Эффективные практики развития продуктивных видов деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации |
Педагогика | |||
Автор: Осокина Елена Геннадьевна | |||
29.10.2022 23:30 | |||
Эффективные практики развития продуктивных видов деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации ВЫПОЛНИЛА: Осокина Елена Геннадьевна, воспитатель МБДОУ № 7 г. Мурманска Введение: Актуальным направлением системы дошкольного образования на современном этапе является художественно-эстетическое воспитание, как средство духовно-нравственного, культурного развития личности. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одной из важнейших задач раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проблемы художественно – эстетического развития детей могут быть успешно решены при условии компетентности педагога, мотивированного и способного к осуществлению инновационной деятельности. Развитие творческих способностей ребёнка наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности. Одним из эффективных видов продуктивной деятельности детей в ДОО является художественный труд. Занятия художественным трудом оказывают на организм особое развивающее и оздоравливающее воздействие. В.С. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Именно в процессе продуктивной деятельности развивается воображение, конструктивное мышление, зрительная память, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях. Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты). Дети дошкольного возраста осваивают орудийные действия с материалами и инструментами, овладевают определёнными трудовыми операциями. Основная цель педагога – обеспечение развития как продуктивной деятельности, в которой дети должны осознать цель, мотивы и способы достижения результата. В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста художественному труду педагогом ставятся следующие задачи:
Важнейшей задачей педагога является – привлечение родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к продуктивной деятельности, творчеству. т.к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удаётся максимально помочь ребёнку. Основная часть 1. Организация эффективных практик по развитию продуктивной деятельности воспитанников. Моей педагогической деятельностью является приобщение детей к художественной деятельности. Одной из эффективных практик по организации продуктивной деятельности являются занятия в творческой мастерской. Эта форма организации продуктивной деятельности наиболее полно способствует развитию субъектной позиции ребёнка в художественной деятельности, помогает объединить детей и педагога увлечённых общим интересом. Для полноценного формирования творческих способностей создала следующие условия:
Для реализации поставленных задач необходимо создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую развитию детского творчества. Так, в творческой мастерской группы размещены:
«Волшебные комочки» Занятия в творческой мастерской позволяют детям свободно экспериментировать с материалами. Каждый ребёнок по своей натуре творец. Попадая в его руки любая палочка, шишка, камушек превращается в забавную игрушку. В ходе экспериментирования проводила дидактические игры: «Сортировка» (по форме, цвету, структуре), «Найди похожие предметы» и другие. Играя с различными материалами, дети в увлекательной форме приобретают знания о физических свойствах материалов. Занятия в мастерской строятся по принципу «от простого к сложному», что даёт возможность ребёнку постепенно знакомиться с понятиями «форма, размер, цвет» Тематика занятий должна быть близка детям: игрушки, персонажи любимых сказок, объекты живой и неживой природы. Все работы объединяются по общим темам ( «Что нам осень принесла?», «Новогодние подарки», «Мои любимые герои сказок», «Волшебные цветы» и т.п.) В обучении детей художественному труду активно использую технологию проблемного обучения: моделирование проблемных ситуаций, вопросы, развивающие логическое мышление и поисковую деятельность. Постановка проблемной задачи и процесс её решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает детей в совместный поиск, оказывая помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. На занятиях необходимо продумывать поисковые вопросы, решение которых помогает преодолевать трудности, переходить от создания отдельных образов к их детализации. Так, дети старшей группы не просто придумывают поделку, но и дополняют выдуманное различными деталями (придумали, как помочь сове найти свои перья – наложили на трафарет птицы засушенные листья; нашли друзей петушку – выполнили поделки петушков из желудей) Приёмы создания проблемных ситуаций различны:
Проблемная ситуация заставляет детей вести «поиск», пробовать способы изготовления поделки, приучает к самостоятельности, активизируют мысли. Задачи поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников:
Большой популярностью у детей пользуются занятия-открытия, которые имеют следующую структуру:
Занятия-открытия предполагают усвоение детьми новых знаний через организацию самостоятельной поисковой деятельности (как изготовить поделку без ножниц; как сделать открытку маме без фломастеров и цветных карандашей и т. п.). Очень эффективны на данных занятиях вопросы-провокаторы: «на что это похоже?», «кто это может быть?», «что может быть такого цвета?» Организовывая занятия-открытия с детьми подготовительной группы педагогу необходимо учитывать высокую импульсивность и в тоже время высокую концентрацию внимания и работоспособность детей. Поэтому на таких занятиях дети могут вставать, ходить по группе, общаться со сверстниками. Каждый может устроится, где захочет, выбирать себе соседей или уединиться. Таким образом, рабочее пространство обеспечивает возможность каждому ребёнку обмениваться мнениями и открытиями: «Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!» Введение в занятие проблемной ситуации стимулирует активность ребёнка, требует от него максимальной мобилизации знаний, умений, направленных на решение проблемной задачи. В итоге происходит накопление личного опыта ребёнка. В подготовительной группе при создании поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: самостоятельность, усидчивость, аккуратность. Создавая поделки своими руками, дети испытывают положительные эмоции. Этими работами украшают интерьер группы, с удовольствием дарят их родным и друзьям. У детей появилось желание заниматься художественным трудом не только в детском саду, но и дома. 2. Организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями по развитию продуктивной деятельности воспитанников. Развитие интереса к продуктивной деятельности у детей должно происходить в тесном сотрудничестве семьи и педагогов. В условиях ДОУ специальной поддержке нуждаются не только дети, но семьи воспитанников. Педагог может оказать помощь семье по формированию интереса к творчеству в продуктивной деятельности ребёнка: педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, повышения педагогической культуры молодых родителей посредством различных форм. Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
Заключение Продуктивная деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением для детей, развивая у них воображение и творческие способности. Важнейшим средством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является художественный труд. При проектировании методики продуктивной деятельности необходимо соблюдать педагогические условия для эффективного художественного развития детей: создание развивающей среды, целостность и последовательность педагогического процесса, активность всех участников образовательного процесса, учёт психофизических особенностей детей. Ребёнок — прирождённый конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в процессе занятий художественным ручным трудом. Ребёнок с удовольствием занимается художественным трудом, осваивает разные способы изготовления поделки, имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои поделки, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Атмосферу детского творчества поддерживали и родители. Работы своих детей родители могли видеть на творческих выставках ДОУ: «Осенняя мозаика», «Овощной калейдоскоп», «Новогодние игрушки» и др. Родители совместно с детьми и педагогом изготовляли макеты по ПДД, экологии; принимали участие в творческих конкурсах ДОУ, города. В процессе творческой деятельности у детей сформировались нравственно-волевые и коммуникативные качества. Стимулирование творческого развития в дошкольном возрасте способствует развитию внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук, фантазии и художественного вкуса детей; успешной обучаемости детей, активизации их готовности к школе. Литература
технике аппликации и коллажа: методическое пособие / Н.В. Дубровская. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 127 с. 5. Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ / Е.В. Потапова. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 104 6. Современные технологии художественно-эстетического развития воспитанников дошкольных образовательных организаций: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / под ред. О.Д. Смирновой. – Мурманск: Институт развития образования, 2016. – 115 с.
|