ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||||||||||
Автор: Смирнова Вероника Викторовна | |||||||||||
24.09.2022 19:30 | |||||||||||
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Смирнова Вероника Викторовна Заместитель заведующего по воспитательной работе МДОУ» ДСКВ № 62» д. Старая «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком» Л.С. Выготский Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.
Пункт 4.7. ФГОС ДО гласит: «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». Это значит, что один из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования — универсальные предпосылки к учебной деятельности (УУД). Именно они обеспечивают социальную успешность дошкольников при переходе к обучению в начальной школе. Универсальные учебные действия (УУД) в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта. В другом, более узком значении — способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Пространственные представления — это представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движения). Они тесно связаны с познавательными предпосылками к УУД. Через развитие пространственных представлений, у детей формируется извлекать информацию из схем, иллюстраций, умение представлять информацию в виде схем, умение на основе анализа делать выводы и т.д. Ориентировка в пространстве имеет важное значение для всех сторон деятельности человека. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментом, который объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Для успешного обучения в школе ребёнку необходимо свободно ориентироваться в пространстве. Если эти понятия сформированы у ребенка недостаточно — это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: возникают трудности в составлении целого из частей, воспроизведении заданной формы, отмечаются нарушения в графической деятельности, нередко возникают трудности при овладении чтением, счетом и письмом. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. В научной литературе широко отмечается значение пространственного восприятия и пространственной ориентировки, подчеркивается их теснейшая взаимосвязь с познавательной деятельностью человека. Основные принципы в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников:
Особое внимание хотелось бы обратить на принцип системности. Что такое системность? Это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство. В формировании пространственных представлений – системность – это идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому. Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников необходимо выстраивать свою работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей. В данной таблице представлена система работы по формированию пространственных представлений в дошкольный период. Объем программного содержания от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях. Таблица 1 Программное содержание системы работы по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Тамарой Алексеевной Мусейибовой выделены 5 этапов по формированию пространственных представлений. Важен каждый из этих этапов. Усвоив и закрепив знания на одном этапе, можно переходить к следующему. I этап: Ориентировка “на себе” II этап: Ориентировка “от себя”. III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве). Как показывает анализ практики работы с детьми, наиболее благоприятные условия для формирования пространственных представлений создаются в игровой деятельности. Каждому воспитателю известно, что основной вид деятельности дошкольника – игра. Игра – это не только удовольствие для ребёнка. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка. Игра облегчает процесс усвоения знаний, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей интерес и удовлетворение, создаёт хорошее настроение. В игре дошкольник наблюдает, анализирует, сравнивает, сопоставляет, обобщает, классифицирует. Именно поэтому занятия по развитию пространственных представлений лучше всего организовывать в игровой форме. С малышами 3-4 лет можно организовать такие игры, которые играх я помогут научиться ориентироваться по сторонам собственного тела: «Куда показывает флажок?», «Помой куклу», «Где звенит колокольчик?», «Где игрушка?» и т.п. Детям 4-5 лет понравятся игры, в которых они будут упражняться в различении и обозначении основных пространственных направлений - «Куда бросить мяч?», «Справа от…, слева от…», «Угадай, что, где находится», «Что изменилось?» и т.п. Дошкольники 5-6 в играх будут учиться словом определять положение предмета по отношению к другому: «Скажи наоборот», «На плоту», «Что изменилось?», «Геометрический диктант». С ребятами 6-7 лет в играх закрепляется умение ориентироваться на ограниченной поверхности, а также развиваются способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Это такие игры и задания как «Графические диктанты», «Определи по плану», «Морской бой», «Я еду по маршруту» и т.п. Дети легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Как показала практика, дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Последовательность и систематичность работы с детьми дошкольного возраста по развитию пространственных представлений является хорошей профилактикой по предотвращению типичных ошибок письма, которые допускают младшие школьники. Не секрет, что развитие ребенка невозможно без участия взрослого. Именно поэтому в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников необходимо активно вовлекать родителей. Проявляя интерес к заданиям и упражнениям, родитель будет формировать интерес и у ребенка. Закреплять полученные знания с детьми можно в повседневной жизни – гуляя с ребенком на улице, идя домой из детского сада, в игровой форме дома, используя различные загадки и головоломки на развитие мыслительных процессов. По отзывам педагогов, первоклассники, с которыми в детском саду проводилась системная работа по формированию оптико-пространственных представлений – более успешны своих одноклассников: они легче ориентируются как в большом пространстве (здание школы), за и на ограниченном (лист бумаги, тетрадь). Формирование пространственной ориентировки имеет исключительную важность для подготовки ребенка к обучению в школе и его социализации в среде сверстников, а систематическое и целенаправленное обучение способствует успешности овладения детьми пространственными ориентировками. Список литературы:
|