Опыт работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды, как средства развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Седякина Виктория Викторовна | |||
07.02.2023 14:58 | |||
Опыт работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды, как средства развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста Использование ширм в развивающей предметно – пространственной среде группы детского сада Опыт работы по созданию РППС в группе детского сада Автор: Седякина Виктория Викторовна 27. 02. 2023 г. Опыт работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды, как средства развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста В. В. Седякина г. Усолье-Сибирское, Иркутская область муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» В данной статье представлен опыт организации развивающей предметно-развивающей среды с использованием разных видов ширм, направленный на формирование самостоятельности и инициативности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации, таких как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на решение задач социализации и индивидуализации развития дошкольников, а одним из условий его успешной реализации является создание следующих психолого-педагогических условий: ‒ построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка; ‒ поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; ‒ возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения…» Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда группы. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Развивающую среду в детском саду, в соответствии с ФГОС ДО, необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Описание опыта и практический результат Развивающая предметно-пространственная среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. С этой целью объекты деятельности мы постаралась разместить в группе в соответствии с линиями развития: для организации коллективной и индивидуальной деятельности и для игр спокойных и подвижных и т.д. Для предоставления ребенку свободы, большого выбора самостоятельных действий в реализации своих интересов, мы в группе изготовила разные виды ширмы из разных материалов: картон, трубы ПВХ, ткань, деревянные бруски, фанера. Были так же изготовлены с помощью родителей машины из коробок большого размера для сюжетно-ролевых игр, а из коробок меньшего размера были сделаны кубики для строительства. Появилась возможность такое оборудование использовать по разному функциональному назначению (как разделители пространств, как емкости для хранения атрибутов и материалов и т.д.). Ширмы, контейнеры, коробки помогают и дают возможность детям самостоятельно и легко, по их усмотрению и замыслу, проявив инициативу, создавать и трансформировать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию, самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство. Обязательно было предусмотрена поло-ролевая специфика организации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. Для мальчиков отдельно оборудованы места с техникой, ширмами для ср игр «Автосервис», «Корабль», «Заправочная станция», предметами для двигательной активности. Для девочек созданы условия для игр с куклами, имеется уголок с дамскими принадлежностями: сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколки. Для своих игр девочки используют ширмы «Больница», «Салон красоты», «Дом», «Палатка». Так же дети часто используют для игр ширмы «Театр», Свободная деятельность воспитанников, в условиях созданных нами предметно-развивающей образовательной среды группы, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет им взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а так же трансформировать окружающее пространство группы по своим интересам. И одним из эффективных элементов зонирования пространства группы детьми являются ширмы
|