«Специфика игровой деятельности детей 3-4 лет» |
Педагогика | ||||||||||||||
Автор: Зубарева Анастасия Ивановна Романова Маргарита Александровна | ||||||||||||||
13.09.2022 20:24 | ||||||||||||||
«Специфика игровой деятельности детей 3-4 лет» Автор: Зубарева Анастасия Ивановна, воспитатель МБДОУ №63 «Буратино», город Ульяновск Автор: Романова Маргарита Александровна, воспитатель МБДОУ №63 «Буратино», город Ульяновск Аннотация: В данной статье рассматриваются игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста, особенности ее у детей в возрасте 3-4 лет. Особый акцент в работе отводится психолого-педагогическим исследованиям специалистов, которые изучающим развивающий потенциал игры. Игровая деятельность младших дошкольников позволяет расширить горизонты мира ребенка, обогатить и активизировать словарный запас. Так же, именно игровая деятельность детей способствует становлению элементов произвольного поведения, овладению способами совместной организации деятельности, развитию стремления к успеху в достижении определенного результата, развитию самооценки и самоконтроля. Тем не менее, авторы подчеркивают необходимость развития игровой деятельности у детей 3-4 лет и недостаточной разработанности на практике аргументированной системы педагогических воздействий на развитие игры. Представленные результаты исследования игровой деятельности у дошкольников 3-4 лет позволяют сделать вывод, о том, что дети младшего дошкольного возраста имеют разный уровень сформированности игровой деятельности. Сама игровая деятельность большинства детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет характеризуется не соблюдением правил игры, а однообразным повторением игрового действия. Авторы описывают педагогические условия, способствующие развитию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Ключевые слова: игровая деятельность, игра, ребенок, дошкольник, возраст, 3-4 года, личность, педагог, развитие, воспитание, дошкольное образовательное учреждение, деятельность. Дошкольный возраст — это очень значимый период в жизни ребёнка. Как отмечается во ФГОС ДО, он является самоценным периодом в жизни ребенка, именно в данный период закладываются основы личности [4]. По мнению ученых, он является наиболее благоприятным для развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Проблеме изучения игровой деятельности дошкольников посвящен ряд психолого-педагогических исследований таких специалистов, как Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.В. Артемова, Л.С. Каргашова, Н.А. Короткова, Н.И. Кустова, Н.Я. Михайленко и многие другие, которые показывают, что развивающий потенциал игры широк и богат. Прежде всего, это закладывание основ произвольного поведения, постижение способов совместной деятельности детей, установление взаимной регуляции поведения, воспитание стремления к достижению определенного результата, воспитание самоконтроля. Тем не менее, авторы подчеркивают необходимость развития игровой деятельности у детей 3-4 и отсутствием в практике аргументированной системы педагогических воздействий на развитие игры. Многие исследователи отмечают, что игровая деятельность является неотделимой частью жизнь ребенка, сам по себе этот процесс является сложным социокультурным феноменом, сопровождающий ребенка от рождения и до конца его жизни (Н. П. Аникеева, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин). Исследования М.Я. Басова, Л.С. Выготского, Н.К. Крупской, А.Н. Леонтьева, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других, показывают, что по своему происхождению, структуре, функциям, мотивам и содержанию игра социальное явление. Исследования Д.В. Менджерицкой, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и других доказывают, что на протяжении дошкольного детства игровая деятельность постепенно проходит развитие от предметной игры к ролевой, воссоздавая общение между людьми. Таким образом, игра — это средство, позволяющее выделить и моделировать условия отношений между людьми, получая необходимый ребенку результат при котором он усваивает определенный социальный опыт. По мнению Д.В. Менджерицкой, игра по способам осуществления и по средствам отображения окружающей действительности является социальной. Как указывает автор, ребенок не изобретает игровую деятельность, она определяется педагогом, способствуя обучению ребенка, представляя ему возможность действовать в определенных игровых действиях. Осваивая разнообразные игры, ребенок учится переносить полученные умения в новые ситуации. Следовательно, игра приобретает творческий характер, а значит, носит развивающий эффект [2]. Л.Ф. Обухова подчеркивает, что дошкольное детство — это определенный отрезок жизни маленького человека. Младший дошкольный возраст быстро расширяет социальное окружение ребенка: семья, двор, улица город. Ребенок открывает для себя окружающий мир, наполненный человеческими отношениями, общественными функциями, разнообразными видами деятельности. Как пишет Л.Ф. Обухова, ребенок-дошкольник испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней поучаствовать. Кроме этого, так же сильно он стремится и к самостоятельности [6]. Детская деятельность неотделима от жизни ребенка. Эта целостность проявляется благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает малыша к действию с ним. Характер этого действия — игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта. В игре, по мнению Р.И. Жуковской, постепенно развивается целостность действий. Сам интерес к действию начинает преобладать на третьем году жизни и в результате этого цель может потеряться, вступая в четвертый год жизни ребенок учится обдуманно выбирать игру, ставить цель и распределять роли [3]. В работах Б.С. Волкова отмечается: играя ребенок, проживает чужую жизнь, примеряя на себя ту или иную роль, входя в нее, он погружается, обогащая и расширяя свою собственную личность. Именно это отношение ребенка к роли раскрывает саму суть игры. Как известно, игра и ее роль в жизни ребенка взаимосвязаны теснейшим образом; именно через роли, принимаемые ребенком на себя, складывается и развивается его личность [1]. Таким образом, свои первые человеческие потребности, свои интересы ребенок проявляет и удовлетворяет именно в игре. А, в месте, с игрой проявляются и формируются все стороны психики ребенка. Как считает В.С. Мухина, игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка. Ведь именно в игре он должен суметь объясниться и договориться с товарищами, а может и произнести определенный текст [5]. По мнению Д.Б. Эльконина, игра способствует становлению речи: умению построить диалог со сверстниками или выработки навыка произвольного поведения ребенка. Именно в игре закладывается механизм управления своим поведением, и умение подчиняться правилам. Наличие или отсутствие образца поведения, а также контроля предполагает произвольность [10]. С целью изучения игровой деятельности у детей 3-4 лет было проведено исследование, в котором приняли участие 13 дошкольников, посещающих детский сад № 5 г. Биробиджана. Для изучения игровой деятельности детям было предложено поиграть в игру «Зоопарк». Критерии оценки:
Каждый критерий оценивался в 2 балла. Если ребенок совершал игровые действия, соблюдал правила игры, использовал необходимые для своей роли атрибуты, к ролевой речи обращался только после подсказки педагога, то за каждый критерий ставился 1 балл. 0 баллов ставилось в том случае, если ребенок не выполнял данные критерии. Количественные результаты оценивались следующим образом: 4-3 балла — игровая деятельность сформирована, 2 балла — игровая деятельность частично сформирована, 1 балл и менее — игровая деятельность не сформирована. Результаты исследования представлены в таблице 1. Таблица 1 — Уровень сформированности навыков игровой деятельности у детей 3-4 лет
Полученные данные позволили сделать следующие выводы. Трое детей младшего дошкольного возраста в возрасте 3-4 лет обладают сформированными навыками игровой деятельности. Во время игры они правильно определяют свое поведение, используют необходимые для своей роли атрибуты и обращаются к ролевой речи согласно игровой ситуации. Их игровые действия достаточно разнообразны. Дети выполняют соответствующие игровые действия. 5 детей младшего дошкольного возраста в возрасте 3-4 лет обладают частично сформированным навыком игровых действий. Дети показывают только жестко фиксированные игровые действия. Они могут определять свое ролевое поведение и четко выполнять соответствующие игровые действия, а также использовать необходимые для своей роли атрибуты, к ролевой речи обращаются с подсказкой воспитателя. У 5 детей младшего дошкольного возраста в возрасте 3-4 лет не сформированы навыки игровых действий. Они не смогли правильно определить свои игровые действия, либо однообразно повторяли только одно, знакомое им игровое действие. Также они не смогли подобрать для своей роли атрибуты, а к ролевой речи прибегали после подсказки воспитателя. Таким образом, мы видим, что дети детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет находясь в одном коллективе имеют разный уровень сформированности игровой деятельности. Игровая деятельность большинства детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет характеризуется не соблюдением правил игры, или однообразным повторением игрового действия. Тем не менее, у детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность развивается при непосредственном воздействии воспитателя. Уровень ее развития во многом зависит от сформированных интересов ребенка, а также от приобретенных знаний и привитых умений. Список литературы:
|