Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогика
Автор: Смирнова Вероника Викторовна   
24.09.2022 19:30

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Смирнова Вероника Викторовна Заместитель заведующего по воспитательной работе МДОУ» ДСКВ № 62» д. Старая

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком» Л.С. Выготский

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.

 

Скачать конспект

Пункт 4.7. ФГОС ДО гласит: «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». Это значит, что один из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования — универсальные предпосылки к учебной деятельности (УУД). Именно они обеспечивают социальную успешность дошкольников при переходе к обучению в начальной школе. Универсальные учебные действия (УУД) в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта. В другом, более узком значении — способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Пространственные представления — это представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движения). Они тесно связаны с познавательными предпосылками к УУД. Через развитие пространственных представлений, у детей формируется извлекать информацию из схем, иллюстраций, умение представлять информацию в виде схем, умение на основе анализа делать выводы и т.д.

Ориентировка в пространстве имеет важное значение для всех сторон деятельности человека. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментом, который объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности.

Для успешного обучения в школе ребёнку необходимо свободно ориентироваться в пространстве. Если эти понятия сформированы у ребенка недостаточно — это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: возникают трудности в составлении целого из частей, воспроизведении заданной формы, отмечаются нарушения в графической деятельности, нередко возникают трудности при овладении чтением, счетом и письмом. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. В научной литературе широко отмечается значение пространственного восприятия и пространственной ориентировки, подчеркивается их теснейшая взаимосвязь с познавательной деятельностью человека.

Основные принципы в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников:

  • Принцип развивающего обучения
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости
  • Принцип системности и интеграции
  • Принцип преемственности
  • Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации.

Особое внимание хотелось бы обратить на принцип системности. Что такое системность? Это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство. В формировании пространственных представлений – системность – это идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников необходимо выстраивать свою работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей. В данной таблице представлена система работы по формированию пространственных представлений в дошкольный период. Объем программного содержания от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.

Таблица 1                           

Программное содержание системы работы по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст 3-4 года

Младший дошкольный возраст 4-5 лет

Старший дошкольный возраст 5-6 лет

Старший дошкольный возраст 6 -7 лет

Ориентировка на частях своего тела и направлениях: впереди, справа (направо), слева (налево). Различение правой и левой рук

Ориентировка от себя:

вперед — назад, вверх — вниз, направо-налево. Знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко.

Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве: двигаться в заданном направлении, а также в соответствии с указанием направления движения.

Ориентировка на листе бумаги.

Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы

Тамарой Алексеевной Мусейибовой выделены 5 этапов по формированию пространственных представлений. Важен каждый из этих этапов. Усвоив и закрепив знания на одном этапе, можно переходить к следующему.

I этап: Ориентировка “на себе”

II этап: Ориентировка “от себя”.

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Как показывает анализ практики работы с детьми, наиболее благоприятные условия для формирования пространственных представлений создаются в игровой деятельности.

Каждому воспитателю известно, что основной вид деятельности дошкольника – игра. Игра – это не только удовольствие для ребёнка. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка. Игра облегчает процесс усвоения знаний, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей интерес и удовлетворение, создаёт хорошее настроение. В игре дошкольник наблюдает, анализирует, сравнивает, сопоставляет, обобщает, классифицирует. Именно поэтому занятия по развитию пространственных представлений лучше всего организовывать в игровой форме.

С малышами 3-4 лет можно организовать такие игры, которые играх я помогут научиться ориентироваться по сторонам собственного тела: «Куда показывает флажок?», «Помой куклу», «Где звенит колокольчик?», «Где игрушка?» и т.п.

Детям 4-5 лет понравятся игры, в которых они будут упражняться в различении и обозначении основных пространственных направлений - «Куда бросить мяч?», «Справа от…, слева от…», «Угадай, что, где находится», «Что изменилось?» и т.п.

Дошкольники 5-6 в играх будут учиться словом определять положение предмета по отношению к другому: «Скажи наоборот», «На плоту», «Что изменилось?», «Геометрический диктант».

С ребятами 6-7 лет в играх закрепляется умение ориентироваться на ограниченной поверхности, а также развиваются способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Это такие игры и задания как «Графические диктанты», «Определи по плану», «Морской бой», «Я еду по маршруту» и т.п.

Дети легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Как показала практика, дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет.

Последовательность и систематичность работы с детьми дошкольного возраста по развитию пространственных представлений является хорошей профилактикой по предотвращению типичных ошибок письма, которые допускают младшие школьники.

Не секрет, что развитие ребенка невозможно без участия взрослого. Именно поэтому в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников необходимо активно вовлекать родителей. Проявляя интерес к заданиям и упражнениям, родитель будет формировать интерес и у ребенка. Закреплять полученные знания с детьми можно в повседневной жизни – гуляя с ребенком на улице, идя домой из детского сада, в игровой форме дома, используя различные загадки и головоломки на развитие мыслительных процессов.

По отзывам педагогов, первоклассники, с которыми в детском саду проводилась системная работа по формированию оптико-пространственных представлений – более успешны своих одноклассников: они легче ориентируются как в большом пространстве (здание школы), за и на ограниченном (лист бумаги, тетрадь).

Формирование пространственной ориентировки имеет исключительную важность для подготовки ребенка к обучению в школе и его социализации в среде сверстников, а систематическое и целенаправленное обучение способствует успешности овладения детьми пространственными ориентировками.

Список литературы:

  1. Мусейибова Т. А. Ориентировка в пространстве.-// «Дошкольное воспитание»,- № 8.- 1998
  2. Иванченко О. В. Развитие оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков у дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 16-19. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8084/ Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015.
  3. https://moluch.ru/th/1/archive/6/185/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год