Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование познавательного интереса у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях
Педагогика
Автор: Петрякова Нелли Борисовна Шандра Наталья Григорьевна Морева Ольга Александровна   
21.06.2022 11:39

Формирование познавательного интереса у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятияхФормирование познавательного интереса у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях

  • Петрякова Нелли Борисовна, воспитатель, МБДОУ ДС №22 «Улыбка»,
  • Шандра Наталья Григорьевна, учитель-логопед, МБДОУ ДС №22 «Улыбка»,
  • Морева Ольга Александровна, воспитатель, МБДОУ ДС №22 «Улыбка»

Особенности познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ:

Обучающиеся коррекционных групп – это дети, у которых нарушены сложные формы познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера проявляется в примитивности чувств, интересов, познания окружающего мира. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут освоить образовательную программу общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.

Скачать конспект

К таким детям относятся дети с:

  • НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата)
  • ЗПР (задержка психического развития)
  • РАС (расстройство аутистического спектра)
  • УО (интеллектуальные нарушения)
  • ТМНР (тяжелые, множественные нарушения развития)
  • Недостатками речевого и сенсорного развития
  • Недостаточной познавательной активностью
  • Недостатками в развитии личности (неуверенность в себе, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

У детей этой категории отмечается вялость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности, низкий уровень развития познавательных интересов, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональной нестабильности. У значительной части детей наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

  • обеспечение оптимального режима учебных нагрузок детей с ОВЗ. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса
  • соблюдение комфортного психоэмоционального режима
  • использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей
  • дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка
  • комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях
  • обеспечение соответствия учебной нагрузки рекомендациям ПМПК
  • организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.
  • предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности)
  • не требовать от ребёнка того, что он не может сделать, учитывать психологическое состояние на конкретный момент
  • чаще включать в занятие коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь
  • оценивать не результат, а его участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала)
  • создание благоприятных отношений между детьми в группе, между ребёнком и педагогом
  • проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Пути формирования познавательного интереса у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях:

Основные требования к изучению и закреплению материала на занятиях: проведение разнообразных видов работ по одной и той же теме, постановка вопросов, задания разной формы, выполнение различных по сложности заданий. Ценность всей этой работы будет возрастать при последовательном сокращении помощи педагога, т.к. качественно проведенное занятие является показателем профессиональной компетентности педагога, поэтому всегда ставим перед собой задачи развития познавательной деятельности:

  • формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов
  • формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение)
  • развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения
  • формирование учебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий).
  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в группе
  • создание «ситуации успеха» для каждого ребёнка
  • включение детей в активную деятельность, коллективные формы работы
  • использование проблемных ситуаций.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В поисках решения вопроса формирования у детей ключевых компетенций, способствующих успешности обучающихся с ОВЗ в современном обществе мы используем личностно-ориентированный подход, который реализуем через внедрение информационных технологий в учебный процесс.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс.

Развитие познавательной деятельности обучающихся зависит от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Поэтому на занятиях используем современные информационные компьютерные технологии. Наглядность материала повышает его усвоение детьми, так как задействованы все каналы восприятия информации учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Мультимедийные презентации, интерактивные доски используем на каждом занятии, на разных этапах изучения темы, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала детьми с ОВЗ. Такая наглядность помогает коррекции и развитию основных познавательных процессов у детей с умственной отсталостью, РАС, ЗПР (мышления, памяти, внимания). Информационные технологии эффективны для проведения занятий, поскольку выполнение заданий может осуществляться в индивидуальном темпе, разного уровня сложности, кроме того, презентационный экран можно использовать для подачи яркого, запоминающегося демонстрационного материала. Использование презентаций позволяет помочь ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Это дает неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в соответствии с целями, задачами конкретного занятия в данной группе. Ребенок проявляет больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала используем ИКТ, применяем презентации, ребенок с огромным желанием включается в работу, происходит переход от пассивного усвоения информации к её поиску.

Использование современных компьютерных технологий на занятиях нам позволяет:

  • сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для ребёнка.

При применении технологии развивающего обучения у детей формируется познавательный интерес, коллективный поиск информации на основе наблюдения, сравнения.

Особенностью работы с детьми ОВЗ является многократное повторение материала. А это одна из технологий В.Ф. Шаталова. Мы используем его принципы работы:

  • Применение опор
  • Личностно-ориентированный подход
  • Гуманизм
  • Ученье без принуждения
  • Бесконфликтность учебной ситуации
  • Соединение обучения и воспитания.

Игры для начала занятия. Самый простой способ создать непринужденную атмосферу — это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст заряд энергии педагогу и всей группе.

Арт-терапия оказывает творческое действие, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисунок для этих детей является не искусством, а речью. Им легче невербально выразить как внутренние свои чувства, так и события, нежели объяснять их словами.

Упражнение «Установка»

«Привели голову в порядок (причесали себя пальчиками).

Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!»

Игра «День-Ночь» используется на занятиях на этапе устной разминки. На слове «Ночь» дети с закрытыми глазами слушают задание, после слова «День» — показывают или называют ответ.

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность, где сразу видна работа каждого ребёнка.

Мнемотехника. Это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

Мнемоквадрат — это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет, задача детей заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.

Мнемодорожка — это схема, в которую заложена определённая информация. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение.

Мнемотаблицы — это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.

Заключение:

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность детей, развивает их творческие способности, активно вовлекает их в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не даёт отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год