Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитании и обучении детей дошкольного возраста с использованием компонентов музейной педагогики
Педагогика
Автор: Калиновская Ирина Владимировна   
20.07.2022 13:24

Воспитании и обучении детей дошкольного возраста с использованием компонентов музейной педагогикиВоспитании и обучении детей дошкольного возраста с использованием компонентов музейной педагогики

Дошкольный возраст — сложный период жизни ребенка. Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания. С каждым годом этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы «Как появилась жизнь на Земле?», «Всегда ли человек был таким, как сегодня?». Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес. Взрослые зачастую крайне мало внимания уделяется постановке и разъяснению подобных проблем. А задача наставника отнюдь не в том, чтобы дать однозначные ответы на подобные вопросы, а в том, чтобы совместно с ребенком искать пути их решения.

 

Одной из педагогических технологий позволяющей дать ответы на детские вопросы и способствующей познавательного интереса дошкольника является музейная педагогика. На протяжении нескольких лет я работает по данной теме.

Напоминаю, что музейная педагогика это синтез музееведения, педагогики и психологии. Педагогика рассматривает музей как образовательную систему направленную на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика — это область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом другом пространстве — детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.

Музейная педагогики создает условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Технология музейная педагогика интегрируется с образовательными областями в различных видах деятельности:

  • Образовательная область «Познание» (ознакомление с окружающим, экологическое образование, ФЭМП).
  • Образовательная область «Социализация».
  • Образовательная область «Коммуникация» (развитие речи).
  • Образовательная область «Художественное творчество» (изобразительная деятельность).
  • Образовательная область «Художественная литература».
  • Образовательная область «Здоровье».
  • Образовательная область «Безопасность» (безопасность в природе и быту).
  • Образовательная область «Музыка».

Совместная деятельность:

  • Организация выставок.
  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Продуктивная деятельность.
  • Экскурсии.
  • Праздники, развлечения.
  • Театрализованная деятельность.

Самостоятельная деятельность:

  • Игровая.
  • Предметная.
  • Творческая.
  • Поисковая (музей книги: ставится проблема, а ребенок ищет ответ).
  • Коммуникативная.

Во взаимодействие с родителями совместное создание мини-музея в группе, клуб для родителей, совместные театрализованные представления, тематические праздники и развлечения, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, «Литературная гостиная» и др.

Эта деятельность делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира, что соответствует требованиям ФГОС.

Мини-музей «Наши руки не для скуки»

Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то — для чего-то,
Это Что-то из чего-то,
Это Что-то часть чего-то,

Чем-то было раньше Что-то,
Чем-то будет это Что-то.
Есть противники у Что-то,
Много есть друзей у Что-то,

Все нейтральное у Что-то
Делает свое чего-то.
Что-то ты теперь возьми
И в музее рассмотри.

(М. С. Гафитулин)

Создание музея в нашей группе это не новшество. В группе действует музей «Делу время, потехе час».

На сегодняшний день мы работаем с детьми 6-7 лет, а это предшкольный возраст-возраст особый. Начиная со старшего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке детей к школе.

Поэтому данная работа должна быть выстроена в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом. От степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками, деревянной палочкой, оттисками печатками из картофеля, поролоновым тампоном, шерстяными нитками и др.) зависит степень успешности обучения ребенка в начальной школе. Так как изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте, является одним из естественных специфически детских видов деятельности и близка к игровой, я решила создать в группе еще один мини-музей – музей изотворчества «Наши руки не для скуки».

В него вошли следующие экспозиции: волшебная бумага (бумагопластика), веселая клякса (нетрадиционное рисование), чудо тесто (тестопластика), вторая жизнь (бросовый материал), живой пластилин (пластилинография), чудо из природы (природный материал), картинная галерея.

Вся моя работа осуществляется с учетом тематического планирования на неделю. В основе учебно-воспитательного процесса заложен проектный метод. Каждая неделя носит свое название. Учитывая специфику такой работы, придуман определенный механизм работы музея:

Понедельник – Садимся в круг. Выясняется тема недели (предположения детей). Ставится проблема: какой экспозицией воспользоваться, чтобы предать образную оболочку предмету о котором будем говорить на этой неделе. В течение дня проводится беседа.

Вторник – Садимся в круг. Делимся идеями. Принимаем решение об использовании экспозиции.

Среда, четверг – сбор материалов.

Пятница – реализация задуманного.

Родителям группы очень нравятся работы и технологии исполнения. Многие семьи пытаются дома освоить необычные техники. Появляются работы, которые хотелось бы показать всем. Эти работы можно будет выставлять в нашем музее — так появятся новые экспонаты.

Особенности мини-музея:

Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.

Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.

Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их

родителей.

Правила поведения в музее:

В нашем музее экспонаты разрешается изготавливать своими руками!

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов.

Обеспечение

личностного развития у детей шестого, седьмого года жизни двигательной координации кистей и пальцев рук, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, интеллектуального развития ребенка

Охрана жизни и укрепление здоровья детей

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка

Цель:

Развитие мелкой моторики рук посредствам изо творчества

Развитие интересов и проявление инициативы детей;

Значение музейной педагогики в развитии детей;

Обогащение развивающей среды группы, ДОУ;

Я предполагаем, что мой музей поможет решить следующие задачи:

  • приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям,
  • побуждать к творческой деятельности способствующей развитию мелкой моторике рук;
  • приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозициями художественных музеев;
  • развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
  • повышать культурный уровень педагогов и родителей.

Программа, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие такого музея позволяет полнее решить эту задачу. Кроме того в условиях детского сада мой мини-музей стал центром культурно-эстетического развития ребёнка.

Я очень ответственно подошла к дизайну каждого уголка музея, постаралась сделать интерьер гармоничным и уютным. В план работы музея включены занятия, праздники, экскурсии. Музей стал «изюминкой» детского сада. Его посещают наши воспитанники, дети из других групп. Я провожу там разнообразную работу, которая позволяет поддерживать интерес у дошкольников на протяжении всего времени их пребывания в детском саду.

Работа в музее подчинена следующим принципам, таким как:

  • Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
  • Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
  • Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
  • Принцип гуманизации: музей создал условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
  • Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны с учетом направлений.
  • Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
  • Принцип безопасности: мини-музей не создаст угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.
  • Принцип непрерывности: музей, стал частью образовательного пространства детского сада, его работа строится с учетом календарно-тематического планирования детского сада.
  • Принцип партнёрства: музей — результат сотрудничества взрослых и детей.

Детям интересно рассмотреть вблизи игрушку, посуду, картины – они чувствуют себя причастными к процессу и начнут интересоваться историей создания экспоната, легче усваивать материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея.

Я считаем, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир

красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим.

Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы

«прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте

посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос

в атмосфере творчества.

Педагогические функции музея

Образовательная

  • Развитие зрительно — слухового восприятия, усвоение информации;
  • Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;

Развивающая

  • Активация мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
  • Обогащение словарного запаса;

Воспитательная

  • Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
  • Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;

Просветительская

  • Формирование умений, навыков;

Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации

Направления инновационной работы:

  • Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
  • Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп с учетом тематического планирования.

Формы работы мини-музея:

Выставки:

  • Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
  • Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
  • Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно- прикладными ремёслами.
  • Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
  • Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

Выставки готовятся педагогами, в зависимости от темы, определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.

Творческая гостиная

  • Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д
  • Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов микрайона.
  • Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: волшебная бумага (бумагопластика), веселая клякса (нетрадиционное рисование), чудо тесто (тестопластика), вторая жизнь (бросовый материал), живой пластилин (пластилинография), чудо из природы (природный материал).

В музее проводятся нетрадиционные и интегрированные занятия с дошкольниками по ручному труду, кружковую работу с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.

В результате проведённой в мини-музее работы у детей повысится интерес к произведениям живописи, народным игрушкам и декоративно-прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию; существенно расширится представление об окружающем мире, о городе, крае. Выпускники захотят заниматься в детской школе искусств, кружках и студиях центра детского творчества. Возрастает интерес родителей, они активно принимают участие в жизни детского сада и, конечно же, оснащении музея. Наличие такого мини-музея позволяет активно привлекать детей, родителей к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что поспособствует укреплению семьи и формированию желания изготавливать поделки и рисовать картины всей семьёй.

Чтобы отследить результативность своей деятельности и подтвердить степень реализации проектной деятельности проводится мониторинг. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала в ходе реализации программы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год