Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития |
Педагогика | |||
Автор: Лапковская Ольга Владимировна | |||
20.07.2022 20:33 | |||
Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития Лапковская О. В воспитатель группы детей с ЗПР. Квалификациионная категория — первая. Аннотация. В данной статье говорится о причинах и симптомах задержки психиче-ского развития. Какие две группы детей с задержкой психического развития выделили ученые в ходе исследований. Дети с задержкой психического развития отличаются свое-образием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.
Задержка психического развития — одна из наиболее распространенных форм пси-хической патологии детского возраста, проявляющаяся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. В ходе исследований Т.А. Власова и М.С. Певзнер выделили две наиболее мно-гочисленные группы и охарактеризовали их как «детей с психофизическим и психи-ческим инфантилизмом» [1]. В первую группу вошли дети с нару-шенным темпом физического и умствен-ного развития. Эти дети уступают сверст-никам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной дея-тельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, бы-стро утомляются, отличаются низкой ра-ботоспособностью. Вторую группу составили дети с функ-циональными расстройствами психической деятельности (цереброастенические состояния), которые чаще всего являются следствием мозговых травм. Для этих детей характерна слабость основных нервных процессов, глубоких нарушений по-знавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добива-ются высоких результатов в учёбе [1]. К.С. Лебединская предложила клиниче-скую систематику детей с задержкой пси-хического развития:
Дети с задержкой психического разви-тия отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития. Поступающим в школу детям с задерж-кой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально раз-вивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специ-альной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют после-довательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять на-чатую деятельность. Импрессивная сторона речи характери-зуется недостаточной дифференцирован-ностью восприятия речевых звуков, оттен-ков речи. Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, на-рушенное звукопроизношение, недоста-точная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аг- рамматизмов, дефекты артикуляторного аппарата [3]. Обычно процесс бурного словотворче-ства у нормально развивающихся детей заканчивается к старшему дошкольному возрасту. У детей с задержкой психического развития этот процесс затягивается вплоть до конца начальной школы. Дети используют атипичные грамматические формы, имеющие характер неологизмов. Создание детьми неологизмов свидетель-ствует о способности их к выделению зна-чений корней слов и использованию зако-номерностей родного языка для построения новых слов. В связи со сниженной по-знавательной активностью у детей с за-держкой психического развития отмечается бедный словарный запас, отражающий неточные представления об окружающем мире. Речь состоит в основном из сущест-вительных и глаголов, прилагательные ис-пользуются только для обозначения види-мых свойств предметов. Связь слова и обозначаемого им предмета нестойкая. Де-ти затрудняются в использовании антони-мических и синонимических средств языка, при этом большие трудности вызывает подбор синонимов [4]. При задержки психического развития отмечается более позднее развитие фразо-вой речи, даже в старшем дошкольном возрасте дети затрудняются в воспроизве-дении логико-грамматических конструк-ций, отражающих пространственные взаи-моотношения. В собственной речи они употребляют в основном самые простые конструкции, что связано с бедностью их смысловых связей. Характерны выраженные затруднения в грамматическом и семантическом оформ-лении предложений. Исследования грам-матического строя речи у детей с задержкой психического развития выявили зна-чительное недоразвитие у них процессов словоизменения, словообразования, син-таксической структуры предложения [5]. Для детей с задержкой психического развития характерно запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмеча-ется замедленное расширение как актив-ного, так и пассивного словарного запаса. Наблюдается их ограниченность и недиф-ференцированность. Это происходит из-за нарушения познавательной деятельности, функциональной недостаточности высших психических функций (внимания, памяти и т.д.) и речевой активности [6]. Большинство детей страдают дефектами звукопроизношения. Преобладающим видом нарушения звукопроизношения яв-ляется смешение звуков, имеющих слож-ную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок [с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л]. При этом смешение звуков имеет место в речевом потоке, в то время как при произношении отдельных слогов или слов этого может не наблюдаться [4]. Такого рода нарушение звукопроизношения может быть обусловлено общей вялостью артикуляции, что, как правило, является проявлением неврологической патологии — снижением тонуса артикуляционных мышц, а также нарушением фонематического восприятия и ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания. Осуществление одновременного контроля за несколькими действиями, сложная межанализаторная деятельность зрительного, слухового и тактильного анализаторов для детей с задержкой психического развития представляет значительную трудность. Нарушение звукопроизношения у детей с задержкой психического развития носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные [7]. Таким образом, можно сделать вывод, что в данных исследователей подробно изучены и раскрыты механизмы, причины речевого нарушения и психического недо-развития, однако недостаточно разработана сама технология обучения детей, стра-дающих таким сложным по своей структуре дефектом. У детей с задержкой психи-ческого развития наблюдается отставание в развитии внимания, восприятия, мышле-ния, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности и других функций. Причем по ряду показателей актуального уровня развития дети с задержкой психического развития оказываются часто близкими к умственной отсталости. Но вместе с тем у них обнаруживаются значительно большие потенциальные возможности. Специальная психология для детей с задержкой психического развития заключается в том, чтобы вовремя заметить данный факт и приложить всевозможные усилия для того, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным человеком. Библиографический список
|