Методическая разработка «Знакомство с семьями воспитанников» |
Педагогика | |||
Автор: Воронюк Любовь Константиновна | |||
13.02.2023 17:27 | |||
Методическая разработка «Знакомство с семьями воспитанников» (изучение семей воспитанников). 1. Основы изучения семьи. Создание единого образовательного пространства, включающего педагогов и родителей, как его равноправных составляющих, возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи. Однако семья является достаточно закрытым воспитательным институтом, неохотно раскрывающим стороннему наблюдателю особенностей своей жизнедеятельности и взаимоотношений. Педагогу, проводящему исследование, необходимо заручиться согласием семьи. Затем планируя и осуществляя такое изучение, нужно решить проблему: как учесть неповторимость каждой семьи и не нарушать хрупкие границы вторжения в семью. В решении этой сложной проблемы педагогу поможет план изучения семьи (раздать планы)
План поможет провести исследование семьи последовательно, системно, потратив при этом минимум времени и ограничив весь объем информации, поступающей о семье, той частью, которая нужна для планирования, организации и проведении различных форм работы с родителями. Составление плана может проходить постепенно по мере накопления сведений о семье. Однако, он не должен быть бланком, заполненным навсегда. В нем нужно оперативно отражать любые изменения в жизни семьи. Методы изучения семьи: Изучение семьи требует использования совокупности методов – наблюдения, экспериментов, теста, опроса, беседы. Наблюдение — целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Организация наблюдения включает в себя следующие этапы:
Разновидность наблюдения – самонаблюдение, предполагающее изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими проявлениями. Самонаблюдение может вестись взрослыми членами семьи в свободное время в виде дневника, в котором подробно описаны особенности личности ребенка, взаимоотношения между взрослыми. Для облегчения самонаблюдения педагог может задавать наводящие вопросы: - Как Вы считаете, как Вас воспринимает ребенок? - Считаете ли Вы, что понимаете своего ребенка? - Как Вы чувствуете, когда ребенок не выполняет ваши требования? - Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время? - Какие игры предпочитает Ваш ребенок? Если вернуться к наблюдению, как организованного восприятия исследуемого объекта, то в качестве объекта может выступать не только деятельность, но и ее продукт. Метод анализа продуктов деятельности, тоже может выступать как разновидность наблюдения. В процессе анализа продуктов деятельности исследователь имеет дело не с самим ребенком, а сюжетом игры, постройки из кубиков, рисунком рассказом. Учитывая, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, игры с семейным сюжетом для наблюдательного педагога могут дать много информации о семье. У одинаковых по сюжету игр в «семью», может быть совершенно разное содержание: одна «мама» будет вечно стирать, другая – бить и ругать своих детей, третья – заниматься детьми.
Его в отличие от наблюдения трудно организовать так, чтобы исследуемый не знал об этом. Эксперимент требует полного контроля экспериментатора.
В результате исследователь получает данные о выраженности у испытуемого психических свойств или состояний (психологические тесты) или о его знаниях, умениях, навыках (тесты достижений). Несомненное достоинство тестов – их применяемость к людям разного возраста, различных культур, имеющими разный уровень образования, разные профессии, неодинаковый жизненный опыт. Это позволяет использовать тесты в работе с родителями. Хотя и здесь существуют трудности (обработка данных, интерпретация), чаще всего это компетентность психолога.
В тех случаях, когда важно вести наблюдение за поведением и реакцией родителя, отвечающего на вопросы, используют устный опрос. Он позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, но требует специальной подготовки, больших затрат времени на проведение исследования. Письменный опрос (опросник, опросный лист, вопросник, анкета) позволяет охватить большое количество родителей, но невозможность контролирования исследователем процесса заполнения анкеты приводит к несамостоятельности ответов родителей, влиянию со стороны окружения, искажению данных из-за непонимания, невнимательности. Этот недостаток можно преодолеть, если провести опрос в форме интервью, анкету заполняет исследователь, а не опрашиваемый. Опрос может быть анонимным или персонифицированным. (Зачитать требования к анкете)
Недостатки беседы
- возникновение, у испытуемого, при недостаточном психологическом контакте боязни «потерять лицо», подозрительности, недоверия, стремления уйти от ответов и т.д - отсутствие свободы у исследователя от субъективности. Использование беседы, как основного метода изучения семьи требует специального обучения, высокой квалификации, такта. Использование разнообразных методов изучения семьи ставит родителей перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительных взаимоотношений, попробовать новые способы взаимодействий с ребенком Автор – составитель: Воспитатель Воронюк Л.К. г.Сыктывкар, 2022 г.
|