Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития
Педагогика
Автор: Лапковская Ольга Владимировна   
20.07.2022 20:33

Современные аспекты развития детей с задержкой психического развитияСовременные аспекты развития детей с задержкой психического развития

Лапковская О. В воспитатель группы детей с ЗПР. Квалификациионная категория — первая.

Аннотация. В данной статье говорится о причинах и симптомах задержки психиче-ского развития. Какие две группы детей с задержкой психического развития выделили ученые в ходе исследований. Дети с задержкой психического развития отличаются свое-образием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.

 

Задержка психического развития — одна из наиболее распространенных форм пси-хической патологии детского возраста, проявляющаяся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. В ходе исследований Т.А. Власова и М.С. Певзнер выделили две наиболее мно-гочисленные группы и охарактеризовали их как «детей с психофизическим и психи-ческим инфантилизмом» [1].

В первую группу вошли дети с нару-шенным темпом физического и умствен-ного развития. Эти дети уступают сверст-никам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной дея-тельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, бы-стро утомляются, отличаются низкой ра-ботоспособностью.

Вторую группу составили дети с функ-циональными расстройствами психической деятельности (цереброастенические состояния), которые чаще всего являются следствием мозговых травм. Для этих детей характерна слабость основных нервных процессов, глубоких нарушений по-знавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добива-ются высоких результатов в учёбе [1].

К.С. Лебединская предложила клиниче-скую систематику детей с задержкой пси-хического развития:

  1. Задержкой психического развития конституционального происхождения. Со-стояние задержки определяется наследст-венной, семейной конституцией. Генети-ческая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым: даже слабые внутриутробные нарушения питания или заболевания первых лет жизни ведут к заметному нарушению темпа созревания мозговых структур.
  2. Задержкой психического развития соматогенного происхождения. Задержка развития — следствие перенесённых в ран-нем детстве заболеваний: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус таких детей.
  3. Задержкой психического развития психогенного происхождения. Дети имеют нормальное физическое развитие и функ-ционально полноценные мозговые систе-мы, соматически здоровы. Их психический инфантилизм обусловлен психологическим фактором — неблагоприятными условиями воспитания.
  4. Задержкой психического развития церебрально-органического происхожде-ния. Нарушение темпа развития интеллекта обусловлено грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур, недоразвитием коры больших полушарий головного мозга. Причина — патология беременности, тяжёлый токси-коз, грипп, гепатит, алкоголизм матери или отца, родовые патологии, в том числе и недоношенность, родовая травма, тяжёлые инфекционные и нейроинфекционные заболевания на первом году жизни [2].

Дети с задержкой психического разви-тия отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.

Поступающим в школу детям с задерж-кой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально раз-вивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специ-альной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют после-довательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять на-чатую деятельность.

Импрессивная сторона речи характери-зуется недостаточной дифференцирован-ностью восприятия речевых звуков, оттен-ков речи. Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, на-рушенное звукопроизношение, недоста-точная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аг- рамматизмов, дефекты артикуляторного аппарата [3].

Обычно процесс бурного словотворче-ства у нормально развивающихся детей заканчивается к старшему дошкольному возрасту. У детей с задержкой психического развития этот процесс затягивается вплоть до конца начальной школы. Дети используют атипичные грамматические формы, имеющие характер неологизмов. Создание детьми неологизмов свидетель-ствует о способности их к выделению зна-чений корней слов и использованию зако-номерностей родного языка для построения новых слов. В связи со сниженной по-знавательной активностью у детей с за-держкой психического развития отмечается бедный словарный запас, отражающий неточные представления об окружающем мире. Речь состоит в основном из сущест-вительных и глаголов, прилагательные ис-пользуются только для обозначения види-мых свойств предметов. Связь слова и обозначаемого им предмета нестойкая. Де-ти затрудняются в использовании антони-мических и синонимических средств языка, при этом большие трудности вызывает подбор синонимов [4].

При задержки психического развития отмечается более позднее развитие фразо-вой речи, даже в старшем дошкольном возрасте дети затрудняются в воспроизве-дении логико-грамматических конструк-ций, отражающих пространственные взаи-моотношения. В собственной речи они употребляют в основном самые простые конструкции, что связано с бедностью их смысловых связей.

Характерны выраженные затруднения в грамматическом и семантическом оформ-лении предложений. Исследования грам-матического строя речи у детей с задержкой психического развития выявили зна-чительное недоразвитие у них процессов словоизменения, словообразования, син-таксической структуры предложения [5].

Для детей с задержкой психического развития характерно запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмеча-ется замедленное расширение как актив-ного, так и пассивного словарного запаса. Наблюдается их ограниченность и недиф-ференцированность. Это происходит из-за нарушения познавательной деятельности, функциональной недостаточности высших психических функций (внимания, памяти и т.д.) и речевой активности [6].

Большинство детей страдают дефектами звукопроизношения. Преобладающим видом нарушения звукопроизношения яв-ляется смешение звуков, имеющих слож-ную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок [с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л]. При этом смешение звуков имеет место в речевом потоке, в то время как при произношении отдельных слогов или слов этого может не наблюдаться [4].

Такого рода нарушение звукопроизношения может быть обусловлено общей вялостью артикуляции, что, как правило, является проявлением неврологической патологии — снижением тонуса артикуляционных мышц, а также нарушением фонематического восприятия и ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания. Осуществление одновременного контроля за несколькими действиями, сложная межанализаторная деятельность зрительного, слухового и тактильного анализаторов для детей с задержкой психического развития представляет значительную трудность.

Нарушение звукопроизношения у детей с задержкой психического развития носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что в данных исследователей подробно

изучены и раскрыты механизмы, причины речевого нарушения и психического недо-развития, однако недостаточно разработана сама технология обучения детей, стра-дающих таким сложным по своей структуре дефектом. У детей с задержкой психи-ческого развития наблюдается отставание в развитии внимания, восприятия, мышле-ния, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности и других функций. Причем по ряду показателей актуального уровня развития дети с задержкой психического развития оказываются часто близкими к умственной отсталости. Но вместе с тем у них обнаруживаются значительно большие потенциальные возможности. Специальная психология для детей с задержкой психического развития заключается в том, чтобы вовремя заметить данный факт и приложить всевозможные усилия для того, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным человеком.

Библиографический список

  1. Певзнер, М. С. Об отборе детей с временной задержкой психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы / Дефек-тология, 2003.
  2. Лебединская К.С., Лебединский В.В., Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте, 2011.
  3. Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2004.
  4. Киселева, В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? / Де-фектология, 2007.
  5. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2002.
  6. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР / Дефектология. 1990.
  7. Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. — М., 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год