Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семья — как первичный социальный фактор, оказывающий на развитие «особого» ребёнка.
Педагогика
Автор: Бузмакова Тамара Анатольевна Тарасова Елена Алексеевна   
15.10.2022 14:05

Семья — как первичный социальный фактор, оказывающий на развитие «особого» ребёнка.Семья — как первичный социальный фактор, оказывающий на развитие «особого» ребёнка.

Родители именно те люди, которые лучше всего могут понять и помочь детям реализовать свои потенциальные возможности.

Быть родителями – это искусство, и как все художники родители нуждаются в умелом руководстве и практических советах.

Воспитание и развитие, которое дети получают на разных ступенях жизни в семье, оказывают решающие воздействие на их интеллектуальный уровень. Впоследствии ребенок нигде не сможет приобрести столь важный для него опыт.

Первые учителя не только родители, но и братья и сестры, друзья и знакомые. Каждая семья своеобразный фильтр, через который поступает информация из внешнего мира.

 

Законные представители «особого» ребенка нередко испытывают дефицит знаний в организационных вопросах проведения коррекционных занятий. Сложность налаживания продуктивного и корригирующего общения с проблемными малышами. Родителям необходимо пояснить, что им нужно научиться понимать и поддерживать своего ребенка в трудный для него момент, как можно чаще надо показывать, как ребёнок им нужен, как искренне принят таким, каков он есть.

Ребенку нужно, чтобы его обнимали, гладили, прижимали к груди, ласкали. Физическое проявление любви принципиально важно для всех детей, но особенно для детей, имеющих трудности. Проявление любви более доступно для понимания малыша с недостатками развития и обеспечивает ему состояние эмоционального комфорта и защищённости, в доме где его щедро одаривают прикосновением и ласковым взглядом, ребенок будет спокойным и уверенным. Ему легко будет общаться не только с родителями, но и с педагогами, а также с малознакомыми людьми.

Известный американский психотерапевт Р.Кемпбеля считает, что соответствующий возрасту постоянный контакт глаз и физический контакт-это два драгоценных дара, которые родители могут использовать как наиболее эффективные способы заполнения эмоционального резервуара ребенка, в этом случае ребёнок будет чувствовать себя более уверенно, ему захочется общаться, и он будет способен устанавливать полноценные контакты что в свою очередь поможет ему развиваться наилучшим образом.

Необходимо привлекать родителей к развитию проблем своего ребёнка. И в этом помогут родителям специалисты. Правильно понимать и оценивать возможности своего ребенка.

Именно, семья, как первичное социальное окружение является наиболее важным фактором, оказывающим влияние на его развитие.

От «особого» ребёнка нужно требовать, как от совершенно здорового, не делая скидок на заболевание. Прежде всего его надо терпеливо всему научить, т.е. серьёзно и ответственно его воспитанием и обучением в семье.

Иногда родители путают неумение, затруднение ребёнка выполнять то или иное задание с нежеланием. Надо уметь понять ребёнка, выявить его возможности и только тогда побуждать к действию.

Исходя из результатов обследования и с учетом рекомендаций специалистов, родители могут оказать помощь своему ребенку.

Это упражнения по развитию координаций движения на бытовом уровне;

  • различные пальчиковые игры со словесным сопровождением и без него
  • упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания
  • дыхательные и голосовые упражнения
  • игры и упражнения, подготавливающие артикуляцию к произношению звуков

Родители могут работать над формированием словаря, обогащать лексику, формировать «цвет», «форма», «величина.»

Некоторые виды этой деятельности мы отражаем в стендовом материале, индивидуальных тетрадях, консультациях и беседах с родителями.

Мы можем предложить по всем этим разделам доступную для родителей информацию.

Виды деятельности по координации движений в быту.

  • Большие трудности возникают у «особого» ребенка при овладении умением расстёгивать и застёгивать пуговицы. Уместно использовать свои личные вещи с крупными пуговицами.
  • Шнуровка ботинок дается детям с трудом. Поэтому сначала неплохо попрактиковать их в завязывании банта кукле, на своем платье.
  • Учить вставлять ключ в замок начните с заводной игрушки. Можно попросить его закрыть и открыть замок в шкаф, ящике стола.
  • Прежде чем овладеть карандашом, надо поработать с пластилином. Показать ребенку пластилин, научить мять и раскатывать его, вызывать интерес к лепке.

Овладение карандашом – процесс длительный.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Для развития кинестетических ощущений: самомассаж пальцев рук; самомассаж пальцев рук с использование предметов (мяч-ёжик, бельевые прищепки и др.)

Работать можно с речевым сопровождением, самое лучшее – читать стихи, создавая тем самым у ребенка положительный настрой на выполнение упражнений.

Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять,
Постучали, повертели
И работать захотели.

Графические упражнения – раскрашивание небольших контурных рисунков.

Игры «Сортировка», игры «Шнуровки»

  • сортировать овощи и фрукты по величине
  • перебрать крупу, горох, фасоль, бобы
  • разложить пуговицы по величине, цвету, форме, по материалу
  • разобрать ленты по величине, цвету и т.д.

Развитие речи

Речь детей должно быть выразительной. Ребенок должен свободно владеть голосом, дыханием во время речи, соблюдать ритм, темп, интонацию.

Упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания

  • определение звучания игрушки, определение места звучания
  • определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, шум воды и т.д.)
  • определение голосов членов семьи, животных и птиц
  • определение звуков и шумов, доносящихся с улицы
  • повторение сочетаний звуков и слогов под мелодию

Дыхательные и голосовые упражнения

  • дуть на лежащие на столе карандаши разной формы и длины, стараясь сдвинуть их с места
  • дуть на шарики разной тяжести
  • надувать резиновые шарики, целлофановые мешочки, мыльные пузыри
  • дуть в дудочку, свистульку

Игры и упражнения, подготавливающие артикуляцию к правильному произношению звуков

  • упражнения для лица (изменение мимики) сделать лицо весёлое, сердитое, спокойное, доброе
  • упражнение для губ (выпячивание губ трубочкой вперёд и разведение их в стороны в сомкнутом виде)
  • Игры: «Шарик», «Лошадка», «Поезд»

Развитие правильного звукопроизношения строится на игровом звукоподражательном материале.

Понимание речи и накопление словаря

Пополнять словарный запас детей следует начать с обобщенных понятий. Нужно, чтобы дети не коллекционировали названия предметов и не только умели соотнести их с определенным понятием, но ещё знали бы назначение, применение, пользу. Знакомить детей с особенностями указанных предметов можно не только по картинкам и в игре, но и во время экскурсии на природу, в зоопарк, в магазине. Не забывайте привлекать детей к участию в бытовом труде.

Хотя словарный запас детей ещё не велик, им можно давать для усвоения глаголы.

Формирование понятий «цвет», «форма», «величина»

- подобрать предметы нужного цвета по образцу.

(для этого следует показать ребенку цветной кружок или полоску и предложить ему найти предметы такого же цвета).

- раскрашивание картинок по контуру в определённый цвет. Здесь можно использовать книжки-раскраски.

Работа над связной речью

С ребенком надо постоянно общаться.

  • повторяйте все, что говорите
  • придерживайтесь правила говорить только о том, что находится здесь и сейчас
  • говорите достаточно громко
  • произносите слова отчётливо
  • задавайте только простые вопросы
  • не пытайтесь научить сразу всему, давая слишком много информации

Для успешной работы с «особым» ребенком всем членам семьи, с которыми он будет общаться, полезно выработать по отношению к нему единые требования. Ни в коем случае не фиксируйте внимание ребенка на его болезни. Советуем Вам проводить совместные прогулки на природу с целью развития у ребенка наблюдательности, познавательного интереса к явлениям окружающей природе, её изменениям в разные времена года.

Особо хочется сказать об «уголке» ребенка. Его следует организовать, даже если семья живёт в однокомнатной квартире. В «уголке» должен быть свой столик, за которым ребёнок может играть и заниматься, ящик или коробка для хранения игрушек, палка для книг.

Наша задача- показать родителям те приёмы, которыми мы пользуемся в повседневной работе и которые дали ощутимые результаты.

Только совместными дружными, терпеливыми усилиями родителей, дефектологов, логопедов, мы сможем преодолеть недуги «особого» ребёнка и включить его в деятельную активную жизнь.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год