«Инновационные технологии в воспитании и обучении детей» |
Педагогика | |||
Автор: Раджабова Бесханум Эдуардовна | |||
22.04.2022 09:32 | |||
«Инновационные технологии в воспитании и обучении детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №37 «Дружная семейка» города Нижневартовска Подготовила: воспитатель Раджабова Б.Э. Нижневартовск 2022г От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. (Джон Локк). Вся система образования проходит процесс реорганизации, который уже много лет предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, к поиску новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. На современном этапе развития общества инновационные процессы затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Без разработки инновационных технологий невозможно развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
В настоящее время педагоги, трудящиеся в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), направляют все усилия и возможности на внедрение в работу различных инновационных технологий. Основная задача педагогов дошкольного учреждения — выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Инновацией – это создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Инновационные технологии – это создание и внедрение чего-то нового, разработка новых технологий обучения и воспитания, а также апробация этих технологий в образовательном учреждении, например, новые формы взаимодействия педагогического коллектива с родителями, интересные способы развития творческих способностей детей и так далее. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: "Не рядом, не над ним, а вместе!". Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Что же означает сам термин "технология". Технология происходит от греческого слова "мастерство, искусство" и "закон, наука" — это наука о мастерстве. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Педагогическая технология – это целостный научно-обоснованный проект, определённый педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Она отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержания, формы, методы, средства, результаты и условия их организации. Основа педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы, включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогические технологии можно использовать, как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников. Насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:
Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания. Технологии проектной деятельности. Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования. Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Технологии исследовательской деятельности Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Исследовательская деятельность ребенка помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты. При организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Информационно-коммуникационные технологии. Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео). Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители, что предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. новационная технология педагогический коллектив Образование детей строится как целостный процесс, объединенный общим содержанием, сюжетом, персонажем. В него включаются последовательно:
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя. Технология "ТРИЗ" Технология "ТРИЗ" (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом "Творчество во всем!" Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Применение инновационных педагогических технологий способствует:
Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. (Чарльз Диккенс).
|