Значение развития эмоционального интеллекта у детей. |
Педагогика | |||
Автор: Ширина Светлана Федоровна | |||
06.02.2023 19:03 | |||
Значение развития эмоционального интеллекта у детей. Управляй своим настроением ибо оно, если не повинуется, то повелевает. (латинское изречение) В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе всем больший интерес и приобретает особую актуальность. Это связано с изменениями, происходящими в обществе и модернизации Российского образования. В качестве одной из основных целей ДОУ предлагается воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности, так как это период интенсивного эмоционального развития ребенка.
В 1990 году американскими психологами Питером Саловеем и Джоном Майером был предложен термин «эмоциональный интеллект». Есть много определений этого понятия, но обобщённо эмоциональный интеллект можно определить, как способность человека распознавать и идентифицировать свои и чужие эмоции, а так же способность эффективно контролировать эмоции и управлять ими. Наиболее благоприятный период развития эмоционального интеллекта – дошкольный возраст, характеризующийся последовательным формированием эмоциональных новообразований. Развивать эмоциональную сферу ребёнка могут не только специалисты – психологи, но и воспитатели. Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей, дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Умение управлять своими эмоциями – главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольника, что к концу дошкольного периода она становится произвольной. Народная педагогика (без всякой теоретической базы) «знала» об этих необходимых изменениях и помогала им состояться. Существовало множество игр, вроде игры в царевну Несмеяну, когда ведущий пытается рассмешить играющих. А те должны сдержаться и не двигаться, даже не моргать. Это было очень мудро. Эти игры обеспечивали интересный досуг и ещё обучали ребёнка управлять своими эмоциями. В ряде исследований выявлена центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». В этой связи всё чаще употребляется понятие «эмоциональный интеллект», развитие которого должно быть важнейшей целью воспитания. Традиционно считалось, что главная задача дошкольного детства – дать ребёнку основные знания, умения, навыки. Говорилось и о воспитании чувств, преимущественно этических и эстетических, но абстрактно ( «создавать детям эмоционально комфортную атмосферу»). В настоящее время ситуация несколько изменилась. Авторы современных программ считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие его эмоционально-нравственной культуры, ориентировано на переживание и преобразование эмоций, чувств. Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста:
С приобщением детей к художественно-эстетической деятельности посред-ством игр и упражнений решается главная задача, связанная с проявлением эмо-циональной отзывчивости со стороны обучаемого. Эмоциональная отзывчивость проявляется у ребенка при прочтении литературных произведений, регулярное чтение литературы способствует формированию ее восприятия с точки зрения культуры. В раннем возрасте дети знакомятся со сказками и потешками – это первые литературные произведения в их жизни. Специфика данных литературных произведений заключается в том, что в них отражается мир вокруг глазами ребенка. Еще одним способом передачи знаний являются сказки. Их чтение с анализом тоже способствуют развитию эмоционального интеллекта. Когда ребенку читается сказка, то через движения и пластику воспитатель доносит эмоции, которые переживают ее герои. За счет этого оказывается положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка. Чтобы развивать эмоциональный интеллект, требуется не просто чтение сказки, а демонстрация эмоций, вовлеченность ребенка в происходящие события. В идеале ребенок должен уметь поставить себя на место главного героя, прочувствовать его эмоции. И даже отрицательные чувства тоже требуют передачи, поскольку сказка устроена таким образом, что в конечном итоге все становится на свои места – добро побеждает зло, бывшие когда-то злыми и жадными герои преображаются, так как встают на путь исправления. Сюжет сказки оказывает влияние на сознание ребенка, позволяет ему полу-чить необходимые знания для того, чтобы разобраться с разными сторонами жизни. Осознание сюжета и переживание эмоций героев приводит к тому, что ребенок сначала в сказочных ситуациях дает им верную оценку, а потом таким же ситуациям и в реальной жизни. На музыкальных занятиях через пение в хоре или индивидуально дети имеют возможность реализовать свой эмоциональный мир, передать зрителям свои переживания и чувства. Через участие в музыкальной деятельности ребенок имеет возможность развивать у себя эмоциональную отзывчивость. В раннем возрасте требуется развитие эмоциональной сферы ребенка, в последующем за счет этого будет необходимая основа для развития интеллекта ребенка в целом на этапе его обучения в школе. Положительным образом на детях отражаются музыкальные упражнения с разыгрываемыми сценариями сказок под музыкальное сопровождение. Чтобы усилить эмоциональное восприятие сюжета, можно обратиться к использованию костюмов или маскарадных масок. В рамках такой деятельности дети имеют возможность проявить себя в творчестве. Музыка положительным образом отражается на гиперактивных детях. Если предоставить таким детям возможность сыграть роль в сценарии сказки, то они через нее смогут наиболее полно и точно выразить эмоции героя, которого им предстоит сыграть. И не стоит забывать о комплексном воздействии музыки не только на интеллектуальное, но и на личностное развитие. Художественно-игровая деятельность тоже способствует развитию эмоцио-нального интеллекта дошкольников. Данный вид деятельности представлен в виде игровой и изобразительной деятельности одновременно, которая дополнена элементами игры. Для решения задачи по развитию эмоционального интеллекта можно зани-маться с детьми рисованием, созданием аппликаций, конструированием. Особую ценность представляет то, что в изобразительной деятельности ребенку предоставляется полная свобода. Когда ребенок берется за рисование, он испытывает радость. Восторг и гордость ребенок испытывает тогда, когда его результаты труда получают оценку со стороны педагога. Если для взрослого человека наибольшее значение имеют результаты работы, то для ребенка особое значение имеет сам процесс. В процессе рисования ребенку предоставляется возможность через цвета и формы выразить свои эмоции. Таким образом, рисование можно рассматривать как способ творчества, в котором ребенок может выплеснуть свои эмоции наружу. Регулярное занятие рисованием тренирует память и развивает воображение ребенка. В основу своего рисунка ребенок может заложить пережитые им эмоции в течение дня, яркие впечатления от проведенных выходных с родителями и т. д. При этом осуществляется работа не только над развитием эмоционального интеллекта, но и эстетическим развитием личности. Главная задача воспитателей в процессе развития эмоционального интеллекта у детей сводится к тому, чтобы стимулировать у них воображение и фантазию. Поэтому игры необходимо рассматривать в качестве одного из главных инструментов для развития у ребенка его эмоционального мира. Игра является видом творческой деятельности, ее правилами тоже предусматривается возможность проявления своих эмоций, исследование эмоционального состояния партнеров по игре. Чтобы победить в игре, нужно не только следовать ее правилам, но и строить определенный образ игрока, фантазировать, приобретать опыт, использовать творческой подход к решению игровых задач и т. д. В результате приобщения детей к художественно-эстетической деятельности в виде игр и упражнений у детей развивается игровое воображение за счет использования в рамках игровой деятельности игровых приемов. Формы этой же деятельности являются средой, где ребенок может создать свой творческий продукт в виде задания, своей роли в игре и победы в ней, что способствует приобретению ребёнком опыта взаимодействия с окружающим миром. Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствую-щей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность. Наличие четких правил, создание специфической атмосферы, предоставление детям максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей. У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому осно-вой задачей педагога – помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от умения самостоятельно найти ответ, достичь желаемого результата. Воспитатель детского сада играет огромную роль в жизни ребенка, ведь он является свидетелем его ежедневных баталий – иногда успешных, иногда нет. А это требует большого терпения и внимания. Со временем воспитатель становится для ребенка близким человеком, но чтобы он смог развивать у детей эмоциональный интеллект, он должен сам своим собственным поведением служить им примером для подражания. Главной задачей воспитателя должно стать познание ребенка, его преиму-ществ и недостатков, прежде всего обращая внимание на потребности детей детсадовского возраста. Необходимо стремиться постоянно получать информацию о ребенке, чтобы использовать ее в дальнейшей работе. Работа должна быть нацелена на развитие тех навыков, свойств и преиму-ществ, которые непосредственно способствуют повседневной деятельности чело-века, чем можно укрепить сильные стороны личности. Вот почему такое большое значение в педагогическом и воспитательном процессе играют детский сад и та атмосфера, которая в нем царит. Во время организации воспитательного процесса следует:
Эмоции являются важной составляющей жизни каждого человека, непосредственно влияя на повседневную деятельность. Если создать оптимальный воспитательный микроклимат, ребенок обязательно построит позитивный образ самого себя, разовьет эмпатию, необходимые социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в работе детского сада. Именно от успеха в воспитании зависит то, в какой мере дети станут ответственными и внимательными членами нашего общества. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта дошкольников – важный и необходимый этап в развитии личности ребенка и является значимым фактором повышения психологической культуры в детском обществе в целом.
|