Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитании и обучении детей дошкольного возраста с использованием компонентов музейной педагогики
Педагогика
Автор: Калиновская Ирина Владимировна   
20.07.2022 13:24

Воспитании и обучении детей дошкольного возраста с использованием компонентов музейной педагогикиВоспитании и обучении детей дошкольного возраста с использованием компонентов музейной педагогики

Дошкольный возраст — сложный период жизни ребенка. Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания. С каждым годом этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы «Как появилась жизнь на Земле?», «Всегда ли человек был таким, как сегодня?». Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес. Взрослые зачастую крайне мало внимания уделяется постановке и разъяснению подобных проблем. А задача наставника отнюдь не в том, чтобы дать однозначные ответы на подобные вопросы, а в том, чтобы совместно с ребенком искать пути их решения.

 

Одной из педагогических технологий позволяющей дать ответы на детские вопросы и способствующей познавательного интереса дошкольника является музейная педагогика. На протяжении нескольких лет я работает по данной теме.

Напоминаю, что музейная педагогика это синтез музееведения, педагогики и психологии. Педагогика рассматривает музей как образовательную систему направленную на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика — это область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом другом пространстве — детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.

Музейная педагогики создает условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Технология музейная педагогика интегрируется с образовательными областями в различных видах деятельности:

  • Образовательная область «Познание» (ознакомление с окружающим, экологическое образование, ФЭМП).
  • Образовательная область «Социализация».
  • Образовательная область «Коммуникация» (развитие речи).
  • Образовательная область «Художественное творчество» (изобразительная деятельность).
  • Образовательная область «Художественная литература».
  • Образовательная область «Здоровье».
  • Образовательная область «Безопасность» (безопасность в природе и быту).
  • Образовательная область «Музыка».

Совместная деятельность:

  • Организация выставок.
  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Продуктивная деятельность.
  • Экскурсии.
  • Праздники, развлечения.
  • Театрализованная деятельность.

Самостоятельная деятельность:

  • Игровая.
  • Предметная.
  • Творческая.
  • Поисковая (музей книги: ставится проблема, а ребенок ищет ответ).
  • Коммуникативная.

Во взаимодействие с родителями совместное создание мини-музея в группе, клуб для родителей, совместные театрализованные представления, тематические праздники и развлечения, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, «Литературная гостиная» и др.

Эта деятельность делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира, что соответствует требованиям ФГОС.

Мини-музей «Наши руки не для скуки»

Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то — для чего-то,
Это Что-то из чего-то,
Это Что-то часть чего-то,

Чем-то было раньше Что-то,
Чем-то будет это Что-то.
Есть противники у Что-то,
Много есть друзей у Что-то,

Все нейтральное у Что-то
Делает свое чего-то.
Что-то ты теперь возьми
И в музее рассмотри.

(М. С. Гафитулин)

Создание музея в нашей группе это не новшество. В группе действует музей «Делу время, потехе час».

На сегодняшний день мы работаем с детьми 6-7 лет, а это предшкольный возраст-возраст особый. Начиная со старшего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке детей к школе.

Поэтому данная работа должна быть выстроена в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом. От степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками, деревянной палочкой, оттисками печатками из картофеля, поролоновым тампоном, шерстяными нитками и др.) зависит степень успешности обучения ребенка в начальной школе. Так как изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте, является одним из естественных специфически детских видов деятельности и близка к игровой, я решила создать в группе еще один мини-музей – музей изотворчества «Наши руки не для скуки».

В него вошли следующие экспозиции: волшебная бумага (бумагопластика), веселая клякса (нетрадиционное рисование), чудо тесто (тестопластика), вторая жизнь (бросовый материал), живой пластилин (пластилинография), чудо из природы (природный материал), картинная галерея.

Вся моя работа осуществляется с учетом тематического планирования на неделю. В основе учебно-воспитательного процесса заложен проектный метод. Каждая неделя носит свое название. Учитывая специфику такой работы, придуман определенный механизм работы музея:

Понедельник – Садимся в круг. Выясняется тема недели (предположения детей). Ставится проблема: какой экспозицией воспользоваться, чтобы предать образную оболочку предмету о котором будем говорить на этой неделе. В течение дня проводится беседа.

Вторник – Садимся в круг. Делимся идеями. Принимаем решение об использовании экспозиции.

Среда, четверг – сбор материалов.

Пятница – реализация задуманного.

Родителям группы очень нравятся работы и технологии исполнения. Многие семьи пытаются дома освоить необычные техники. Появляются работы, которые хотелось бы показать всем. Эти работы можно будет выставлять в нашем музее — так появятся новые экспонаты.

Особенности мини-музея:

Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.

Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.

Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их

родителей.

Правила поведения в музее:

В нашем музее экспонаты разрешается изготавливать своими руками!

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов.

Обеспечение

личностного развития у детей шестого, седьмого года жизни двигательной координации кистей и пальцев рук, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, интеллектуального развития ребенка

Охрана жизни и укрепление здоровья детей

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка

Цель:

Развитие мелкой моторики рук посредствам изо творчества

Развитие интересов и проявление инициативы детей;

Значение музейной педагогики в развитии детей;

Обогащение развивающей среды группы, ДОУ;

Я предполагаем, что мой музей поможет решить следующие задачи:

  • приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям,
  • побуждать к творческой деятельности способствующей развитию мелкой моторике рук;
  • приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозициями художественных музеев;
  • развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
  • повышать культурный уровень педагогов и родителей.

Программа, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие такого музея позволяет полнее решить эту задачу. Кроме того в условиях детского сада мой мини-музей стал центром культурно-эстетического развития ребёнка.

Я очень ответственно подошла к дизайну каждого уголка музея, постаралась сделать интерьер гармоничным и уютным. В план работы музея включены занятия, праздники, экскурсии. Музей стал «изюминкой» детского сада. Его посещают наши воспитанники, дети из других групп. Я провожу там разнообразную работу, которая позволяет поддерживать интерес у дошкольников на протяжении всего времени их пребывания в детском саду.

Работа в музее подчинена следующим принципам, таким как:

  • Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
  • Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
  • Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
  • Принцип гуманизации: музей создал условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
  • Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны с учетом направлений.
  • Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
  • Принцип безопасности: мини-музей не создаст угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.
  • Принцип непрерывности: музей, стал частью образовательного пространства детского сада, его работа строится с учетом календарно-тематического планирования детского сада.
  • Принцип партнёрства: музей — результат сотрудничества взрослых и детей.

Детям интересно рассмотреть вблизи игрушку, посуду, картины – они чувствуют себя причастными к процессу и начнут интересоваться историей создания экспоната, легче усваивать материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея.

Я считаем, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир

красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим.

Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы

«прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте

посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос

в атмосфере творчества.

Педагогические функции музея

Образовательная

  • Развитие зрительно — слухового восприятия, усвоение информации;
  • Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;

Развивающая

  • Активация мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
  • Обогащение словарного запаса;

Воспитательная

  • Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
  • Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;

Просветительская

  • Формирование умений, навыков;

Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации

Направления инновационной работы:

  • Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
  • Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп с учетом тематического планирования.

Формы работы мини-музея:

Выставки:

  • Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
  • Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
  • Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно- прикладными ремёслами.
  • Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
  • Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

Выставки готовятся педагогами, в зависимости от темы, определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.

Творческая гостиная

  • Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д
  • Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов микрайона.
  • Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: волшебная бумага (бумагопластика), веселая клякса (нетрадиционное рисование), чудо тесто (тестопластика), вторая жизнь (бросовый материал), живой пластилин (пластилинография), чудо из природы (природный материал).

В музее проводятся нетрадиционные и интегрированные занятия с дошкольниками по ручному труду, кружковую работу с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.

В результате проведённой в мини-музее работы у детей повысится интерес к произведениям живописи, народным игрушкам и декоративно-прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию; существенно расширится представление об окружающем мире, о городе, крае. Выпускники захотят заниматься в детской школе искусств, кружках и студиях центра детского творчества. Возрастает интерес родителей, они активно принимают участие в жизни детского сада и, конечно же, оснащении музея. Наличие такого мини-музея позволяет активно привлекать детей, родителей к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что поспособствует укреплению семьи и формированию желания изготавливать поделки и рисовать картины всей семьёй.

Чтобы отследить результативность своей деятельности и подтвердить степень реализации проектной деятельности проводится мониторинг. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала в ходе реализации программы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год