«Самообслуживание детей в раннем возрасте». |
Педагогика | |||
Автор: Страхова Наталья Евгеньевна | |||
26.11.2022 19:27 | |||
«Самообслуживание детей в раннем возрасте». Культурно – гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормальными человеческими отношениями. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки и умения, закреплять их, чтобы они стали привычками. Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста является одной из основных задач области «Здоровье».
Отсутствие навыков самообслуживания сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду. Формирование навыков самообслуживания. 1. Для формирования навыка самостоятельно кушать и пить, необходимо проводить игровые ситуации и практические упражнения на обучение правильно держать ложку и чашку, стараясь все делать аккуратно. Для этого проводили в течение года практические упражнения «Послушная ложка» Задачи данного упражнения. Учить организованно занимать места за столом, сохранять правильную позу во время еды, самостоятельно и аккуратно кушать, правильно держать ложку. Привлекать родителей воспитанников к работе по формированию культурно –гигиенических навыков. Развивать крупную моторику рук. Воспитывать аккуратность. Практическое упражнение «Маша и каша», «Ложка за ложкой». Задачи. Учить детей правильно держать ложку, аккуратно набирать кашу, сохранять правильную позу за столом. Поощрять стремление детей к самостоятельности. Научили пользоваться салфеткой после еды с помощью практического упражнения «За столом». Задачи. Формировать у детей культурно – гигиенические навыки, учить правильно держать ложку, тщательно пережевывать пищу, есть аккуратно, пользоваться салфеткой. Игровые ситуации «Мама готовит обед», «Кормление кукол» Задачи. Учить детей при руководящей роли взрослого объединять несколько игровых действий (выбор продуктов, приготовление обеда, сервировка стола и т.д.). формировать навык ролевого поведения, обогащать игровой и социальный опыт. Игровые ситуации «Кукла Маша завтракает», «Угостим кукол чаем» Задачи. Знакомить детей с моделями культурного поведения за столом, учить детей правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой. Передавать совершенствовать в игре навыки практической деятельности. Стимулировать использование различных предметов, игрушек, атрибутов. Учить называть чайную посуду и столовую посуду. Развивать интерес к игре, связную речь. В результате необходимо:
2. Для формирования навыка самостоятельно одеваться и раздеваться необходимо приучать детей делать это без помощи взрослых. Дети быстрее научатся все делать самостоятельно. Для этого мы показали детям мнемо карту с порядком одевания для опоры на зрительные анализаторы и развития уверенности в проделываемой ими работы. А также использовали такие практические упражнения, как «Собираемся на прогулку», «Нарядные куклы». Задачи. Учить детей самостоятельно надевать некоторые предметы одежды, при необходимости обращаться за помощью ко взрослым. Активизировать в речи названия предметов и деталей одежды, развивать связную речь. Упражнять детей в застегивании и расстегивании крупных пуговиц, учить соблюдать последовательность застегивания. Развивать мелкую моторику рук, формировать навыки самообслуживания. Практическое упражнение «Куртки и сапожки», «Самые аккуратные» Задачи. Учить детей снимать различные предметы одежды, обувь, размещать их в шкафчике, обращаться за помощью ко взрослым. Активизировать в речи соответствующую лексику, поощрять самостоятельность, воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде. Формировать элементарные навыки самообслуживания. Практическое упражнение «Чистые варежки», «Чистые сапожки» Задачи. Учить детей очищать варежки от снега, помогать взрослым развешивать их для просушивания. Формировать элементарные навыки самообслуживания. Учить детей очищать обувь от снега перед входом в детский сад. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к обуви, предметам одежды. Дидактическая игра «Подберем куклам одежду» Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу. Игра — занятие «Оденем куклу на прогулку» Цель.
Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться» Цель.
Во время обучения навыкам умывания мы повесили мнемо карту с последовательностью всего процесса умывания. Чтобы малышам во время этого процесса было удобно опираться не только на слуховые анализаторы, но и зрительные для уверенности произведенных ими действий. Для формирования навыков умывания и пользования горшками мы в течении всего года использовали практические упражнения «Моем руки». Чтение стихотворения Н. Найденовой «Наши полотенца». Задачи. Используя методы показа и совместно производимого действия, учить детей намыливать руки, тщательно смывать мыло, пользоваться индивидуальным полотенцем. С помощью стихотворения помочь новичкам запомнить, где находиться их полотенце. Практическое упражнение «Самые аккуратные». Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Задачи. Учить тщательно мыть руки, умываться. Формировать привычку мыть руки перед едой. Учить при участии педагога сопровождать действия рассказыванием знакомых строк стихотворения, поддерживать позитивное отношение к гигиеническим процедурам. Практическое упражнение «Чистые ладошки». Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Ладушки» Задачи. Продолжать учить детей тщательно мыть руки, насухо вытирать их индивидуальным полотенцем. Формировать привычку мыть руки после прогулки. Познакомить детей со стихотворением, учить на слова «чистые ладошки» проверять, хорошо ли помыты руки. Игровые ситуации «Покажем куклам, зачем нужен горшок», «Кукла Соня умывается». Задачи. Формировать у детей культурно – гигиенические навыки, обратить внимание на последовательность действий. Учить аккуратно мыть руки и лицо, правильно пользоваться горшком или унитазом. Пояснить, зачем нужно тщательно вытираться. Выводы: таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость. Результат нашей работы показал, что проводимые мероприятия дали положительный результат и в группе стало меньше детей с несформированными навыками самообслуживания.
|