Программа социально — личностного развития детей старшего дошкольного возраста: «Страна сказок». |
Педагогика | |||
Автор: Скороходова Анна Григорьевна Лыфарь Свелана Алексеевна Колмакова Валентина Антоновна Подгорная Маргарита Валентинова Чумикова Лаля Фикретовна Долгова Ольга Борисовна | |||
12.12.2022 09:24 | |||
Программа социально — личностного развития детей старшего дошкольного возраста: «Страна сказок». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Рябинка» города Белореченска муниципального образования Белореченский район Введение: Программа социально — личностного развития детей старшего дошкольного возраста «Страна сказок» (далее Программа) разработана рабочей группой МБДОУ Д/С 8. Программа спроектирована в соответствии с ФГОС ДО, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитательно — образовательного процесса с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Программа выступает основным механизмом психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Данная Программа ориентирована на создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности дошкольника, его духовно-нравственного развития. Программа социально — личностного развития детей старшего дошкольного возраста «Страна сказок», прошла апробацию в рамках муниципальной инновационной площадки с 2017года по 2020год.
I Целевой раздел 1. 1 Пояснительная записка. Сказка — необходимый элемент для развития духовного мира ребёнка, дающий ему возможность погружаться в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Сказки — наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в социально — личностном развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Язык сказки доступен ребенку, сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т.д. При помощи сказок маленький человек учится отличать хорошее от плохого, нравственное поведение – от безнравственного. Сказка учит ребенка оценивать поступки героев, определять, какие из персонажей могут быть названы положительными, а какие – отрицательными. В процессе взросления дети приступают к изучению все более сложных по содержанию сказок, в сюжетах которых появляется неоднозначность, возникают разнообразные противоречия. Иногда в одном герое сочетаются как положительные, так и отрицательные черты. Все это готовит ребенка к жизни в реальном мире, лишенном однозначности и наполненном противоречиями. Программа социально — личностного развития детей старшего дошкольного возраста: «Страна сказок» способствует формированию у подрастающего поколения –моральных принципов и убеждений. Дошкольный возраст, по мнению Д.Б. Эльконина, — это возраст интенсивного становления моральных этических представлений и волевого действия у детей. Сюжеты русских народных сказок служат прямым источником становления нравственных представлений детей. Современные исследователи проблем социализации детей дошкольного возраста (А. В. Запорпожец, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, А.А. Майер, Л.В. Коломийченко) считают, что социально — личностное развитие дошкольника основано на эмоционально – оценочном и мотивационно – ценностном отношениях ребёнка к миру. Что может быть более близким и понятным, ярким и запоминающимся чем сюжеты из русских народных сказок. Из этого следует, что главным направлением работы по социально — личностному развитию дошкольника является его приобщение к социальной действительности в процессе ознакомления с русскими народными сказками. 1. 1.1 Цели и задачи реализации Программы социально — личностного развития детей старшего дошкольного возраста: «Страна сказок». Цель Программы: Социально — личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с русскими народными сказками. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. 1.2 Принципы и подходы к формированию Программы социально — личностного развития детей старшего дошкольного возраста: «Страна сказок». При формировании Программы, наряду с принципами, отражёнными в примерной основной образовательной программе дошкольного образования, авторы руководствовались следующими педагогическими принципами:
Подходы:
1. 1.3 Значимые для разработки и реализации Программы социально — личностного развития детей старшего дошкольного возраста: «Страна сказок» характеристики. Основными участниками реализации Программы являются: дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. Программа социально — личностного развития детей старшего дошкольного возраста «Страна сказок» сформирована с учетом значимых для разработки и реализации Программы характеристик, особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст, а это важнейший период в формировании личности. С этого возраста в психике ребенка формируются принципиально новые образования, а именно:
Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность. Изменения в образе — «Я». До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются ( «Я — реальное» — пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит). После 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я — идеальное». Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Источник отношения ребенка к себе – это оценки и отношение к нему окружающих взрослых. Самооценка становится дифференцированной, доступна самокритичность, самооценка не завышена, то есть адекватна. Начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях (представления о том, кем и каким он не хотел бы быть ни в коем случае – «Я — отвергаемое»). Отношения со сверстниками. Прогресс, в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:
Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Мотивами выбора может быть общая положительная оценка, выделение положительных качеств, совместная деятельность, дружеские взаимоотношения. Начиная со старшего дошкольного возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми. В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.). Взрослые. Родители (и значимые взрослые) в этот период выступают для ребенка образцом поведения. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те, или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь с теми, кто наиболее симпатичен, т.е. с друзьями. Формируется система первичной гендерной идентичности. Дети в 5-7 лет оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы. Формирование ретроспективного видения. В этом возрасте появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий: ребенок уже может понимать прошлое и будущее, накапливать знания о мире. Ребенок пытается восстановить ретроспективную линию собственной жизни. Кризис дошкольного детства. Кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-7 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:
Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым. По мнению Л.С. Выготского, положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна «окружающая ребёнка атмосфера» социальной мысли, внешнее педагогическое влияние. Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития. 1. 2 Планируемые результаты освоения Программы социально — личностного развития детей старшего дошкольного возраста: «Страна сказок». Планируемые результаты:
|