Консультация «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников» |
Педагогика | |||
Автор: Матвеенко Алёна Александровна | |||
06.04.2022 07:53 | |||
Консультация «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников» Воспитатель МБДОУ «Дядьковский детский сад» Матвеенко Алёна Александровна Профессор Л.И. Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”. Вот простейшая формула культуры речи: Думай, кому говоришь. Что говоришь. Где говоришь. Зачем говоришь. Какие из этого будут последствия? Компоненты профессиональной речи педагога. Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований: голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей. педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей); педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей; с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения. голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего. Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками. Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено. Требования к качеству речи педагога ДОУ Правильность — соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка. Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). Самые распространённые ошибки в речи воспитателя: Употребление слов-паразитов: Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию.
Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке. Ласка и шутка: Маленький, да удаленький. Мал, да удал; Ясен, как солнышко (как звездочка). Красней красного солнышка, ясней ясного месяца. Шапочка с ушами, молодчик с кудрями. Выросла, как тополька. Кубарики-кубаришки, малые ребятишки. Ты моя баловушка. Идет, словно павушка плывет. Танина коса — всему городу краса. Растут детки, как грибки-дождевички. Ау, подай голосок через темный лесок! Не видал, как упал, погляжу — ан лежу. Ножкой об ножку постукивает, сапог о сапог пощелкивает. Сядем рядком да потолкуем ладком. Права ножка, лева ножка — поднимайся понемножку. Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл. Саночки-самокаточки: садись да катись. Прытко бегают, да часто падают. Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался. Поучение или наставление: За правое дело стой смело. Для друга все не туго. О чем не сказывают, о том не допытывайся. Поспешишь — людей насмешишь. Спеши, не спеши, а поторапливайся. Скоро пойдешь — ногу зашибешь. На скору ручку — комком да в кучку. Умел потерять, умей и найти. Так пройди, чтобы ни стуку, ни следу. Умей сказать, умей и смолчать. Умей шутить, умей и перестать. Любо — бери, не любо — не вороши. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не сиди сложа руки, не будет скуки. Береги нос в большой мороз. Мороз не велик, а стоять не велит. Порицание: Много шуму — мало толку. Шумят, как воробьи на дождь. Пыль столбом, дым коромыслом — не то от пляски, не то от таски. Весь дом вверх дном. У наших у ворот всегда хоровод. Без проказ ни на час. Кто весел, а кто и нос повесил. Наш Филат не бывает виноват. У всякого Федорки свои отговорки. Друг на дружку, а все на Петрушку. Я про сапоги, а он про пироги. На своей улочке и курочка храбра. Наш пострел везде поспел. Пословицы и поговорки, относящиеся к еде и сну: Пели, пели, да есть захотели. Что поставят, то и кушай. Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было. Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай. Ешь больше, проживешь дольше. Ешь больше, богатырем будешь. Без соли невкусно, а без хлеба несытно. Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной. Остатки сладки. Лакомый кусок на закрепу. Пора спать, коли некого ждать. Милая подружка — подушка. Одним ухом спит, другим слышит. Спали, почивали, весело ль вставали?
|