Не так страшна инклюзия, как её малюют… |
Педагогика | |||
Автор: Махаева Светлана Александровна | |||
09.06.2022 10:13 | |||
Не так страшна инклюзия, как её малюют… Российское образование всё больше разворачивается в сторону развития инклюзии. По мнению тех, кто продвигает подобный вид обучения, это должно положительным образом сказаться на развитии как самих детей с ОВЗ, так и нормотипичных малышей. Первая группа получает социализацию и жизненные навыки, которые невозможно сформировать без партнёра-ровесника. А вторая – учится толерантности и доброте. А что касается педагогов? Как бы красиво и справедливо это ни казалось в теории, многие из нас по-прежнему боятся смешивать эти две категории детей. Я расскажу вам о своём опыте работы в такой «особенной» группе.
Не стоит думать, что инклюзия – это удел только крупных «передовых» дошкольных учреждений. Данный вид обучения может осуществляться в любом провинциальном детском саду. Наш, например, совсем небольшой – чуть меньше 70-ти воспитанников на 5 групп. Типичный сад для нашей страны, он находится в спальном районе и окружен хрущевками, то есть родители, дети и педагоги – самые обычные. Идею открыть направление для детишек с ОВЗ все встретили с осторожностью. Это ведь очень ответственный шаг – для работы с инвалидами, как нам казалось, нужны какие-то специальные знания и навыки. Но на деле все оказалось не так страшно. Я вместе с другими педагогами прошла повышение квалификации от областного Института развития образования. И уже через 2 недели получила необходимый сертификат-допуск к работе с «инклюзивными» детьми. А на моей группе появились трое ребят с синдромом Дауна. Группа – первая младшая, на ней обитают самые маленькие дети в саду. Это оказалось плюсом – разница в развитии между детьми в таком возрасте не очень ощутима: у всех одинаковые потребности: внимание взрослого во время игр и занятий, помощь во время процедур самообслуживания, отстаивание своих интересов. Однако ввиду эмоциональной нестабильности «особенных деток» было решено принимать их на группу с более старшего возраста. Средний возраст здоровых воспитанников на тот момент составлял у нас 2-3 года, а «даунятам» соответственно было по 3-4 года. И если нормотипичные воспитанники после года на группе переходили на следующую ступень обучения, то дети с ОВЗ в обязательном порядке посещают группу два года – сейчас как раз второй год, как я работаю с аналогичной группой. В первый год обучения при написании образовательной программы мы сделали акцент на развитие речи детей. Потому что считаю, что умение общаться – это ключ к решению многих проблем и предотвращению многих конфликтов. Дети в этом возрасте очень эмоциональны и еще не умеют контролировать свое поведение, поэтому ссоры неизбежны. Чтобы избежать грубости и агрессии между детьми, нужно научить их решать конфликты мирным путем: договариваться, уходить или звать на помощь взрослого. Таким образом, с самого раннего возраста мы с детьми начали изучать правила делового общения и речевого этикета. Не стоит думать, что дети использовали какие-то церемониальные сложные фразы. Достаточно просто научить их элементарной вежливости: спрашивать друг у друга разрешения, чтобы взять игрушку; извиняться, если кого-то обидел; помогать и подсказывать друг другу во время игры. Стоить отметить, что на данном этапе дети еще не видят различий между здоровыми и больными сверстниками, поэтому прекрасно находят общий язык, играют вместе. Понятие «Особенный» мы на нашей группе не используем, с ним детей знакомят на следующих этапах обучения. Помимо умения выражать свои мысли мы развиваем и дикцию с артикуляцией, так как зачастую дети говорят правильные слова адекватно сложившейся ситуации, но другие воспитанники его не понимают. Особенно это касается ребят с синдромом Дауна, в виду особенностей формирования их речевого аппарата. Какое бы занятие не проводилось на группе – в него всегда включен элемент на закрепление того или иного звука. Изучаем животных – обязательно пробуем говорить так же, ка они. Изучаем транспорт – подражаем звукам автомобильных сигналов, пароходных гудков, шума самолета, и т. д. Даже когда проходим еду – стараемся отрабатывать звуки: «Ам!», «М-м-м, вкусно!», «Буль-буль». Особенно интересно проходят в моей группе музыкальные занятия. Малышу с ОВЗ трудно дается повторение движений за педагогом, поэтому приходится буквально брать его руки в свои и самой выполнять хлопки, взмахи, и т. д. Остальные воспитанники фактически смотрят не на меня, а на этого своего товарища, ведь именно он показывает, что нужно делать. Это также способствует более тесному взаимодействию обоих категорий детей. Кроме того, больные дети чувствуют себя более уверенно в коллективе, они, в некоторой степени, зарабатывают себе авторитет. Художественная деятельность сначала давалась нам сложнее всего. Потому что многие дети в этом возрасте уже знают цвета, формы, умеют рисовать линии, работать с клеем. А инклюзивные – с этим всем, естественно, сталкиваются впервые. Выход нашли такой: либо приглашаем родителей позаниматься на пару со своими малышами (и дети, и взрослые получают большое удовольствие от такой совместной деятельности). Либо заранее делаем 3-4 заготовки с уже выполненными этапами работы. Сделает ребенок что-то не так – не беда: всегда есть запасной экземпляр, где это уже сделано правильно. На нем можно продолжить работу без проблем. В итоге у особенных ребят выходят поделки и рисунки практически не отличающиеся от поделок сверстников. Но стоит оговориться: для того, чтобы инклюзивные детки не отставали от товарищей, нужно работать в постоянной связке с логопедом и психологом. Для каждого такого ребенка специалистами разрабатывается своя индивидуальная программа развития. Причем зачастую информация в ней дублируется с программой всей группы – для лучшего усвоения и закрепления. Вся перечисленная работа дает свои результаты – наши «особенные детки» и их сверстники на группе играют вместе, но при этом уважают личные границы друг друга. Специалисты ПМПК отмечают, что образование здоровых детей не страдает (этого обычно боятся противники инклюзии) – они осваивают полноценную программу первой младшей группы. Многие наши выпускники стали отличниками в школе. Прекрасные результаты показывают и воспитанники с ОВЗ. Они выходят из учреждения полностью адаптированными к социуму, имеют элементарные навыки самообслуживания и полностью готовы к последующему обучению по инклюзивным программам следующей ступени – отбор в такие группы и классы в других учебных заведениях наши ребята проходят без проблем (а желающих попасть в такие коллективы, как понимаете, немало). Таким образом, могу смело сказать всем коллегам-воспитателям: не бойтесь работать в инклюзии! При грамотной организации педагогической работы и ответственном отношении к воспитательному процессу на группе смешивание особенных и обычных детей не доставляет много проблем. А результаты, которые вы видите в детях, и благодарные родители – это отличная мотивация, которая заставит вас продолжить инклюзивные эксперименты.
|