Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности реализации педагогического проекта «Краски природы» с воспитанниками, имеющими ОВЗ, в условиях Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов
Педагогика
Автор: Абрамович М.Н, Усачева Л.В., Кутовая Т.И., Лаврухина А.Г.   
12.09.2022 12:30

Особенности реализации педагогического проекта «Краски природы» с воспитанниками, имеющими ОВЗ, в условиях Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидовОсобенности реализации педагогического проекта «Краски природы» с воспитанниками, имеющими ОВЗ, в условиях Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов

  • Абрамович М.Н, воспитатель
  • Усачева Л.В., воспитатель
  • Кутовая Т.И., воспитатель
  • Лаврухина А.Г., воспитатель

ГБУ ЦСПР «Роза ветров» г. Москва,

Коррекционно-педагогическая работа с воспитанниками, имеющими ОВЗ, в нашей организации ведется по нескольким направлениям: социализация личности, эмоциональное, речевое, познавательное и коммуникативное развитие. Деятельность специалистов (дефектологов, логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) тесно взаимосвязана, направлена на индивидуализацию (личностную, субъектную, индивидную) и дифференциацию в коррекционной работе, что позволяет сочетать лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми и профессиональную коррекцию особенностей их развития.

 

Вся работа воспитателя с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения в развитии, интеллектуальные нарушения, сопряженная «рука в руке». В данной статье обобщен опыт работы по реализации педагогического проекта «Краски природы» с воспитанниками 4-18 лет, имеющими ОВЗ, у которых присутствует высокая степень дефекта речи. Считаем, что материал статьи будет интересен педагогам, работающим с подобным контингентом воспитанников для установления более тесного контакта с их семьями, решения профессиональных задач в условиях Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов.

Актуальность проекта обоснована познавательной пассивностью детей с интеллектуальными нарушениями, сниженной общей психической активности, что приводит к ограниченности их жизненного опыта, недостаточности эмоционально-волевой сферы и поведения.

Обоснование выбора темы проекта. Мы считаем, что именно общение детей с природой вызывает эмоциональный отклик, способствует формированию эстетических представлений и таких личностных качеств как умение сопереживать, стремление заботиться об объектах живой и неживой природы, развитию представлений о причинах и характере, происходящих в природе сезонных изменений. Природные объекты и явления привлекают внимание наших воспитанников, а значит, целенаправленная педагогическая работа с природным материалом будет способствовать решению коррекционно-психологических задач, обозначенных в адаптированной образовательной программе ГБУ ЦСПР «Роза ветров» для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями «Раз – ступенька, два – ступенька». Цель данной программы – проектирование развивающей предметно-пространственной среды и социальных ситуаций развития ребенка с нарушением интеллекта, обеспечивающих позитивную социализацию мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Характеристика проекта. Наш проект долгосрочный (в течение года), межгрупповой по количеству участников, творческий по типу проектной деятельности. Кратко представим паспорт проекта и основные мероприятия по содержанию деятельности участников: детей, родителей и педагогов.

Цель педагогического проекта: расширять и обогащать знания детей о живой и неживой природе.

Задачи проектной деятельности:

Образовательные:

  1. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и признаках времени года.
  2. Формировать умения устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года.
  3. Расширять знания детей о растениях, о жизни птиц, насекомых и животных.

Развивающие:

4. Развивать умения наблюдать за объектами живой и неживой природы.

5. Развивать способность видеть красоту окружающего природного мира.

6. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности.

Воспитательные:

7. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

8. Формировать потребность в общении с объектами природы.

9. Воспитывать умение сопереживать, проявлять заботу и внимание к окружающей природе.

Содержание проекта:

Месяц

Мероприятия

Результат

Сентябрь

– изучение методической, научно-популярной, справочной литературы по теме проекта;

– подбор художественной литературы, иллюстрационного материала, пособий, игр по данной теме для работы в группе и в условиях семьи;

– анкетирование родителей «Воспитание природой».

Каталог для педагогов «Знакомим детей с природой»;

Тематическая выставка книг и пособий «Библиотечка для родителей».

Подборка дидактических игр для дошкольников по лексическим темам «Лето», «Осень», «Зима», «Весна».

Октябрь

– диагностика детей;

– подготовка материала для продуктивной деятельности детей

Создание уголка для детского творчества и экспериментирования с природным материалом (шишки, листья, веточки, камушки, песок).

Ноябрь

–подвижные игры с опавшими листьями;

– продуктивная деятельность. Лепка. «Птички клюют зернышки».

Выставка детских рисунков и поделок из природного материала «Делаем сами – своими руками».

Декабрь

– продуктивная деятельность. Рисование «Нарисуй картинку про зиму».

Подготовка (украшение елочки, группы к новогоднему развлечению) и проведение детского праздника «Зимушка-зима».

Январь

– беседа «Снегопад»;

– подвижные игры со снегом;

– экскурсия «Зимние прогулки».

Коллекция снежинок, вырезанных руками детей и родителей.

Фотовыставка «Наша семейная прогулка в зимнем лесу».

Февраль

– просмотр ролика «Сильные морозы».

–беседа «Какое время года вам нравится?»

–продуктивная деятельность. Аппликация «Зимние сугробы».

Выставка детских книг о временах года для семейного чтения.

Выставка детско-родительских поделок

«Снеговик и его друзья».

Март

– наблюдения за изменениями в природе (солнце, небо, облака);

– дидактические игры «Когда это бывает?», «Бывает-не бывает», «Звенит капель»

Элементарные опыты с водой (замерзает на улице), снегом (тает в группе), веточками (набухают почки, появляются листочки).

Игра- экспериментирование «Плывет наш бумажный кораблик».

Апрель

– чтение познавательной литературы «Как появился цветок?», «Как появилась птица?»;

– экскурсия «Первоцветы».

Фотоотчет для родителей по проведенным мероприятиям с детьми

«Где мы были вам не скажем, а что делали покажем

Май

– наблюдение за птицами весной (перелетные птицы);

– просмотр ролика «Набухание почек на ветках»

Выставка рисунков и поделок из природного материала «Весна красавица».

Июнь

– наблюдение за насекомыми;

– чтение стихотворения К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;

– продуктивная деятельность (аппликация) «Цветы на лугу».

Фотовыставка «Мы по лугу прогулялись»

Выставка продуктов детской деятельности (рисунки, аппликации, поделки).

Июль

– детский праздник «Лето красное»;

– мастер-класс «В гостях у хозяйки луга»

Целевая прогулка на лесную полянку, в лес, парк.

Фотовыставка «Семейный отдых на природе»

Август

– обработка результатов реализации проекта;

– проведение итогового комплексного занятия «Краски природы»;

Выставка детских поделок и рисунков по лексическим темам «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

Презентация проекта на Совете педагогов.

Фотовыставка для родителей «Краски природы».

В помощь воспитателям, например, по организации родительской библиотечки, рекомендуем составленный нами в рамках проекта, список литературы для семейного чтения детям по лексическим темам:

Лето

Осень

Зима

Весна

«Стрекоза и муравей»

И.А. Крылов;

«Птичка»

Л.Н. Толстой;

«Ребята и утята»

М. Пришвин;

«Волчишко» Е. Чарушин.

«Дуб и орешник»

Л.Н. Толстой;

«Осень». А. Фет; «Дуб». И. Токмакова;

«Лисичкин хлеб»

М. Пришвин;

«Грибы» Е. Трутнева;

«Боровик»

А. Прокофьев;

«Про ягоды». Я. Тайц.

«На горке»

Н. Носов;

«Проказы старухи зимы»

К. Д. Ушинский;

«Синичкин календарь»

В. Бианки;

«Зяблик»

С. Михалков.

«Ласточка»

А. Майков;

«Приключение муравьишки»

В. Бианки;

«Одуванчик», «Черемуха»

Е. Благинина;

«Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

Е. Серова

         В наш каталог «Знакомим дошкольников с природой» были включены методические пособия и справочная литература по проекту. Среди прочих, в них достойное место заняли такие как:

  • От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей /Сост. – Волгоград: Учитель, 2004. – 160с.
  • Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с. (Детям о самом важном).
  • Игры-забавы на участке детского сада/ Авт.-сост. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с. (Библиотека Воспитателя).
  • Парциальная программа «Юный эколог»: для работы с детьми 3-7 лет.  – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 112 с.
  • и др.

Кроме, обозначенных выше, практических результатов проекта (создан уголок детского творчества и экспериментирования с природным материалом, оформлена картотека игр и пособий для педагогов, подобрана библиотечка для родителей по ознакомлению детей с природой, составлены методические рекомендации и памятки), проведенные мероприятия способствовали сплочению всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов), позволили объединить усилия всех. В процессе работы над проектом у каждого участника сформировался свой личный опыт, и мы, как авторы проекта, уверены, что этот опыт успешного социального взаимодействия нужно расширять и углублять.

Самыми перспективными методами в нашей проектной деятельности с воспитанниками Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов, на наш взгляд, являются:

  1. беседы, во время которых дети узнают о природных явления и сезонных изменениях;
  2. игровые задания, игры и упражнения с использованием природного материала на индивидуальных занятиях специалистов;
  3. пешие тематические групповые и семейные прогулки на природу (участок реабилитационного центра, парк, лес, поле);
  4. продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) с природным материалом;
  5. подвижные игры, позволяющие укреплять физическое здоровье ребенка, непринужденно запоминать познавательную информацию (например, «Раз, два, три, к ... (название дерева) беги!» и формировать сенсорные представления и чувство красоты «Краски природы».

Представляем памятку, разработанную нами для родителей воспитанников по организации наблюдения с детьми за объектами природы.

Уважаемы родители, помните!

Бережное отношение к природе формируется с детства, поэтому:

Находясь во дворе, в лесу, у водоема, обращайте внимание ребенка на красоту природы.

Прогулки совершайте в одно и то же место, чтобы замечать происходящие изменения.

Наблюдайте за животными, растениями, насекомыми, не принося им вред.

Любуйтесь порхающей бабочкой и живым цветком не срывая его.

Используйте все возможные и безопасные для ребенка способы обследования предмета вашего наблюдения с помощью активизации органов чувств – зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, мышечных, двигательных рецепторов (посмотрите, потрогайте, послушайте, понюхайте, попробуйте на вкус).

После наблюдения поговорите с ребенком о том, что он запомнил, и что именно ему больше всего нравится в наблюдаемом объекте.

Придя домой, нарисуйте или слепите вместе с ребенком предмет вашего общения на прогулке.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год