«Гендерная идентичность детей в игре» |
Педагогика | |||
Автор: Иванова Лилия Викторовна | |||
09.10.2022 16:57 | |||
«Гендерная идентичность детей в игре» Выступление воспитателя группы №9 ГБДОУ детский сад №86 Красногвардейского р-на Ивановой Л. В. Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину. Игра — это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода в жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период — это очень важно, но еще важнее — не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть. Сейчас большое внимание уделяется становлению гендерной идентичности детей в игре.
Формирование гендерной идентичности происходит благодаря особенностям социализации девочек и мальчиков с младенческого возраста, поскольку родители стараются создать гендерно нормативный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Родители так же поощряют гендерно нормативное поведение детей: у девочек — нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчиков — активность, сдержанность, умение постоять за себя. В дальнейшем гендерная социализация происходит в различных социальных группах: в детском саду, школе, компании сверстников. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родственники, игрушки и телевидение — из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому, или другому полу. Помимо этого, на формирование гендерной идентичности ребенка оказывает влияние пол родителя, наличие старших братьев или сестер. Важно также, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями. Если, нет, то существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений. Сознательно или неосознанно поощряя одни формы поведения и порицания другие, можно регулировать процесс создания у ребенка той или иной гендерной идентичности, на протяжении первых 6–7 лет жизни у детей на основании тех моделей поведения, которые предъявляются ребенку, формируется «гендерная схема». Ребенок усваивает представления о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем осознает себя в качестве мальчика или девочки и начинает регулировать свое поведение в зависимости от доминирующих представлений женственности и мужественности. В играх детей закрепляются гендерные различия, в них формируются взгляды будущих женщин и мужчин на мир и на должное поведение друг друга. Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей половой роли. Как считает А. А. Чекалина, «у ребенка, не играющего в соответствующие полу игрушки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столкнется с трудностями в общении со сверстниками, как своего, так и противоположного пола». Возникает вопрос, нужно ли позволять детям играть в игры не по половому признаку или все же пресекать их. Приведем некоторые мнения, высказанные воспитателями детских садов. Большинство высказываний сводилось к тому, что не следует запрещать ребенку играть в «чужие» игры: – детей нужно знакомить с разнообразными играми, вызывать у них интерес, возможно, в будущем такой мальчик будет двигаться в гуманитарном направлении (педагог, врач) а девочка станет спортсменкой, юристом; – пусть мальчик играет в «дочки-матери», ведь в игре он учится играть роль отца, проявляющего доброту, внимание, чуткость, заботливое отношение к ребенку (кукле); игра — средство изучения индивидуальности ребенка; формирования его умений и навыков; важно учить детей играть различные положительные роли; – в игре важно сделать акцент на то, что мальчик – это будущий папа, а девочка – мама; да и девочкам так же нравятся часто подвижные игры, и нет ничего плохого, что они вместе с мальчиками играют в «казаков-разбойников»; другое дело, если мальчики вообще не играют в «мальчишечьи» игры, а девочка себя ведет как «пацанка» — с ними нужна особая работа педагога или психолога. В игре ребенок познает окружающий мир, общается со сверстниками, получает опыт — и не важно, игра это в «дочки-матери» или в «казаков-разбойников», главное, чтобы ребенок получал в ней удовольствие: пресекать такие игры не следует, поскольку мальчик учится быть хорошим семьянином, ухаживать за детьми, а девочка — постоять за себя, проявлять активность. Нет ничего плохого в том, что мальчик играет с девочками в куклы, в дальнейшей жизни он, скорее всего, будет заботливым отцом. Ведь в игре он подражает взрослому, а значит, дома так делает его папа. Но есть и другое мнение, что необходимо в мягкой форме пресекать такие игры, так как с раннего детства закладываются привычки, стереотипы поведения, что может привести к неправильной ориентации. Ношение женщинами брюк уже привело к тому, что мы взяли на себя много мужских обязанностей, таких как «зарабатывание» денег, карьера. А мужчины, напротив, не умеют работать физически, ветрены, безответственны, теряют то плечо, на которое хочется опереться. Представляется, что в каждом из этих высказываний есть разумное зерно, и в каждом конкретном случае необходимо анализировать причины, которые побуждают того или иного ребенка играть в игры. В своих исследованиях известный психолог В. С. Мухина пришла к выводу, что «шестилетний возраст – период расцвета игровой деятельности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок, становиться способным символически моделировать, те социальные отношения между людьми, к которым он был, так или иначе, причастен. Собственно, благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям дошкольник осваивает произвольные формы поведения. В течение дошкольного детства в игре развивается эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы личности ребенка». В результате такой деятельности формируются прообразы будущих видов культурной деятельности: подвижные и соревновательные игры найдут свое отражение в спорте; ролевая и режиссерская игра – в художественно-эстетической деятельности и т. д. Если взрослого спросить, что дарить девочке, то в большинстве случаев ответ будет: «Куклу». Срабатывает стереотип. Воспитывая мальчика или девочку, родители обычно опираются на собственные представления о том, какими должны быть мужчина и женщина. В нашей культуре женскими чертами являются заботливость, нежность и мягкость, а к типично мужским относят силу, умение постоять за себя и целеустремлённость. При этом, внушая с пеленок мальчишке, что в куклы играют только девчонки, и, запрещая девочке лазить по деревьям, взрослые забывают, что их задача — вырастить не футболиста или водителя, няню или маму, а прежде всего, человека. Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, то нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки. Потому как программу «все девочки обязательно должны быть тихими и заботиться о детях» или «мальчик должен настаивать на своем и всегда выигрывать» в голову вложить можно и насильно. Вопрос в том, скажет ли за это «спасибо» повзрослевший ребенок, раздираемый внутренними противоречиями. Часто родители считают, что мальчик, играя в «девичьи» игры, станет слишком женственным и приобретет нетрадиционную ориентацию в будущем. А девочке запрещают играть с мальчиками в казаков-разбойников или фехтовать и чуть ли не насильно тычут куклы из опасения, что из нее выйдет плохая мать. Опасения родителей обычно совершенно не оправданы. Ребенок не сразу осознает, мальчик он или девочка, и действительно, задача окружающих – помочь с правильной половой идентификацией. Вот только для этого вполне достаточно одевать ребенка в соответствии с полом, в какие-то моменты объяснить, что мальчики отличаются от девочек, и давать возможность распознавать поведение родителей как мужское или женское. В остальном же лучше просто не мешать. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу или высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это опять же проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов, и впоследствии, у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша — это, в первую очередь, защитник, товарищ или отражение собственного Я, к тому же через игру иногда преодолеваются детские страхи.
|