Особенности реализации педагогического проекта «Краски природы» с воспитанниками, имеющими ОВЗ, в условиях Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов |
Педагогика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Абрамович М.Н, Усачева Л.В., Кутовая Т.И., Лаврухина А.Г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.09.2022 12:30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности реализации педагогического проекта «Краски природы» с воспитанниками, имеющими ОВЗ, в условиях Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов
ГБУ ЦСПР «Роза ветров» г. Москва, Коррекционно-педагогическая работа с воспитанниками, имеющими ОВЗ, в нашей организации ведется по нескольким направлениям: социализация личности, эмоциональное, речевое, познавательное и коммуникативное развитие. Деятельность специалистов (дефектологов, логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) тесно взаимосвязана, направлена на индивидуализацию (личностную, субъектную, индивидную) и дифференциацию в коррекционной работе, что позволяет сочетать лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми и профессиональную коррекцию особенностей их развития.
Вся работа воспитателя с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения в развитии, интеллектуальные нарушения, сопряженная «рука в руке». В данной статье обобщен опыт работы по реализации педагогического проекта «Краски природы» с воспитанниками 4-18 лет, имеющими ОВЗ, у которых присутствует высокая степень дефекта речи. Считаем, что материал статьи будет интересен педагогам, работающим с подобным контингентом воспитанников для установления более тесного контакта с их семьями, решения профессиональных задач в условиях Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов. Актуальность проекта обоснована познавательной пассивностью детей с интеллектуальными нарушениями, сниженной общей психической активности, что приводит к ограниченности их жизненного опыта, недостаточности эмоционально-волевой сферы и поведения. Обоснование выбора темы проекта. Мы считаем, что именно общение детей с природой вызывает эмоциональный отклик, способствует формированию эстетических представлений и таких личностных качеств как умение сопереживать, стремление заботиться об объектах живой и неживой природы, развитию представлений о причинах и характере, происходящих в природе сезонных изменений. Природные объекты и явления привлекают внимание наших воспитанников, а значит, целенаправленная педагогическая работа с природным материалом будет способствовать решению коррекционно-психологических задач, обозначенных в адаптированной образовательной программе ГБУ ЦСПР «Роза ветров» для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями «Раз – ступенька, два – ступенька». Цель данной программы – проектирование развивающей предметно-пространственной среды и социальных ситуаций развития ребенка с нарушением интеллекта, обеспечивающих позитивную социализацию мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Характеристика проекта. Наш проект долгосрочный (в течение года), межгрупповой по количеству участников, творческий по типу проектной деятельности. Кратко представим паспорт проекта и основные мероприятия по содержанию деятельности участников: детей, родителей и педагогов. Цель педагогического проекта: расширять и обогащать знания детей о живой и неживой природе. Задачи проектной деятельности: Образовательные:
Развивающие: 4. Развивать умения наблюдать за объектами живой и неживой природы. 5. Развивать способность видеть красоту окружающего природного мира. 6. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности. Воспитательные: 7. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе. 8. Формировать потребность в общении с объектами природы. 9. Воспитывать умение сопереживать, проявлять заботу и внимание к окружающей природе. Содержание проекта:
В помощь воспитателям, например, по организации родительской библиотечки, рекомендуем составленный нами в рамках проекта, список литературы для семейного чтения детям по лексическим темам:
В наш каталог «Знакомим дошкольников с природой» были включены методические пособия и справочная литература по проекту. Среди прочих, в них достойное место заняли такие как:
Кроме, обозначенных выше, практических результатов проекта (создан уголок детского творчества и экспериментирования с природным материалом, оформлена картотека игр и пособий для педагогов, подобрана библиотечка для родителей по ознакомлению детей с природой, составлены методические рекомендации и памятки), проведенные мероприятия способствовали сплочению всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов), позволили объединить усилия всех. В процессе работы над проектом у каждого участника сформировался свой личный опыт, и мы, как авторы проекта, уверены, что этот опыт успешного социального взаимодействия нужно расширять и углублять. Самыми перспективными методами в нашей проектной деятельности с воспитанниками Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов, на наш взгляд, являются:
Представляем памятку, разработанную нами для родителей воспитанников по организации наблюдения с детьми за объектами природы. Уважаемы родители, помните! Бережное отношение к природе формируется с детства, поэтому: Находясь во дворе, в лесу, у водоема, обращайте внимание ребенка на красоту природы. Прогулки совершайте в одно и то же место, чтобы замечать происходящие изменения. Наблюдайте за животными, растениями, насекомыми, не принося им вред. Любуйтесь порхающей бабочкой и живым цветком не срывая его. Используйте все возможные и безопасные для ребенка способы обследования предмета вашего наблюдения с помощью активизации органов чувств – зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, мышечных, двигательных рецепторов (посмотрите, потрогайте, послушайте, понюхайте, попробуйте на вкус). После наблюдения поговорите с ребенком о том, что он запомнил, и что именно ему больше всего нравится в наблюдаемом объекте. Придя домой, нарисуйте или слепите вместе с ребенком предмет вашего общения на прогулке.
|