Воспитании и обучении детей дошкольного возраста с использованием компонентов музейной педагогики |
Педагогика | |||
Автор: Калиновская Ирина Владимировна | |||
20.07.2022 13:24 | |||
Воспитании и обучении детей дошкольного возраста с использованием компонентов музейной педагогики Дошкольный возраст — сложный период жизни ребенка. Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания. С каждым годом этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы «Как появилась жизнь на Земле?», «Всегда ли человек был таким, как сегодня?». Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес. Взрослые зачастую крайне мало внимания уделяется постановке и разъяснению подобных проблем. А задача наставника отнюдь не в том, чтобы дать однозначные ответы на подобные вопросы, а в том, чтобы совместно с ребенком искать пути их решения.
Одной из педагогических технологий позволяющей дать ответы на детские вопросы и способствующей познавательного интереса дошкольника является музейная педагогика. На протяжении нескольких лет я работает по данной теме. Напоминаю, что музейная педагогика это синтез музееведения, педагогики и психологии. Педагогика рассматривает музей как образовательную систему направленную на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика — это область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом другом пространстве — детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Музейная педагогики создает условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. Технология музейная педагогика интегрируется с образовательными областями в различных видах деятельности:
Совместная деятельность:
Самостоятельная деятельность:
Во взаимодействие с родителями совместное создание мини-музея в группе, клуб для родителей, совместные театрализованные представления, тематические праздники и развлечения, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, «Литературная гостиная» и др. Эта деятельность делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира, что соответствует требованиям ФГОС. Мини-музей «Наши руки не для скуки» Если мы рассмотрим Что-то, Чем-то было раньше Что-то, Все нейтральное у Что-то (М. С. Гафитулин) Создание музея в нашей группе это не новшество. В группе действует музей «Делу время, потехе час». На сегодняшний день мы работаем с детьми 6-7 лет, а это предшкольный возраст-возраст особый. Начиная со старшего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке детей к школе. Поэтому данная работа должна быть выстроена в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом. От степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками, деревянной палочкой, оттисками печатками из картофеля, поролоновым тампоном, шерстяными нитками и др.) зависит степень успешности обучения ребенка в начальной школе. Так как изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте, является одним из естественных специфически детских видов деятельности и близка к игровой, я решила создать в группе еще один мини-музей – музей изотворчества «Наши руки не для скуки». В него вошли следующие экспозиции: волшебная бумага (бумагопластика), веселая клякса (нетрадиционное рисование), чудо тесто (тестопластика), вторая жизнь (бросовый материал), живой пластилин (пластилинография), чудо из природы (природный материал), картинная галерея. Вся моя работа осуществляется с учетом тематического планирования на неделю. В основе учебно-воспитательного процесса заложен проектный метод. Каждая неделя носит свое название. Учитывая специфику такой работы, придуман определенный механизм работы музея: Понедельник – Садимся в круг. Выясняется тема недели (предположения детей). Ставится проблема: какой экспозицией воспользоваться, чтобы предать образную оболочку предмету о котором будем говорить на этой неделе. В течение дня проводится беседа. Вторник – Садимся в круг. Делимся идеями. Принимаем решение об использовании экспозиции. Среда, четверг – сбор материалов. Пятница – реализация задуманного. Родителям группы очень нравятся работы и технологии исполнения. Многие семьи пытаются дома освоить необычные техники. Появляются работы, которые хотелось бы показать всем. Эти работы можно будет выставлять в нашем музее — так появятся новые экспонаты. Особенности мини-музея: Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей. Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея. Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей. Правила поведения в музее: В нашем музее экспонаты разрешается изготавливать своими руками! Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой. Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры. Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами. Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов. Обеспечение личностного развития у детей шестого, седьмого года жизни двигательной координации кистей и пальцев рук, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, интеллектуального развития ребенка Охрана жизни и укрепление здоровья детей Приобщение детей к общечеловеческим ценностям Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка Цель: Развитие мелкой моторики рук посредствам изо творчества Развитие интересов и проявление инициативы детей; Значение музейной педагогики в развитии детей; Обогащение развивающей среды группы, ДОУ; Я предполагаем, что мой музей поможет решить следующие задачи:
Программа, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие такого музея позволяет полнее решить эту задачу. Кроме того в условиях детского сада мой мини-музей стал центром культурно-эстетического развития ребёнка. Я очень ответственно подошла к дизайну каждого уголка музея, постаралась сделать интерьер гармоничным и уютным. В план работы музея включены занятия, праздники, экскурсии. Музей стал «изюминкой» детского сада. Его посещают наши воспитанники, дети из других групп. Я провожу там разнообразную работу, которая позволяет поддерживать интерес у дошкольников на протяжении всего времени их пребывания в детском саду. Работа в музее подчинена следующим принципам, таким как:
Детям интересно рассмотреть вблизи игрушку, посуду, картины – они чувствуют себя причастными к процессу и начнут интересоваться историей создания экспоната, легче усваивать материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея. Я считаем, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества. Педагогические функции музея Образовательная
Развивающая
Воспитательная
Просветительская
Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации Направления инновационной работы:
Формы работы мини-музея: Выставки:
Выставки готовятся педагогами, в зависимости от темы, определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки. Творческая гостиная
В музее проводятся нетрадиционные и интегрированные занятия с дошкольниками по ручному труду, кружковую работу с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности. В результате проведённой в мини-музее работы у детей повысится интерес к произведениям живописи, народным игрушкам и декоративно-прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию; существенно расширится представление об окружающем мире, о городе, крае. Выпускники захотят заниматься в детской школе искусств, кружках и студиях центра детского творчества. Возрастает интерес родителей, они активно принимают участие в жизни детского сада и, конечно же, оснащении музея. Наличие такого мини-музея позволяет активно привлекать детей, родителей к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что поспособствует укреплению семьи и формированию желания изготавливать поделки и рисовать картины всей семьёй. Чтобы отследить результативность своей деятельности и подтвердить степень реализации проектной деятельности проводится мониторинг. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала в ходе реализации программы.
|