Растим творца вместе |
Педагогика | |||
Автор: Логинова Стэлла Германовна | |||
25.10.2022 13:17 | |||
Растим творца вместе Автор: Логинова С.Г. Воспитатель ГБДОУ Детского сада № 92 Красносельского района Санкт — Петербурга Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, в ГБДОУ должны быть созданы условия для индивидуализации, позитивной социализации воспитанников, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности. О способах реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе детского сада я хочу рассказать в данной статье. Принцип индивидуализации не является нововведением в воспитании и развитии детей. В отечественной педагогике об индивидуальной помощи ребенку в познании окружающего мира говорили еще Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.
Среди зарубежных педагогов важное место принцип индивидуализации занимал в трудах и практике Я. А. Коменского. Я. А. Коменский обосновал принцип природосообразности, который определяет отношение к ребенку как «к части природы, стремление сделать его (ребенка) с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любых воспитательных отношений» 1. Для реализации принципа индивидуализации в ГБДОУ прежде всего необходимо разобраться в основных понятиях, связанных с индивидуализацией образовательного процесса. Таковыми являются: индивидуальность, индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности, индивидуализация. «Вместе мы всё сможем» (развитие творческих способностей в рамках сотрудничества педагога и ребенка) Индивидуальность рассматривается как своеобразие, уникальность свойств личности, проявляющаяся в неповторимом сочетании черт характера, темперамента, интеллекта, способностей2. Индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Весь процесс воспитания должен строиться дифференцированно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития ребенка, его физических умений, умственных способностей, а также от характера влияния на него окружения. Индивидуализация — это деятельность взрослого и самого ребенка по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрел в индивидуальном опыте3. Оказание индивидуальной помощи в совместной деятельности с педагогом (развитие познавательных способностей) Индивидуализация образования ярко проявляется в следующих направлениях:
он самостоятельно и избирательно обращается к различным источникам информации (узнает, уточняет, воспринимает информацию, использует полученные данные при решении разнообразных жизненных «проблем»);
Индивидуализация — активное качество. Оно предполагает сотрудничество между ребенком и взрослым во всех видах деятельности, которые присущи дошкольному возрасту. Существует индивидуальный стиль поведения ребенка. Необходима постановка индивидуальной задачи для конкретного воспитанника в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, а также типом темперамента и гендерной принадлежностью. Игровая деятельность по инициативе детей Индивидуализация не поддается эталонам. Принцип индивидуализации нацелен прежде всего на укрепление положительных качеств ребенка. Индивидуализация проявляется, когда ребенку предоставляется выбор, когда развивается его самостоятельность. Проводя время в различных центрах активности, мои воспитанники сами выбирают вид деятельности. С этой целью в группе организованы развивающие центры с различным содержанием и оснащением в соответствии с возрастом детей: центры «Сбербанк», «Кафе», «Супермаркет» «Автомастерская», «Салон красоты». «Работают настоящие мужчины!» (самостоятельная деятельность в центре «Автомастерская») Разнообразные виды занятий, организуемые в данных центрах, позволяют избежать однообразия в деятельности воспитанников. Каждый ребенок может выбрать себе партнера по игре, занятию, интересу. В центрах активности у дошкольника есть возможность не ориентироваться на готовый ответ, готовое задание, установку. Игра развивается согласно собственному плану. Ребенок действует в малых подгруппах (в основном в кругу друзей), в них он чувствует себя наиболее эмоционально комфортно. В обстановке, ориентированной на развитие индивидуальных способностей, у дошкольника формируется чувство значимости и инициативы. Кроме того, дети получают много положительных эмоций, испытывают удовлетворение от собственных достижений. «Вместе нам так интересно!» (самостоятельная игровая деятельность по выбору детей) Реализовать принцип индивидуализации можно и в ходе непрерывной образовательной деятельности. Следуя принципу индивидуализации образовательной деятельности в ГБДОУ, я рассматриваю процесс взаимодействия всех участников в плоскости «ребенок — воспитатель — семья». Именно через грамотное построение сотрудничества с родителями можно многое узнать об особенностях, склонностях и интересах ребенка. Кроме того, это позволяет выявить социальный запрос семьи. Осуществить это возможно с помощью индивидуальной беседы, а также заполняя индивидуальные анкеты. Информация от родителей — основной источник разработки совместных образовательных проектов. Таким образом, индивидуализация — необходимая составляющая образовательного процесса. Но реализуя ее на практике, необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.
|