать – махать — лечь — бежать – сесть с местоимением вы (поезжай (те) маши (те) ляг (те) беги (те) сядь (те)) 4. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме: Я встала, сняв ребенка с (колени). В корзине много (помидоры) Карантин по гриппу продолжался в течение 22 (сутки). Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). 5. Правильно употребите слова в винительном падеже (Что?) единственного числа: доска, щека, стена дОску, щЁку, стЕну. Пара (чулки, сапоги, ботинки, носки, валенки) Купил (пару чулок, сапог, ботинок, носков, валенок) 6. Правильно употребите слова в родительном падеже единственного числа (чего?) бинт, блин, торт, бант, гусь. 7. Произнесите правильно «Одеть или надеть?» филолог Марина Королева предлагает руководствоваться следующим принципом: одеваем других, надеваем на себя. Одеть — значит покрыть или снабдить кого-нибудь одеждой (девочка одевает куклу, мать одевает дочку, а отец одевает и обувает всю семью); надеть — это покрыть себя или часть своего тела какой-нибудь одеждой (надеть пальто, надеть туфли). Слова «одеть» и «надеть» тоже нередко путают. Разница в том, на какой вопрос отвечает каждое слово. Одеть можно кого-то, а надеть — что-то. Слово «одеть» относится к человеку, а «надеть» — к предмету одежды. Одеть (кого?) ребенка. Надеть (что?) пальто. Как запомнить? Существует короткий, но запоминающийся стих, который помогает не делать ошибок в словах «одеть» и «надеть». Одевают Надежду. Надевают одежду. Таким образом, одеть можно маленького ребенка, другого человека, а надеть шляпу, перчатки или свитер. Рекомендуют также держать в уме, что Одеть можно только Одушевлённый предмет. Так куклу (игрушку, которую дети обычно «очеловечивают») тоже одевают, а не надевают. Надеть же можно только нечто Неодушевлённое (сапоги, блузку, брюки). Я ……… куртку. Воспитатель ………… ребенка. Мальчик …………… свою младшую сестру. Я ………………… пальто на Диму. Чтобы пойти в лес, надо…… сапоги и панаму. Я …… ребенка, чтобы отвести его в детский сад. Вика …… братику перчатки. Я …… красивое платье. Ты ……… такой тёплый свитер? Итог. Культура речи педагога свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике, воспитании человека. Владение культурой речи — это успех в обществе, авторитет. Сейчас часто можно услышать мнение, что разговорная речь вытесняет нормы культуры русского языка, допускаются свободное употребление слов, ударений, произношений. Но педагог обязан владеть культурой речи.
Говорим правильно НачалсЯ, звонИт, баловАть, досУг, докумЕнт, комбАйнер, облегчИть, предложИть, нет вОлка, бАнты, квартАл (во всех значениях), щавЕль, красИвее, столЯр, свЁкла, каталОг, месяцАми, алфавИт, киломЕтр, к ворОтам. твОрог и творОг, вороОта, избалОванный, возьму дОску, давнИшний, завИдно, задОлго, договОр, инструмЕнт, обеспЕчение, тОрты. мы хотим; ты хочешь; вы хотите; он, она, оно хочет; они хотят. Ехать – махать — лечь — бежать — сесть поезжай (те) маши (те) ляг (те) беги (те) сядь (те) Купил пару чулок, сапог, ботинок, носков, валенок, килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, вафель). Нет (бинтА, блинА, тОрта, бАнта, гУся). «Одеть или надеть?» одеваем других, надеваем на себя. Одеть — значит покрыть или снабдить кого-нибудь одеждой (девочка одевает куклу, мать одевает дочку, а отец одевает и обувает всю семью); надеть — это покрыть себя или часть своего тела какой-нибудь одеждой (надеть пальто, надеть туфли). Слова «одеть» и «надеть» тоже нередко путают. Разница в том, на какой вопрос отвечает каждое слово. Одеть можно кого-то, а надеть — что-то. Слово «одеть» относится к человеку, а «надеть» — к предмету одежды. Одеть (кого?) ребенка. Надеть (что?) пальто. Как запомнить? Существует короткий, но запоминающийся стих, который помогает не делать ошибок в словах «одеть» и «надеть». Одевают Надежду. Надевают одежду. Таким образом, одеть можно маленького ребенка, другого человека, а надеть шляпу, перчатки или свитер. Рекомендуют также держать в уме, что Одеть можно только Одушевлённый предмет. Так куклу (игрушку, которую дети обычно «очеловечивают») тоже одевают, а не надевают. Надеть же можно только нечто Неодушевлённое (сапоги, блузку, брюки). Я надеваю куртку. Воспитатель одевает ребёнка. Мальчик одел свою младшую сестру. Я надела пальто на Диму. Чтобы пойти в лес, надо надеть сапоги и панаму. Я одела ребенка, чтобы отвести его в детский сад. Вика одела братику перчатки. Я надела красивое платье. Ты надел такой тёплый свитер
|