Педагогические методы, приёмы взаимодействия с детьми с ОВЗ |
Педагогика | |||
Автор: Филиппенко Наталья Григорьевна Полуэктова Вероника Николаевна | |||
31.10.2022 19:14 | |||
Педагогические методы, приёмы взаимодействия с детьми с ОВЗ Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными. План изучения ребёнка включает такие мероприятия, как:
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога психолога, учителя логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями следующая: Педагог-психолог:
Учитель-логопед:
Музыкальный руководитель:
Инструктор по физической культуре:
Воспитатель:
Медицинский персонал:
* Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что потребовало внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня дошкольных учреждений. Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребёнка. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, приёма пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Также в работе используются методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Так же обеспечивается детям постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива. Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребёнка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребёнка. В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приёмов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае. Основные методы, коррекционного воздействия, которые многие применяют в своей работе это: 1. Игротерапия Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребёнка с самых ранних лет. Она позволяет ребёнку получить представление об окружающем его мире. С ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Игровая терапия также призвана помочь ребёнку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведённой терапии является повышение самооценки ребёнка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха. 2. Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнении, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств. Наиболее эффективными являются упражнения психогимнастики, которые включают в себя в конце занятия дальнейшие элементы арт – терапии. - Игра «Кляксы» (дутье из соломинки, «Монотип», эти упражнения помогают ослабить воображение слишком расторможенных детей и развивают воображение. 3. Сказкотерапия, куклотерапия. Ещё русский философ И. А. Ильин сказал: «Сказка – это сон, приснившийся нации». Это один из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ младшего возраста, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. «Сказка – для личностного развития» — это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер методом работы со сказкой. Сказкотерапия способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение. Работу со сказкой я разнообразила дидактическими играми:
- развитие крупной моторики: «Покажи движение каждого героя», «Станцуй как зайчик, как медведь, как лисичка». В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности. Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:
|