Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование финансовой грамотности у дошкольников
Педагогика
Автор: Маликова Лениза Ильгизаровна   
21.04.2022 09:32

Формирование финансовой грамотности у дошкольниковФормирование финансовой грамотности у дошкольников

Маликова Лениза Ильгизаровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Почемучка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан (МАДОУ детский сад № 26 г. Октябрьский) Воспитатель

Аннотация: в статье дается описание понятия «финансовая грамотность» в условиях дошкольного образования; представлен перечень понятий, овладение которыми позволит формировать финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста; рассмотрены особенности применения различных средств в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников

Ключевые слова: финансовая грамотность, формирование финансовой грамотности, понятия финансовой грамотности для дошкольников, средства формирования финансовой грамотности

Formation of financial literacy among preschoolers

 

Malikova Leniza Ilgizarovna

Municipal Autonomous preschool educational Institution kindergarten No. 26 "Pochemuchka" of the Oktyabrsky city district of the Republic of Bashkortostan (MADOU kindergarten No. 26 October)

Educator

Abstract: the article describes the concept of "financial literacy" in the conditions of preschool education, presents a list of concepts, the mastery of which will allow to form financial literacy in preschool children, discusses the features of the use of various means in the process of forming financial literacy of preschoolers

Keywords: financial literacy, formation of financial literacy, concepts of financial literacy for preschoolers, means of formation of financial literacy

Проблема формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в современное время обладает обоснованной актуальностью. Необходимость принимать различные финансовые решения в повседневной жизни, а также трудности, которые могут возникать в процессе применения финансовых инструментов позволяют судить о важности приобретения людьми навыков и знаний в финансовой сфере жизнедеятельности. В нашем случае финансы рассматриваются в качестве совокупности семейных и личных денежных средств, которыми человек распоряжается на протяжении его жизни.

Недостаточность в уровне финансовой грамотности создает определенные барьеры для родителей относительно привития детям правильных навыков в управлении финансами, формирования у них системы позитивных установок, позволяющих принимать в будущем грамотное решение.

Часто родители обсуждают вопросы о том, что современные дети не ценят деньги, не берегут игрушки, вещи, требуют приобретения для них дорогих подарков. Решение данной проблемы становится возможным в процессе формирования финансовой грамотности у детей посредством включения основ по экономическому воспитанию в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

Рациональное отношение к деньгам необходимо закладывать у ребенка в детстве. Такую работу можно начинать с возраста 5 лет. Старший дошкольный возраст является наиболее продуктивным относительно заложения в личности важных индивидуально-психологических особенностей, в число которых входят сила воли, бережливость, ответственность, которые необходимы для воспитания гражданина, обладающего финансовой грамотностью.

Для детей дошкольного возраста финансовая грамотность представляет собой финансово-экономическое образование, которое направлено на заложение у детей нравственных основ в финансовой культуре, а также развитие у них нестандартного мышления в финансовой среде, в том числе воображение и творчество [3, с. 108].

Относительно дошкольников, которые находятся на начальной стадии в жизненном цикле, способности управлять финансами являются основой в их материальном благополучии в будущем. При этом следует отметить, что финансовая грамотность взрослого человека и дошкольника предполагает решение различных задач, соответствующих возрасту. Так в дошкольном возрасте в процессе формирования финансовой грамотности у ребенка воспитывают деловитость, бережливость и рациональное поведение относительно любой простой обменной операции, ценностного отношения к результату труда, формируют первичные представления о мире финансов.

Согласно ФГОС ДО результатом и основной целью формирования финансовой грамотности у дошкольников является развитие личности [7], которое предполагает также формирование социальной компетенции детей в сфере семейных и личных финансов.

В процессе формирования финансовой грамотности дети в возрасте 5-7 лет знакомятся с разнообразными понятиями экономической сферы жизнедеятельности. Опишем их более подробно.

  1. Понятия: услуга, товар, продукт труда, работу, труд. Во время знакомства с данными понятиями дети понимают, что безделье является плохим явлением, а труд – хорошим. Человеку необходимо трудиться на протяжении всей его жизни. Результатом осуществления трудовой деятельности может быть услуга, товар либо достижение цели, которую человек поставил для себя, к примеру, ремонт сломанной вещи, изготовление подарка для близкого человека, овладение умением катания на лыжах и пр.
  2. Понятия: заработная плата, заработок, доход, купюра, монета, деньги. Знакомство с такими понятиями предполагает результат – понимание детьми того, что в результате труда человек получает доход. Деньги зарабатываются с помощью труда. Деньги являются вознаграждение человека за выполненную работу, мерой для оценки труда, универсальным средством для обмена товара на услугу либо на товар. Деньги могут быть металлическими и бумажными.
  3. Понятия: домашнее хозяйство, семейный бюджет, карманные деньги, личный бюджет. Процесс организации работы с данными понятиями предполагает формирование у ребенка знаний, позволяющих различить семейный и личный бюджет, понимать важность в ведении людьми домашнего хозяйства.
  4. Понятия: кошелек, копилка, сбережения. Ребенка обучают пониманию того, зачем необходимо сберегать и копить деньги, каким образом их можно накопить.
  5. Понятия: дешево, дорого, невыгодно, выгодно, продавец, покупатель, расходы, обмен. Знакомство с данными понятиями предполагает выстраивание обучение по цепочке: продажа – товар – цена – покупка.
  6. Понятия: займ, должник, долг. Детей подводят к осознанию того, что если человек берет что-либо в долг на какое-то время, он обязан вернуть это вовремя. У детей воспитывается ответственность: если отсутствует уверенность в том, что задуманное получится, лучше не занимать и не обещать. Долг относится к серьезному обязательству [1, с. 39].

С описанными выше понятиями можно знакомить детей в возрасте 5-6 лет. Для детей 6-7-летнего возраста данный перечень понятий дополняется следующими:

  1. Понятия: экономия, план. Дети должны осознать, что для заработка денег необходимо выполнить немалый труд, поэтому тратить эти деньги надо только с пользой и бережно к ним относиться.
  2. Понятия: возможность, желание, капризы, потребность. Детей обучают различению потребностей и желаний, поиску и оценке ответа на вопрос о том, действительно ли ребенку нужна определенная вещь, например, игрушка; имеется ли возможность для ее покупки.
  3. Понятия: торговые организации: ярмарки, рынки, киоски, магазины. Детей обучают, в каких торговых организациях продают и покупают различные товары, какие еще услуги там оказывают.
  4. Понятия: реклама, подарок. Детей знакомят с понятием рекламы, подводят к осознанию того, какое влияние реклама может оказать на человека.
  5. Понятия: щедрость, жадность, бедность, богатство. Детям даются представления о том, что не все в жизни человека можно купить и продать; что такие основные ценности как близкий человек, друг, мир, жизнь невозможно купить за деньги [4, с. 349].

Таким образом, формирование финансовой грамотности предполагает проведение длительной целенаправленной работы по знакомству дошкольников с описанными выше понятиями и формированию у них навыков и умений их применения в практической деятельности.

Необходимо отметит, что изучение основ финансовой грамотности начинается всегда с глубокого изучения понятия «труд».

Последовательность примерного тематического плана в обучении дошкольников финансовой грамотности можно представить следующим образом:

  1. Труд – основа в жизни.
  2. Что из себя представляют деньги? Зачем нужны деньги? Откуда берутся деньги?
  3. Продаем, покупаем, обмениваемся.
  4. Экономим, сберегаем, тратим разумно.
  5. Обучаемся отдавать и занимать долги.
  6. Обучаемся планированию.
  7. Бедность и богатство.

Процесс формирования финансовой грамотности дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации предполагает применение в работе с детьми различных традиционных и современных средств. К традиционным средствам относятся: игровая деятельность, чтение художественной литературы, беседа, наблюдение, экскурсия и пр. Среди современных средств следует выделить такие как театрализованная постановка, конкурсы и викторины, мастерские, ситуационные задачи, проектная деятельность и пр. Такие средства имеют интегрированный характер и дают возможность для развития различных видов деятельности детей. Рассмотрим коротко некоторые из указанных средств.

  1. Игра как ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста занимает в работе с детьми значительное место. Применение игровой деятельности в формировании у дошкольников финансовой грамотности является имеет предпочтительность. Тематика проводимых с детьми игр может быть разнообразной, к примеру, «Сделал дело, можно гулять смело», «Чего не купишь?», «Одолжить и занять», «Сберегаем и копим», «Супермаркет» и пр. Возможно применение как дидактических, так и сюжетно-ролевых игр. Опишем примерный ход занятия с детьми подготовительной к школе группы: проводится ситуативная игра «Магазин». Дети покупают и производят услуги и товары, устанавливают цены на них, используют для совершения финансовых операций деньги (шаблоны денег). Для покупки и продажи дети в игровой форме изучают предложение и спрос, принимают заказы на услуги и товары. Во время занятия можно также проводить с детьми рисование, аппликацию, связанными с изготовлением вывески, денег, рекламой магазин [5, с. 282].
  2. Чтение художественной литературы, проведение беседы по ее содержанию. Чтение дает возможность для восприятия детьми необходимой информации, а беседа закрепляет знания детей. Тематика художественной литературы может быть разнообразной и включать в себя основные вопросы: труд является основой в жизни, важность работы и заработка, откуда берутся деньги и пр. Примерами художественной литературы являются:
  • сказки, которые отражают труд человека: «Морозко», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко» К.Д. Ушинского и пр.
  • сказки о возможностях и потребностях: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, народная сказка «Иван-царевич и серый волк», «Телефон» К.И. Чуковского
  • сказки об обмене (бартер): «Выгодное дело», «Лисичка со скалочкой», «Умный работник» В. Катаева и пр.
  • сказки о деньгах: «Серебряная монета» Г.Х. Андерсен, «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского и пр.
  • сказки о рекламе: «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Новое платье короля» Г.Х. Андерсен, «Как старик корову продал» С. Михайлова и пр.

- сказки о купле-продаже: «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, народные сказки «Чудесная рубашка» и «Мальчик-с-пальчик» и пр.

3. Фотовыставки, тематические выставки на различные тематики финансовой сферы. К примеру, «Торговые организации», «Поход в магазин», «Учимся бережливости» и пр.

4. Проектная деятельность дает возможность для дошкольников совместно со взрослыми либо самостоятельно овладеть практическим опытом, добыть его при помощи поиска, экспериментирования, преобразования и анализа. При помощи проектов дети узнают новые представления и понятия о мире семейных и личных финансов. Тематика проекта может быть следующей: «Трудиться почетно и полезно», «Наше богатство» и пр. [2, с. 821].

5. Ситуационные задачи предполагает обучение детей на примере разбора конкретных ситуаций. Данная технология лучше иных средств обучает детей решению возникающих проблем, учитывая фактическую финансовую информацию и конкретные условия. Формирование финансовой грамотности детей происходит посредством включения их в разнообразные меняющиеся ситуации, позволяющие узнать что-либо новое о мире финансов и экономики, об обществе, семье и пр. Дети обучаются предвидению последствий своего поведения, анализу причин развития событий определенным образом. В процессе усложнения подобных ситуаций активизируется познавательный интерес дошкольников, формируется определенный опыт в финансовой сфере. Образовательные ситуации могут быть различных видов: ситуация морального выбора, ситуация взаимодействия и общения, игровая ситуация, проблемная ситуация, практическая ситуация по интересу дошкольника и пр. Рассмотрим пример ситуации. Детям предлагается прослушать ситуацию и ответить на поставленные педагогом вопросы. Ситуация: Родители подарили Оле подарок на день рождения. Подарок – это котенок, которого так долго ждала Оля. Мама сказала дочке, что теперь нельзя лениться, надо каждый день ухаживать за котенком, трудиться. Вначале Оля вместе с мамой и папой изучила, как необходимо ухаживать за своим домашним питомцем: играть, поить, кормить, менять ему лоток. Спустя некоторое время Оля научилась все делать сама и решила ухаживать за своим котенком самостоятельно.

Вопросы педагога:

- Можно сказать, что Оля любит котенка и любит трудиться?

- Как вы считаете, кто ухаживать должен за котенком: ребенок, который просил завести домашнего питомца или родители?

- Вы согласны с тем, что для того, чтобы у вас был домашний питомец, необходимо быть человеком трудолюбивым?

- Какую награду получает человек, который выполняет уход за своим домашним питомцем?

Далее проводится обсуждение с детьми верных вариантов ответа, их обоснование на языке, доступным для дошкольников.

6. Мастерская – это форма организации детской продуктивной деятельности, которая обладает широкими возможностями в формировании у детей финансовой грамотности. Данная работа будет более эффективной при совместном участии детей и родителей в создании мастерской. Дети могут изготавливать рисунки, лепить из глины, теста, пластилина на финансовую тематику, вырезать из бумаги «деньги» и пр. Важно при этом предоставить ребенку самостоятельность в собственных фантазиях.

7. Конкурсы и викторины являются своеобразными формами познавательной деятельности, которые обладают информационно-развлекательным содержанием. Их тематика также может быть разнообразной. К примеру: «Угадай вид труда», «Угадай профессию», «Что можно купить в магазине» и пр. Рассмотрим примерный ход проведения викторины:

Детей делят на команды.

Воспитатель: Сегодня мы проведем экономическую викторину. Мы с вами узнаем, кто является знатоком экономики. За верный ответ команда будет получать монетки. Выиграет команда, которая соберет больше монеток.

Вопросы викторины:

- Что люди хранят в кошельке? (деньги, монеты)

- У какого животного всегда есть деньги? (поросенок – есть пятачок)

- Какими бывают деньги? (металлические и бумажные)

- Что такое семейный бюджет? (деньги, которые есть в семье)

- Что такое зарплата? (деньги, которые человек получает за работу. Которую он выполнил) и пр.

Основным критерием в отборе методического и дидактического материала при выборе любого средства является наличие у него экономической направленности, занимательности, воспитательной ценности, возможности применения приобретенных умений, знаний и практического опыта в жизни [6, с. 103].

Таким образом, формирование финансовой грамотности является актуальным направлением в современной системе дошкольного образования, которому следует уделять достаточное внимание в процессе организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Блискавка, Е.А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.А. Блискавка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.
  2. Жуйкова, Т.П. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Т.П. Жуйкова, А.А. Кокухина // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 821-823.
  3. Кустова, Е.А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста / Е.А. Кустова // Молодой ученый. – 2018. – № 34. – С. 108-110.
  4. Люнгрин, О.Е. Экономическое воспитание дошкольников / О.Е. Люнгрин // Молодой ученый. – 2017. – № 8. – С. 349-351.
  5. Синицына, В.Н. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность / В.Н. Синицына // Молодой ученый. – 2021. – № 13. – С. 282-284.
  6. Фесенко, Н.И. Система работы по формированию экономических знаний у старших дошкольников / Н.И. Фесенко // Молодой ученый. – 2018. – № 46. – С. 103-106.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс] // Федеральный институт развития образования. – Режим доступа: https: //fgos. ru/. – (Дата обращения: 27. 10. 2021).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год